Упражнение 7. фиксация на себе

Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упря­мый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли та­кие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по-разному?

«Большую часть своей жизни я был «своим парнем», ко­торый никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им. Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражите­лен и прямолинеен».

УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ

(Другие)

Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — на­пример, об однокласснике или начальнике. Какие опре­деления вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения?

«Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего зна­комства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора».

Как другие фиксируют себя в отношениях с миром?

Большую часть времени мы играем роли,

ходя вокруг да около, избегая соприкосновений

и столкновений... фриц Перлз

Охотник на оленей не видит гор — страдалец

Хакуин (Мастер Дзен, Хвек)

Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то ха­рактеризовать свои представления и свои чувства. Время от . времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для харак­теристик. Описывайте свои зрительные представления в тер­минах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос-ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Ха­рактеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте по­чувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к этому выводу: может статься, что на самом деле вам просто смер­тельно скучно!

«Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утвержде­ния других людей, которые, как я думал, были направ­лены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно:

вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответ­ственно (и неадекватно)».

Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняю­щемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили». Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые.

Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стерео­типы поведения, побуждая нас обращать пристальное внима­ние на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружаю­щему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем.

мудрость

Я буду использовать себя во всей полноте

своих способностей, все доводя до конца

и стремясь к еще большему знанию и осуществлению.

НО

Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться. Это и есть путь к мудрости.

Джордж Роснер

упражнение 7. фиксация на себе - student2.ru

ГЛАВА 4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ты волен делать что угодно.

Только перенеси последствия.

Шелдон Копп

Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это аг­рессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, проис­ходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неиз­менного фокусирования на осознании телесных ощущений.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «.. .и беру ответствен­ность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оцени­вать сказанное и не пытайтесь угадать, что является це­лью этого упражнения. Просто следуйте нашему поже­ланию и осознавайте происходящее.

«То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный вы­бор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать. Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе».

Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего со­знания. Это философская точка зрения, порождающая беспо­мощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независи­мо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же мо­мент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста.

Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание. Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущ­ность процесса фокусировки сознания и своего над ним конт­роля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соот­ветствии с ним.

К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую об­ласть, которую мог бы осознать. Часто последствия этого про­стираются далеко за пределы границ осознания. Например от­казываясь понимать, что злость — это тоже часть меня само­го, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я счи­таю запретными, могут сначала игнорироваться и со време­нем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексу­альности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексу­альным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуаль­ной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру. И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.

Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть, \в частности это касается тех путей, которые отрицают взаи­мосвязанность «всего со всем в этом мире».

Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмот­ря на то, что определенные стороны бытия затрудняют дос­тижение гармонии в жизни человека, гораздо больше слож­ностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боим­ся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны.

Мы очень многообразны, больше чем можем себе предста­вить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное нача­ло в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить.

Есть слабое утешение в знании, что я никогда

не буду прежним. Джордж Роснер

Наши рекомендации