Узловой момент в Корейской войне
Начавшиеся 10 июля переговоры о перемирии в Корее в условиях сложной обстановки на фронте не открыли путь к мирному урегулированию. На Корейском полуострове происходила ожесточенная артиллерийская дуэль и велись воздушные бомбардировки.
В начале 1952 года весь мир облетело сообщение официального органа КНР - телеграфного агентства Синьхуа. Датированное 22 февраля и озаглавленное "Демократические силы всего мира протестуют против применения бактерий армией США" сообщение передавало действительно потрясающие сведения. "... По сообщению нашего фронтового корреспондента, войска американского агрессора, попирая справедливость и международное право и поставив своей целью массовое уничтожение корейского гражданского населения, а также корейских и китайских войск, развернули бактериологическую войну, которая угрожает гибелью всему человечеству. С 28 января по 17 февраля этого года военные самолеты американского агрессора систематически рассеивали в больших количествах в Корее - на позициях наших войск и в тылу - бактерии и различных ядовитых насекомых. 28 января самолеты противника рассеяли юго-восточнее Ичхона, в Кымкокъи и ряде других районов три вида насекомых, которые ранее никогда не обнаруживались на Корейском полуострове зараженных бактериями черных мух, блох и пауков..."
Вслед за тем агентство Синьхуа передало новое сообщение: "С началом войны американское командование доставило из Токио на Корейский полуостров крупных военных преступников - Сиро Исии, Вадзиро Вакамацу и Масадзи Китано,- которые вели бактериологическую войну еще в Китае во время агрессии японского империализма против этой страны. В Корее они снова проводили эксперименты над взятыми в плен китайскими добровольцами с использованием бактериологического оружия и теперь продолжают свои варварские действия, применяя это оружие".
Сиро Исии и Масадзи Китано - бывшие начальники "отряда 731", а Вадзиро Вакамацу - бывший начальник родственного "отряду 731" "отряда 100".
Японские отряды по подготовке и ведению бактериологической войны сохранены и действуют!
Эти сообщения агентства Синьхуа всколыхнули весь мир. Соответствующие ведомства вооруженных сил США и ООН, разумеется, поспешили заявить, что "это не имеющая под собой оснований политическая пропаганда коммунистов".
Опубликовавшая сообщения агентства Синьхуа китайская газета "Жэньминь жибао" вслед за тем поместила многочисленные фотографии насекомых и бактериологических бомб, сброшенных в северной части Кореи и в северо-восточных районах Китая. Среди них были бомбы, очень напоминавшие по форме бомбу "Удзи" и другие устройства, созданные в "отряде 731".
Действия Сиро Исии и его подручных во время войны в Корее и по сей день представляют загадку.
Чтобы решить ее, нужна новая работа и, конечно, сбор материала на месте - в Китае и Корее.
Заключительная глава
Оживет ли дьявол
В заключительной главе первой части я писал, что намерен проследить, как в послевоенное время вырос "новый дьявол" - отряд бактериологического и химического оружия армии США, вскормленный на дьявольской кухне "отряда 731".
Начиная работу над второй частью, я предполагал, что прослежу историю "отряда 731" вплоть до того времени, когда его работа была продолжена армией США, когда данные о подготовке бактериологической войны, полученные в "отряде 731", были использованы в ходе войны в Корее, иными словами, когда произошло "возрождение дьявола". Однако вразрез с моими первоначальными намерениями мне приходится, лишь упомянув о начале войны в Корее, закончить эту книгу. Причина в том, что материалы, которые при содействии определенных кругов министерства обороны США удалось получить моему компаньону Масаки Симодзато, и прежде всего протокол, составленный после войны во время допроса Исии и его помощников в штаб-квартире оккупационных войск США, оказались чрезвычайно обширными. Причем характер этих материалов не позволял исключить их из моего повествования.
Отклики на "Кухню дьявола"
Работа над "Кухней дьявола" была начата 19 июля 1981 года. С тех пор прошло более года, и все это время я и Симодзато целиком погружены в нее. Необычно уже то, что число читателей книги перевалило за миллион человек. А ведь она не развлекательный роман, не дань моде и не содержит полезных для жизни практических советов. Она и не из тех книг, которые возбуждают повышенное внимание читателей после ее экранизации. Эта книга не доставляет удовольствия. Ее, скорее, хочется запрятать подальше, чтобы не попадалась на глаза. Повествование об "отряде 731" - это рассказ о преступлениях, совершенных Японией во время войны. Это рассказ об охватившем страну безумии и позоре. Поэтому стоит задуматься над тем, почему ее читают.
Сам факт, что книга без кино- и телерекламы привлекла к себе более миллиона читателей, говорит о том, что война не стерлась в памяти людей. Среди читателей много представителей послевоенного поколения. Но война оставила след и в их душах. Рассказы родителей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек, а если и не эти рассказы, то инстинктивный страх и отвращение к войне, милитаризму и фашизму, вероятно, способствовали тому, что обличение зла и призыв не допустить повторения страшных зверств нашли отклик в их сердцах.
Книга вызвала интерес не только в Японии. Запросы о ней последовали от органов массовой информации США, Англии, Франции, Китая, КНДР, Южной Кореи, Гонконга, Канады, Швеции, Швейцарии, Югославии, Австралии и других стран. Для людей было откровением, что японская армия совершала военные преступления, сравнимые разве что со зверствами Освенцима. И еще книга вызвала недоумение: как могло все это оставаться в тайне в течение десятилетий, прошедших после войны? Чем бы ни был продиктован интерес к книге, я вижу, что он выходит за рамки обычного.