Логика развития лагерной смены.
Прежде чем говорить о лагерной смене, необходимо рассмотреть те основные функции, которые должен решать детский оздоровительный лагерь как элемент воспитательной системы.
1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в детском оздоровительном лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.
2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться - необходимая составляющая отдыха детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
3. Саморазвитие и самореализация – факторы, во многом определяющие содержание деятельности ДОЛ. Каникулярная пора наиболее благоприятна для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода - одна из основных задач.
4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не вкладывающихся в рамки школьных программ, выборка умений и навыков в избранном виде деятельности.
5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе - немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: главным в ДОЛ становится оздоровление. Но оздоровление в более широком смысле, чем понималось ранее. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей при благоприятных экологических условиях.
Развитие– еще одно ключевое понятие, определяющее содержание деятельности и способы ее организации в ДОЛ, которые максимально способствовали бы самореализации ребенка. Развитие ребенка происходит в процессе проживания, погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослым и природой, искусством, при непосредственном включении его в разнообразное деятельное поле.
Определив функции ДОЛ при организации летнего отдыха детей и подростков, можно поговорить о лагерной смене. Лагерная смена, как и любой процесс, имеет свою логику, последовательность, развитие.
Целесообразно в логике лагерной смены выделять три периода: организационный, основной и заключительный. В каждом из них решаются свои задачи, меняется позиция вожатого по отношению к ребенку.
Говоря о социализации как одной из основных функций, мы подразумеваем, что ребенок не только участвует в разнообразной интенсивной деятельности и общении, но и сам её организует. Поэтому и позиция вожатого в каждом периоде будет разной. Конечно, если только вожатый доверяет ребенку и верит в его силы.
Позицию вожатого по отношению к ребенку в организационный период можно определить как вожатый – ведущий, ребенок – ведомый. В этот период вожатый демонстрирует различные формы мероприятий, задает уровень их организации и проведения. Короче говоря, вожатый создает тот эталон, на который в последующем будут равняться ребята.
В основнойпериод идет совместная деятельность вожатого и ребенка, где ребенку дается все большее пространство для его реализации в роли организатора отрядных мероприятий. И после каждого обязательно проводится совместный анализ дела. Что получилось или не получилось и почему? Как вели себя участники мероприятия? Выводы используются другими ребятами при организации следующего мероприятия. Здесь обязательно надо быть тактичным по отношению к ребенку, корректно помочь ему увидеть не только неудавшиеся моменты, но и удачные находки.
Заключительный период есть подведение итогов того, чему научились дети, как изменились в процессе деятельности, какой уровень организаторских (лидерских) способностей приобрели. Позиция педагогов на данном этапе развития лагерной смены является консультативной.