Лекция 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
^ 1. Понятие и классификация принципов правового регулирования
Под принципами права понимаются руководящие идеи, которые определяют сущность и направление правовых норм в той или иной сфере общественных отношений. Принципы могут быть непосредственно закреплены в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.
По сфере действия принципы разделяются на следующие виды:
общеправовые, т. е. свойственные всем отраслям права
(например, принцип законности, закрепленный в ст. 15 Консти
туции РФ);
межотраслевые, отражающие общие черты нескольких
отраслей (например, конституционный принцип защиты трудящихся от безработицы и их материального обеспечения при наступлении нетрудоспособности и по возрасту в равной степени относится и к трудовому праву и к праву социального обеспечения);
отраслевые, отражающие специфику данной отрасли;
внутриотраслевые, которые относятся к отдельным ин
ститутам отрасли.
^ 2. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
Систему принципов права социального обеспечения составляют:
а) всеобщность социального обеспечения;
б) финансирование социального обеспечения за счет страховых взносов и государственного бюджета;
в) дифференциация условий и уровня социального обеспечения;
г) универсальность и комплексность при предоставлении социального обеспечения.
Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они применимы к отдельным организационно-правовым формам социального обеспечения.
^ 3. Содержание принципов права социального обеспечения
Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Временно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане также имеют право на социальное обеспечение, но основанием для этого являются соответствующие международные договоры. Беженцам предоставляются те виды социального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам»).
Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они предоставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом возраста и наличия трудового стажа установленной продолжительности.
Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услуги в централизованных внебюджетных фондах социального назначения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «внебюджетными».
Денежные средства фондов формируются, как уже было сказано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды пополняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фонды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физических и юридических лиц.
Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.
Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые договоры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.
В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачиваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболевания или по случаю потери кормильца, а также выполняет другие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.
Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным и др.
Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, государственных и общественных организаций, личные средства граждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохранения направляются для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здравоохранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного медицинского страхования за счет отчислений страхователей в территориальные фонды ОМС.
Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-
Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступлении всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудового увечья, потери кормильца, накопления определенного трудового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуждаемости и т. д.
Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государственные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подобные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.