Формирование структуры предложений

Конструкции предложений начинают формироваться в раннем возрасте, когда ребенок манипулирует с предме­тами и игрушками. Младший дошкольник в общении, в игре активно осваивает разные типы структурных схем про­стого предложения.

Речь 3—4-летних детей обычно фразовая и состоит из простых коротких предложений. В основе предложения ле­жит структурная схема, в соответствии с которой выра­жаются главные члены предложений (подлежащее, сказу­емое), а также происходит распространение высказыва­ния за счет определений, дополнений, обстоятельств.

Характерны назывные предложения, состоящие из одно­го подлежащего, и двусоставные, в которых подлежащее — имя, а сказуемое — глагол или прилагательное, наречие, существительное в именительном или косвенном падеже.

Формирование морфологической стороны речи

Идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. В словаре ребенка имеются существи­тельные, прилагательные, глаголы, наречия, числитель­ные, союзы, предлоги, междометия.

Ребенок учится склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонения глагола, изменять их по вре­менам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Дети в этом возрасте понимают разговорную повество­вательную речь, соответствующую их возрастным особен­ностям, владеют навыками активной речи, необходимы­ми для общения с окружающими, способны рассказать об увиденном, запомнить и прочесть небольшое стихотворе­ние. К 4 годам дети научаются пользоваться в общении всем имеющимся у них запасом слов, Они умеют отвечать на вопросы и могут пересказать сказки и рассказы.

Формирование способов словообразования

Словообразование — длительный процесс, имеющий ряд качественно своеобразных этапов. Основное внимание приковано к пониманию производного слова и адекват­ного его использования в речи. Инновации возникают при образовании слов с уменьшительно-ласкательным значе­нием (рукавочки), глаголов совершенного и несовершен­ного вида в неопределенной форме.

3-й год жизни — очень важный этап в освоении грам­матического строя речи ребенка. Это период интуитивно­го постижения языковых закономерностей, время пробуж­дения языкового сознания. Оттого, насколько наполнена жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельно­сти, зависит весь ход дальнейшего речевого развития.

Диагностика речевого развития

Грамматический строй речи, его семантическая основа формируются в повседневном общении и в различных видах деятельности — игре, конструировании и др. Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения — простое манипулирование игрушками, распределение атрибутов, ролей и т.д., ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы рече­вого поведения, функциональные типы высказываний.

В творческой детской игре активно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. В сложно-ди­дактических играх и играх-драматизациях интенсивно про­исходит процесс формирования синтаксической структу­ры детских высказываний, соотнесение языковых форм и конструкций с движениями и действиями ребенка, пере­вод неречевых средств общения в речевые.

Итак, речевая деятельность — это целенаправленная мотивированная деятельность, опосредованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства, поступки дру­гого человека или самого себя через создаваемый в про­цессе ее текст. Комплексный подход к речевому развитию заключается не только в объединении на одном занятии видов работы над разными сторонами речевой деятельно­сти, но и в широком влиянии каждой конкретной рече­вой игры на разные стороны речевого развития.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику речевому развитию в возрасте 3 лет.

2. По каким механизмам происходит формирование структуры предложений?

3. Раскройте специфику развития морфологической сто-

роны речи детей 3—4 лет.

4. Перечислите основные симптомы кризиса трех лет (см. § 9).

5. Каковы основные новообразования кризиса трех лет?

Тест 14

1. Речь — это:

а) сложный комплекс аналитико-синтетических про­цессов, направленных на распознавание объекта как целого, так и отдельных его характеристик;

б) творческая психическая функция человека, его спо­собность к познанию, саморазвитие через диалог с другой личностью;

в) формирование произносительной системы родного языка у детей.

2. Речь формируется:

а) при развитии биологических предпосылок;

б) развитии сознания и произвольного поведения;

в) общении ребенка с матерью.

3. В 3 года у детей имеются следующие категории слов:

а) существительные, глаголы, прилагательные, союзы, предлоги;

б) только существительные, глаголы, прилагательные;

в) существительные, глаголы, прилагательные, наре­чия, числительные, союзы, предлоги, междометия.

4. Три основных симптома кризиса трех лет:

а) эмоционально-личностное общение, упрямство, мо­нологическая речь;

б) негативизм, упрямство, своеволие;

в) базальная потребность — уважение, бунт, негати­визм.

5. Основной вид деятельности 3-летнего ребенка — это:

а) манипулирование с предметами;,

б) эмоциональное общение с матерью;

в) игра и продуктивные виды деятельности.

6. Основное новообразование кризиса трех лет:

а) отделение себя от окружающих;

б) «инициатива против чувства вины»;

в) подражание взрослым.

7. Укажите центральное нововведение в речевом раз­витии 3-летнего ребенка:

а) формирование монологической речи, новых инно­ваций;

б) усложнение фразовой речи, употребление простых предложений;

в) словоизменение и освоение диалогической формы со взрослыми, инициативных высказываний.

ПЯТИЛЕТНИЙ ВОЗРАСТ

Наши рекомендации