Формирование структуры предложений
Конструкции предложений начинают формироваться в раннем возрасте, когда ребенок манипулирует с предметами и игрушками. Младший дошкольник в общении, в игре активно осваивает разные типы структурных схем простого предложения.
Речь 3—4-летних детей обычно фразовая и состоит из простых коротких предложений. В основе предложения лежит структурная схема, в соответствии с которой выражаются главные члены предложений (подлежащее, сказуемое), а также происходит распространение высказывания за счет определений, дополнений, обстоятельств.
Характерны назывные предложения, состоящие из одного подлежащего, и двусоставные, в которых подлежащее — имя, а сказуемое — глагол или прилагательное, наречие, существительное в именительном или косвенном падеже.
Формирование морфологической стороны речи
Идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. В словаре ребенка имеются существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, союзы, предлоги, междометия.
Ребенок учится склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонения глагола, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Дети в этом возрасте понимают разговорную повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способны рассказать об увиденном, запомнить и прочесть небольшое стихотворение. К 4 годам дети научаются пользоваться в общении всем имеющимся у них запасом слов, Они умеют отвечать на вопросы и могут пересказать сказки и рассказы.
Формирование способов словообразования
Словообразование — длительный процесс, имеющий ряд качественно своеобразных этапов. Основное внимание приковано к пониманию производного слова и адекватного его использования в речи. Инновации возникают при образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением (рукавочки), глаголов совершенного и несовершенного вида в неопределенной форме.
3-й год жизни — очень важный этап в освоении грамматического строя речи ребенка. Это период интуитивного постижения языковых закономерностей, время пробуждения языкового сознания. Оттого, насколько наполнена жизнь малыша, от богатства языковой среды и деятельности, зависит весь ход дальнейшего речевого развития.
Диагностика речевого развития
Грамматический строй речи, его семантическая основа формируются в повседневном общении и в различных видах деятельности — игре, конструировании и др. Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения — простое манипулирование игрушками, распределение атрибутов, ролей и т.д., ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы речевого поведения, функциональные типы высказываний.
В творческой детской игре активно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. В сложно-дидактических играх и играх-драматизациях интенсивно происходит процесс формирования синтаксической структуры детских высказываний, соотнесение языковых форм и конструкций с движениями и действиями ребенка, перевод неречевых средств общения в речевые.
Итак, речевая деятельность — это целенаправленная мотивированная деятельность, опосредованная знаками языка и воздействующая на мысли, чувства, поступки другого человека или самого себя через создаваемый в процессе ее текст. Комплексный подход к речевому развитию заключается не только в объединении на одном занятии видов работы над разными сторонами речевой деятельности, но и в широком влиянии каждой конкретной речевой игры на разные стороны речевого развития.
Вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику речевому развитию в возрасте 3 лет.
2. По каким механизмам происходит формирование структуры предложений?
3. Раскройте специфику развития морфологической сто-
роны речи детей 3—4 лет.
4. Перечислите основные симптомы кризиса трех лет (см. § 9).
5. Каковы основные новообразования кризиса трех лет?
Тест 14
1. Речь — это:
а) сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого, так и отдельных его характеристик;
б) творческая психическая функция человека, его способность к познанию, саморазвитие через диалог с другой личностью;
в) формирование произносительной системы родного языка у детей.
2. Речь формируется:
а) при развитии биологических предпосылок;
б) развитии сознания и произвольного поведения;
в) общении ребенка с матерью.
3. В 3 года у детей имеются следующие категории слов:
а) существительные, глаголы, прилагательные, союзы, предлоги;
б) только существительные, глаголы, прилагательные;
в) существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, союзы, предлоги, междометия.
4. Три основных симптома кризиса трех лет:
а) эмоционально-личностное общение, упрямство, монологическая речь;
б) негативизм, упрямство, своеволие;
в) базальная потребность — уважение, бунт, негативизм.
5. Основной вид деятельности 3-летнего ребенка — это:
а) манипулирование с предметами;,
б) эмоциональное общение с матерью;
в) игра и продуктивные виды деятельности.
6. Основное новообразование кризиса трех лет:
а) отделение себя от окружающих;
б) «инициатива против чувства вины»;
в) подражание взрослым.
7. Укажите центральное нововведение в речевом развитии 3-летнего ребенка:
а) формирование монологической речи, новых инноваций;
б) усложнение фразовой речи, употребление простых предложений;
в) словоизменение и освоение диалогической формы со взрослыми, инициативных высказываний.
ПЯТИЛЕТНИЙ ВОЗРАСТ