Переход от протоязыка к словесному языку

У детей с более поздним развитием артикуляции, ве­роятно, первые слова на третьей подстадии развития про­тоязыка можно рассматривать как сигнификативные пер­вые слова.

1. Высказывания, состоящие из одного слова, если их рассматривать с помощью протознаков, являются сложными^

2. Ребенок заменяет протознаки словами, когда он не в состоянии выразить с их помощью то, что хочет сказать; происходит разрешение противоречия меж­ду целью высказывания и его средствами и между формой высказывания и его содержанием.

Если вспомнить особенности возникновения новых средств общения в предыдущих периодах, становится очевидным, что эти изменения происходят, когда уве­личивается дистанция между ребенком и объектом ком­муникации. В подготовительном периоде общение свя­зано с появлением взрослого (объекта) в поле видимо­сти детей.

При переходе к основному периоду развития прото­языка — началу индикации, указательному жесту, пред­меты, которые стремится иметь ребенок, находятся на рас­стоянии, превышающем возможность дотронуться до них вытянутой рукой. И наконец, слова относятся к объектам коммуникации, которые малыш не может достать или ко­торые находятся вне поля его восприятия.

Таким образом, опережающее общение со взрослыми, в процессе которого они побуждают и поощряют ребенка использовать речь, изменение социальной ситуации раз­вития и потребностей, связанное с дифференциацией и категоризацией окружающего мира, себя и других, орга­ническая готовность речедвигательного аппарата — все это приводит к такому положению, когда малышу нужно ис­пользовать речевую форму общения. Чтобы быть понятым, он намерен использовать слово и может это сделать. Раз-

личные соотношения этих условии речевого развития, ве­роятно, могут давать разные типы индивидуального раз­вития речи у детей.

Индивидуальные значения всех видов протознаков опо­средствованы отношениями ребенка с окружающими его взрослыми. Через эти отношения ребенок приобщается к человеческой экспрессии, миру предметных, культурно-опосредствованных значений.

Дословесные значения являются психологическими. Несомненно, что они не исчезают в речи взрослых лю­дей, а преобразуются и входят в психологическое значе­ние — смысл слова, представляющий собой, по Л.С. Вы­готскому, совокупность всех психических факторов, воз­никающих в нашем сознании благодаря слову.

В дальнейшем развитии ребенка дословесные значения преобразуются и не только служат условием и предпосыл­кой вербальных значений, но и имеют свой собственный статус, проявляясь, например, в признаках действия, не­посредственно-чувственных и эмоционально-оценочных признаках субъективной семантики.

Таким образом, основные отличия протоязыка от сло­весного — системно-структурные, обусловленные отли­чиями в деятельности и социальной ситуации ребенка и взрослого.

Вопросы и задания

1. Какова специфика дословесного периода овладения речью?

2. Перечислите механизм и модели порождения речи.

3. Охарактеризуйте языковые функции, становление которых происходит в дословесном периоде разви­тия языка.

4. Что такое протоязык и какие смысло-семантические категории протоязыка вы знаете?

5. Проследите путь от возникновения лепета до появ­ления в детской речи первых слов.

Тест 12

1. Ученый, занимавшийся исследованиями дослове­сного периода развития речи ребенка:

а) МИ. Лисина;

б) Ф. Варбург;

в) М. Совак.

2. Этап, включающий в себя модель порождения речи:

а) реализация программы высказывания;

б) программирование конкретного высказывания;

в) программирование речевого целого.

3. Для второго периода обобщения, лежащего в основе первых слов, характерно;

а) абстрагирование от изменчивых признаков пред­мета;

б) значительное увеличение словарного запаса; в ) яркая эмоциональная окраска.

4. Время первой подстадии основной стадии прото-языка:

а) 6 мес. — 1 год 8 мес.;

б) 5 мес. — 1 год;

в) 7 мес. — 1 год.

5. На подготовительной стадии ведущей является дея­тельность:

а) ситуативно-личностная;

б) инструментальная;

в) эвристическая.

6. Возраст, в котором высказывания определяются ука­зательными ки незнаками-жестами:

а) 4—9 мес;

б) 7—12 мес;

в) 2—6 мес

КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА

Проявления и структура

Переходный период между младенчеством и ранним дет­ством обычно называют кризисом первого года. Как вся­кий другой кризис, он связан с проявлениями самостоя­тельности и сопровождается аффективными реакциями (см. § 9 данной главы).

В развитии речи необходимо различать три стороны: психофизиологическую, психологическую и логическую.

Речь является прежде всего системой звуков, а артику­ляция есть психофизиологический процесс. Если рассматри-

вать развитие речи с этой стороны, здесь различают три фазы: крик; лепет и настоящую речь.

Рассматривая речь как психологический процесс, необ­ходимо отметить, что всякое слово — двойной природы. Оно имеет прежде всего свое «тело», которое состоит из звуков, но оно имеет и свою «душу» — смысл, который одухотворяет эти звуки, является выражением или зна­чением. Звуковой комплекс («тело») имеет свой «кон­тур». Определенность звукового контура в настоящих сло­вах ведет к тому, что ребенок обращает внимание на зву­ковую сторону слова, легко выговаривает звуки, легко их узнает.

У детей, как и у взрослых, слуховой и моторный (арти­куляционный) образы слов соединены с образом (зри­тельным) обозначенного предмета. Но у взрослых грамот­ных людей сюда присоединяется еще зрительный образ написанного слова, графический образ, регулирующий на­писание слова. Все эти образцы связаны друг с другом так, что между ними рано образуется полная психическая эк­вивалентность.

Ребенок первоначально обладает слуховым образом сло­ва—он слышит вокруг себя слова, привыкает к их звуко­вому контуру, узнает его и научается придавать ему пер­воначальное значение. В. Штерн отмечал, что объем слов, которые ребенок понимает, значительно больше объема слов, которые он сам может выговорить.

Когда мы говорим, что всякое слово что-либо обозна­чает, то у нас непременно налицо то, что обозначается. Когда мы слышим незнакомое слово, оно ничего для нас не обозначает и является простым набором звуков. Необ­ходим особый акт, с помощью которого мы могли бы осо­знать, что слуховой образ соотносится с определенным зрительным образом и означает его.

Этот означающий акт впервые объединил материал обо­значения и его предмет, т.е. впервые создал психологию обозначения. Кроме предмета обозначения и материала, как следует из вышеизложенного, необходим еще особый обозначающий акт, а не простая ассоциация образов, ко­торый и создает их связь означения.

Входя в жизнь беспомощным, малоприспособленным, еще не владеющим органами чувств и способом передачи другим своих чувств и желаний, ребенок в течение одного года научается понимать речь близких и малознакомых людей и готов уже к тому, чтобы научиться говорить.

Наши рекомендации