Переход от протоязыка к словесному языку
У детей с более поздним развитием артикуляции, вероятно, первые слова на третьей подстадии развития протоязыка можно рассматривать как сигнификативные первые слова.
1. Высказывания, состоящие из одного слова, если их рассматривать с помощью протознаков, являются сложными^
2. Ребенок заменяет протознаки словами, когда он не в состоянии выразить с их помощью то, что хочет сказать; происходит разрешение противоречия между целью высказывания и его средствами и между формой высказывания и его содержанием.
Если вспомнить особенности возникновения новых средств общения в предыдущих периодах, становится очевидным, что эти изменения происходят, когда увеличивается дистанция между ребенком и объектом коммуникации. В подготовительном периоде общение связано с появлением взрослого (объекта) в поле видимости детей.
При переходе к основному периоду развития протоязыка — началу индикации, указательному жесту, предметы, которые стремится иметь ребенок, находятся на расстоянии, превышающем возможность дотронуться до них вытянутой рукой. И наконец, слова относятся к объектам коммуникации, которые малыш не может достать или которые находятся вне поля его восприятия.
Таким образом, опережающее общение со взрослыми, в процессе которого они побуждают и поощряют ребенка использовать речь, изменение социальной ситуации развития и потребностей, связанное с дифференциацией и категоризацией окружающего мира, себя и других, органическая готовность речедвигательного аппарата — все это приводит к такому положению, когда малышу нужно использовать речевую форму общения. Чтобы быть понятым, он намерен использовать слово и может это сделать. Раз-
личные соотношения этих условии речевого развития, вероятно, могут давать разные типы индивидуального развития речи у детей.
Индивидуальные значения всех видов протознаков опосредствованы отношениями ребенка с окружающими его взрослыми. Через эти отношения ребенок приобщается к человеческой экспрессии, миру предметных, культурно-опосредствованных значений.
Дословесные значения являются психологическими. Несомненно, что они не исчезают в речи взрослых людей, а преобразуются и входят в психологическое значение — смысл слова, представляющий собой, по Л.С. Выготскому, совокупность всех психических факторов, возникающих в нашем сознании благодаря слову.
В дальнейшем развитии ребенка дословесные значения преобразуются и не только служат условием и предпосылкой вербальных значений, но и имеют свой собственный статус, проявляясь, например, в признаках действия, непосредственно-чувственных и эмоционально-оценочных признаках субъективной семантики.
Таким образом, основные отличия протоязыка от словесного — системно-структурные, обусловленные отличиями в деятельности и социальной ситуации ребенка и взрослого.
Вопросы и задания
1. Какова специфика дословесного периода овладения речью?
2. Перечислите механизм и модели порождения речи.
3. Охарактеризуйте языковые функции, становление которых происходит в дословесном периоде развития языка.
4. Что такое протоязык и какие смысло-семантические категории протоязыка вы знаете?
5. Проследите путь от возникновения лепета до появления в детской речи первых слов.
Тест 12
1. Ученый, занимавшийся исследованиями дословесного периода развития речи ребенка:
а) МИ. Лисина;
б) Ф. Варбург;
в) М. Совак.
2. Этап, включающий в себя модель порождения речи:
а) реализация программы высказывания;
б) программирование конкретного высказывания;
в) программирование речевого целого.
3. Для второго периода обобщения, лежащего в основе первых слов, характерно;
а) абстрагирование от изменчивых признаков предмета;
б) значительное увеличение словарного запаса; в ) яркая эмоциональная окраска.
4. Время первой подстадии основной стадии прото-языка:
а) 6 мес. — 1 год 8 мес.;
б) 5 мес. — 1 год;
в) 7 мес. — 1 год.
5. На подготовительной стадии ведущей является деятельность:
а) ситуативно-личностная;
б) инструментальная;
в) эвристическая.
6. Возраст, в котором высказывания определяются указательными ки незнаками-жестами:
а) 4—9 мес;
б) 7—12 мес;
в) 2—6 мес
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА
Проявления и структура
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом первого года. Как всякий другой кризис, он связан с проявлениями самостоятельности и сопровождается аффективными реакциями (см. § 9 данной главы).
В развитии речи необходимо различать три стороны: психофизиологическую, психологическую и логическую.
Речь является прежде всего системой звуков, а артикуляция есть психофизиологический процесс. Если рассматри-
вать развитие речи с этой стороны, здесь различают три фазы: крик; лепет и настоящую речь.
Рассматривая речь как психологический процесс, необходимо отметить, что всякое слово — двойной природы. Оно имеет прежде всего свое «тело», которое состоит из звуков, но оно имеет и свою «душу» — смысл, который одухотворяет эти звуки, является выражением или значением. Звуковой комплекс («тело») имеет свой «контур». Определенность звукового контура в настоящих словах ведет к тому, что ребенок обращает внимание на звуковую сторону слова, легко выговаривает звуки, легко их узнает.
У детей, как и у взрослых, слуховой и моторный (артикуляционный) образы слов соединены с образом (зрительным) обозначенного предмета. Но у взрослых грамотных людей сюда присоединяется еще зрительный образ написанного слова, графический образ, регулирующий написание слова. Все эти образцы связаны друг с другом так, что между ними рано образуется полная психическая эквивалентность.
Ребенок первоначально обладает слуховым образом слова—он слышит вокруг себя слова, привыкает к их звуковому контуру, узнает его и научается придавать ему первоначальное значение. В. Штерн отмечал, что объем слов, которые ребенок понимает, значительно больше объема слов, которые он сам может выговорить.
Когда мы говорим, что всякое слово что-либо обозначает, то у нас непременно налицо то, что обозначается. Когда мы слышим незнакомое слово, оно ничего для нас не обозначает и является простым набором звуков. Необходим особый акт, с помощью которого мы могли бы осознать, что слуховой образ соотносится с определенным зрительным образом и означает его.
Этот означающий акт впервые объединил материал обозначения и его предмет, т.е. впервые создал психологию обозначения. Кроме предмета обозначения и материала, как следует из вышеизложенного, необходим еще особый обозначающий акт, а не простая ассоциация образов, который и создает их связь означения.
Входя в жизнь беспомощным, малоприспособленным, еще не владеющим органами чувств и способом передачи другим своих чувств и желаний, ребенок в течение одного года научается понимать речь близких и малознакомых людей и готов уже к тому, чтобы научиться говорить.