Подготовительная (2—7 мес.) и основная стадии развития протоязыка
Дословесный период речевого онтогенеза включает в себя основное смысло-семантическое новообразование критического периода развития при переходе от младенческого к раннему возрасту — протоязык и «первые» номинативные и сигнификативные слова ребенка. Собственно речь начинается с грамматически оформленных предложений из двух слов, в которых когнитивные смысло-се-мантические категории протоязыка н «первых» слов преобразуются и превращаются в грамматические категории. Опыты говорят о наличии в протоязыке функциональных, семиотических, смысловых, семантических и прагматических предпосылок развития речи.
В протоязыке закладываются функции речевого знака. Каждая из его стадий и подстадий характеризуется своей системой функции. Одна из функций каждой стадии — ведущая, она определяется ведущим типом деятельности. Из нее выделяются и от ее изменений зависят все остальные функции.
На подготовительной стадии ведущим является взаимодействие, внутри которой развиваются личностная и инструментальная и зарождается информативная функции. Последняя на основной стадии развития протоязыка является ведущей. От нее зависят другие функции взаимодействия — личностная, регуляторная, инструментальная и эвристическая. Изменение содержания информативной функции на каждой из подстадий основной стадии ведет к изменению содержания остальных функций в этот период.
В протоязыке закладываются семиотические предпосылки развития словесных знаков, это первая «примитивная» (по Л.С. Выготскому) стадия в развитии знаковых операций. На подготовительной стадии еще нельзя говорить о существовании отдельных протознаков, так как их функции не дифференцированы. На подготовительной стадии первыми формируются мимико-экспрессивные средства коммуникации.
Вокализации и локомоции появляются позднее и несут ту же функцию взаимодействия, что и экспрессивная мимика. На подстадий 7—12 мес. основной стадиивид высказывания определяется указательными кинезнаками-жес-тами и взглядами. На подстадий 12—18 мес. его определяют вокознаки, появление которых связано с развитием понимания речи. Именно за счет них в этот период разви-
вается ведущая информативная функция. На подстадий 12— 24 мес. вид высказывания определяют кинезнаки-жесты (изображающие и паралингенетические), происходит резкое увеличение их числа.
Таким образом, языковые функции имеют свои предпосылки в развитии дословесной коммуникации и проявляются в следующем порядке: взаимодействия, личностная и инструментальная (2—6 мес), информативная, регуляторная (7—12 мес), эвристическая.
Одна из функций в каждом периоде— ведущая, остальные — определяются ею. Ведущие функции — взаимодействия (на подготовительной стадии) и информативная (на основной стадии) — оказывают влияние на развитие всех остальных функций дословесной коммуникации.
Вокализации
Эмоциональные вокализации (гуление) появляются к концу 1-го мес. и достигают максимума в 3 мес, затем их становится меньше. Частота и длительность вокализаций возрастают, если взрослый отвечает на них улыбкой, разговаривает, гладит ребенка. Если взрослый перестает откликаться на гуление, оно резко сокращается и постепенно угасает.
Если вокализации приурочены к словесным воздействиям, го они называются «голосовым взаимодействием», которое имеет место на фоне более широкого эмоционального общения ребенка. Оно связано с положительным эмоциональным состоянием, носит полупроизвольный характер. Об этом свидетельствует нерегулярность и прирожденный звуковой состав вокализаций. Раньше всего дети начинают гулить в ответ на поглаживание.
Pаспознавание младенцами преувеличенных вокализаций в взрослого, выражающих приветствие, неудовольствие, удивление, понижающийся и повышающийся тип интонаций, вероятно, приводит к развитию интонационного слуха и появлению вокализаций с интонацией родного языка. Так, родители младенцев до 3—5 мес. затрудняются определить крики боли, голода и удивления, слышимые вне контекста. Однако к 7—8 мес. они совершенно правильно опознают вокализации просьбы, голода и удивления.
Лепет
Все теории о роли лепета в развитии речи можно разделить на подходы: «связанный» — лепет подготавливает
речь; «несвязанный» — не имеет прямого отношения к речи. Первый подход был выдвинут О. Маурером, который считал, что в лепете есть звуки всех языков. Не подкрепленные положительным отношением со стороны родителей, вскоре исчезают.
Отношение между лепетом и речью не однозначно: Е. и X. Кларки считают, что лепет бывает необходим для образования артикуляционного контроля в речедвигательном аппарате и может тренировать ребенка в произнесении последовательности звуков с определенной интонацией. Последовательность появления групп звуков в лепете и словесной речи одна и та же. Это может отражать трудности артикуляционного формирования различных групп звуков в филогенезе и онтогенезе. Иначе говоря, вначале гуление, а затем лепет становятся необходимыми артикуляторными предпосылками возникновения словесной речи.
Начиная с 2 мес. у ребенка формируется ситуативно-личностная форма общения. Ребенок не реактивно, а активно выражает свое отношение к контактирующему с ним взрослому. Следовательно, можно говорить о начале развития интенциональности, произвольности и экспрессивно-мимических средств общения.
Таким образом, первые средства дословесной коммуникации, используемые ребенком в 2—6 мес. в общении со взрослым, в отличие от эмоциональной экспрессии животных носят не инстинктивный непосредственный, а опосредствованный характер, подкрепленной отношением ребенка к взрослому, сформированным в их совместной деятельности.
«Первые» слова
Для того чтобы определить природу первых слов, необходимо обратиться к данным об обобщениях, лежащих в основе их значений и проанализировать их связь со словом (обозначающим).
Первый тип обобщений — наглядное. Оно осуществляется на основе сильных индивидуально-существенных признаков предметов. Исследователи отмечают яркую эмоциональную окраску первых слов этого типа, наличие разных названий для одной и той же вещи в различных ситуациях и в то же время многозначность слов. Эти особенности объясняются ситуативностью первых слов: слово относится ко всей ситуации в целом и обозначает не только предмет, но и ситуацию, связанную с ним.
Таким образом, слово, отражающее данный вид обобщения, не имеет постоянного значения. Л.С. Выготский показал, что первые слова ребенка — «автономная детская речь» — основное новообразование кризисного периода одного года. Л.С. Выготский выделяет следующие ее особенности: звуковой состав слов, употребляемых ребенком, значительно отличается от звукового состава наших слов.
Первые слова отличаются от последующих и по значению; общение с их помощью возможно только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов. Закон соединения первых слов также отличен от грамматических законов: это — закон объединения междометий, переходящих друг в друга, как бывает в состоянии аффекта.
Второй тип обобщений, лежащий в основе первых слов,— это представление данного единичного предмета, основанное на выделении его сходных и различных индивидуально-обобщенных признаков. Для периода, когда появляется этот вид обобщения, характерно увеличение словарного состава, начало овладения предметными действиями, которые ведут к нарушению аффективных связей и установлению связей по наличным признакам.
Слово употребляется в номинативной функции, называя имеющийся в наличии предмет, обычно в сочетании с указательным жестом. Поэтому для данного периода не характерны явления отсроченной имитации, называния предмета в его отсутствии и при различных изменениях его внешнего вида: на фотографиях, картинах, картинках в книге.
Третий тип обобщений — абстрагирование от изменчивых признаков предмета и обобщение его по предметно-орудийному, существенному признаку. Такие обобщения называются «первичным понятием». При образовании обобщений данного типа слова употребляются в отсутствии предмета. Предмет называется одним и тем же словом при его различных преобразованиях, начинается использование двухсловных предложений.
Для этого периода также характерно отсроченное упоминание событий и предметов, предметная игра. Поэтому можно говорить о семантических категориях слов, так как появление предметных действий ведет к установлению отношений между предметами, в то время как на предыдущих стадиях ведущую роль играет смысл.
Итак, на любой стадии развития обобщения существуют свои «первые* слова, которые отличаются по значению, условиям употребления. Каждой стадии развития обобщения соответствует свой тип действия с предметами, возможность узнавания предмета при его различных преобразованиях, наличие или отсутствие отсроченной имитации.