Подготовительная (2—7 мес.) и основная стадии развития протоязыка

Дословесный период речевого онтогенеза включает в себя основное смысло-семантическое новообразование критического периода развития при переходе от младен­ческого к раннему возрасту — протоязык и «первые» но­минативные и сигнификативные слова ребенка. Собственно речь начинается с грамматически оформленных предло­жений из двух слов, в которых когнитивные смысло-се-мантические категории протоязыка н «первых» слов пре­образуются и превращаются в грамматические категории. Опыты говорят о наличии в протоязыке функциональных, семиотических, смысловых, семантических и прагмати­ческих предпосылок развития речи.

В протоязыке закладываются функции речевого знака. Каждая из его стадий и подстадий характеризуется своей системой функции. Одна из функций каждой стадии — ведущая, она определяется ведущим типом деятельности. Из нее выделяются и от ее изменений зависят все осталь­ные функции.

На подготовительной стадии ведущим является взаимо­действие, внутри которой развиваются личностная и инст­рументальная и зарождается информативная функции. По­следняя на основной стадии развития протоязыка является ведущей. От нее зависят другие функции взаимодействия — личностная, регуляторная, инструментальная и эвристи­ческая. Изменение содержания информативной функции на каждой из подстадий основной стадии ведет к изменению содержания остальных функций в этот период.

В протоязыке закладываются семиотические предпосыл­ки развития словесных знаков, это первая «примитивная» (по Л.С. Выготскому) стадия в развитии знаковых опера­ций. На подготовительной стадии еще нельзя говорить о существовании отдельных протознаков, так как их функ­ции не дифференцированы. На подготовительной стадии первыми формируются мимико-экспрессивные средства коммуникации.

Вокализации и локомоции появляются позднее и несут ту же функцию взаимодействия, что и экспрессивная ми­мика. На подстадий 7—12 мес. основной стадиивид выска­зывания определяется указательными кинезнаками-жес-тами и взглядами. На подстадий 12—18 мес. его определя­ют вокознаки, появление которых связано с развитием понимания речи. Именно за счет них в этот период разви-

вается ведущая информативная функция. На подстадий 12— 24 мес. вид высказывания определяют кинезнаки-жесты (изображающие и паралингенетические), происходит рез­кое увеличение их числа.

Таким образом, языковые функции имеют свои пред­посылки в развитии дословесной коммуникации и прояв­ляются в следующем порядке: взаимодействия, личност­ная и инструментальная (2—6 мес), информативная, ре­гуляторная (7—12 мес), эвристическая.

Одна из функций в каждом периоде— ведущая, осталь­ные — определяются ею. Ведущие функции — взаимодей­ствия (на подготовительной стадии) и информативная (на основной стадии) — оказывают влияние на развитие всех остальных функций дословесной коммуникации.

Вокализации

Эмоциональные вокализации (гуление) появляются к концу 1-го мес. и достигают максимума в 3 мес, затем их становится меньше. Частота и длительность вокализаций возрастают, если взрослый отвечает на них улыбкой, раз­говаривает, гладит ребенка. Если взрослый перестает от­кликаться на гуление, оно резко сокращается и постепен­но угасает.

Если вокализации приурочены к словесным воздействи­ям, го они называются «голосовым взаимодействием», которое имеет место на фоне более широкого эмоциональ­ного общения ребенка. Оно связано с положительным эмоциональным состоянием, носит полупроизвольный характер. Об этом свидетельствует нерегулярность и при­рожденный звуковой состав вокализаций. Раньше всего дети начинают гулить в ответ на поглаживание.

Pаспознавание младенцами преувеличенных вокализа­ций в взрослого, выражающих приветствие, неудовольствие, удивление, понижающийся и повышающийся тип интона­ций, вероятно, приводит к развитию интонационного слу­ха и появлению вокализаций с интонацией родного языка. Так, родители младенцев до 3—5 мес. затрудняются опреде­лить крики боли, голода и удивления, слышимые вне кон­текста. Однако к 7—8 мес. они совершенно правильно опоз­нают вокализации просьбы, голода и удивления.

Лепет

Все теории о роли лепета в развитии речи можно раз­делить на подходы: «связанный» — лепет подготавливает

речь; «несвязанный» — не имеет прямого отношения к речи. Первый подход был выдвинут О. Маурером, который счи­тал, что в лепете есть звуки всех языков. Не подкреплен­ные положительным отношением со стороны родителей, вскоре исчезают.

Отношение между лепетом и речью не однозначно: Е. и X. Кларки считают, что лепет бывает необходим для обра­зования артикуляционного контроля в речедвигательном аппарате и может тренировать ребенка в произнесении последовательности звуков с определенной интонацией. Последовательность появления групп звуков в лепете и словесной речи одна и та же. Это может отражать трудно­сти артикуляционного формирования различных групп звуков в филогенезе и онтогенезе. Иначе говоря, вначале гуление, а затем лепет становятся необходимыми артикуляторными предпосылками возникновения словесной речи.

Начиная с 2 мес. у ребенка формируется ситуативно-личностная форма общения. Ребенок не реактивно, а ак­тивно выражает свое отношение к контактирующему с ним взрослому. Следовательно, можно говорить о начале раз­вития интенциональности, произвольности и экспрессив­но-мимических средств общения.

Таким образом, первые средства дословесной комму­никации, используемые ребенком в 2—6 мес. в общении со взрослым, в отличие от эмоциональной экспрессии животных носят не инстинктивный непосредственный, а опосредствованный характер, подкрепленной отношени­ем ребенка к взрослому, сформированным в их совмест­ной деятельности.

«Первые» слова

Для того чтобы определить природу первых слов, необ­ходимо обратиться к данным об обобщениях, лежащих в основе их значений и проанализировать их связь со сло­вом (обозначающим).

Первый тип обобщений — наглядное. Оно осуществля­ется на основе сильных индивидуально-существенных при­знаков предметов. Исследователи отмечают яркую эмоци­ональную окраску первых слов этого типа, наличие раз­ных названий для одной и той же вещи в различных ситуациях и в то же время многозначность слов. Эти осо­бенности объясняются ситуативностью первых слов: сло­во относится ко всей ситуации в целом и обозначает не только предмет, но и ситуацию, связанную с ним.

Таким образом, слово, отражающее данный вид обоб­щения, не имеет постоянного значения. Л.С. Выготский показал, что первые слова ребенка — «автономная дет­ская речь» — основное новообразование кризисного пе­риода одного года. Л.С. Выготский выделяет следующие ее особенности: звуковой состав слов, употребляемых ребен­ком, значительно отличается от звукового состава наших слов.

Первые слова отличаются от последующих и по значе­нию; общение с их помощью возможно только между ре­бенком и теми людьми, которые понимают значение его слов. Закон соединения первых слов также отличен от грам­матических законов: это — закон объединения междоме­тий, переходящих друг в друга, как бывает в состоянии аффекта.

Второй тип обобщений, лежащий в основе первых слов,— это представление данного единичного предмета, ос­нованное на выделении его сходных и различных индивидуаль­но-обобщенных признаков. Для периода, когда появляется этот вид обобщения, характерно увеличение словарного состава, начало овладения предметными действиями, ко­торые ведут к нарушению аффективных связей и установ­лению связей по наличным признакам.

Слово употребляется в номинативной функции, назы­вая имеющийся в наличии предмет, обычно в сочетании с указательным жестом. Поэтому для данного периода не характерны явления отсроченной имитации, называния предмета в его отсутствии и при различных изменениях его внешнего вида: на фотографиях, картинах, картинках в книге.

Третий тип обобщений — абстрагирование от изменчи­вых признаков предмета и обобщение его по предметно-ору­дийному, существенному признаку. Такие обобщения назы­ваются «первичным понятием». При образовании обобще­ний данного типа слова употребляются в отсутствии предмета. Предмет называется одним и тем же словом при его различных преобразованиях, начинается использова­ние двухсловных предложений.

Для этого периода также характерно отсроченное упо­минание событий и предметов, предметная игра. Поэтому можно говорить о семантических категориях слов, так как появление предметных действий ведет к установлению от­ношений между предметами, в то время как на предыду­щих стадиях ведущую роль играет смысл.

Итак, на любой стадии развития обобщения существу­ют свои «первые* слова, которые отличаются по значе­нию, условиям употребления. Каждой стадии развития обобщения соответствует свой тип действия с предмета­ми, возможность узнавания предмета при его различных преобразованиях, наличие или отсутствие отсроченной имитации.

Наши рекомендации