Какие предметы спрятаны в рисунках?

Ребенку объясняют, что ему будет показано несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» мно-i не известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: первой, вто­рой и третьей.

Время выполнения задания ограничивается 1 мин. Если И это время ребенок не сумел полностью выполнить за­дание, его прерывают. Если ребенок справился с задани­ем меньше чем за 1 мин, то фиксируют время, затрачен­ное на выполнение задания.

Примечание. Если специалист, проводящий психодиаг­ностику, видит, что ребенок начинает спешить и преж­девременно, не найдя всех предметов, переходит от одно­го рисунка к другому, он должен остановить его и попро­сить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут най­дены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Угадай, что я нарисовал

Оборудование: разные предметы, бумага, фломастеры.

При первом проведении игры следует брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок, овал). В дальнейшем используют предметы сложной формы, со­стоящие из нескольких частей, но имеющие в основе одну простую форму (неваляшка), а затем предметы, состоя­щие из 2—3 простых форм (снеговик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т.п.).

Педагог ставит на свой стол два предмета — куб и шар, кладет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать, а они должны угадать, что он нарисует. Затем педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала од­ного, а затем другого предмета, т.е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них.

При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном направлении, по часовой стрелке, и один раз, воз­вращаясь к исходной точке. Округлые формы обводят плав-

но. без остановок, угловатые — с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.

После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и нало­жить его на рисунок. «Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар», — говорит педагог, поднимая рисунок и шар и показывая их детям.

Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить предмет к рисунку, вновь по­дытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб». Когда игра проводится с предметами сложной формы, дети не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кла­дут их рядом с предметом.

Можно провести занятие с группой детей, раздав им соответствующие картинки (поезд, девочка, птица). «По­езд гудит: у-у-у; девочка плачет: а-а-а; птичка поет: и-и-и». Каждый звук произносится длительно, дети поднимают соответствующие картинки.

Варианты. Педагог произносит звуки длительно. Вме­сто картинок используются цветные кружки, соответству­ющие разным звукам.

Включаются согласные звуки, на которые дети не дол­жны реагировать.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику восприятию как пси­хическому процессу.

2. Каковы особенности зрительного восприятия детей с речевой патологией?

3. Охарактеризуйте состояние буквенного и лицевого гнозиса детей с ОНР.

4. Приведите примеры методик по диагностике вос­приятия.

5. Приведите примеры корреюшонных методик на раз­витие восприятия.

Тест 4

1. Сферы, от состояния которых зависит восприятие и развитие устной речи:

а) сенсорная;

б) моторная;

в) сенсорная и моторная.

2. Данные исследования зрительного восприятия у де­тей с речевой патологией показали:

а) что оно отстает от нормы;

б) находится в норме;

в) опережает норму.

3. К детям с речевой патологией, у которых отмечается нарушение фонематического восприятия, относятся:

а) всех дети;

б) часть;

в) никто.

4. Наиболее трудный элемент для восприятия и вос­произведения:

а) буквы;

б) звуки речи;

в) цифры.

5. Восприятие, на которое делается опора в логопедиче­ской работе:

а) слуховое;

б) тактильное;

в) зрительное.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Основные понятия

Слуховая кора занимает внешние (конвекситальные) отделы височной области мозга и так же, как и зритель­ная (затылочная) область коры, распадается на первич­ные (проекционные) и вторичные зоны. Слуховой путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего а. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания, и нервные волокна, предающие эти колебания, сохраняют соматотопическую организацию. Они идут по слуховому пути, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в пер­вичных (проекционных) отделах слуховой зоны коры, расположенной в поперечной извилине Гешля.

Большую роль в слуховом восприятии человека играют горичные отделы височной коры, имеющие большое зна-

чение в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последова­тельных серий звуковысотных отношений или ритмиче­ских звуковых структур. Гностические слуховые расстрой­ства связаны с поражением ядерной зоны звукового ана­лизатора (куда кроме 41 поля входят 42 и 22 поля).

В клинической и нейропсихологической литературе многократно описаны нарушения слуховых функций, воз­никающие при поражении ядерной зоны слуховой систе­мы правого и левого полушарий. При поражении корково­го уровня слуховой системы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различ­ных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это пораже­ние носит название слуховая агнозия.

Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — зна­ние) — нейропсихологическое нарушение. Характеризу­ется потерей способности к восприятию предметов и яв­лений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур.

Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, от­ражающее нарушение слухового восприятия, при сохран­ной элементарной чувствительности.

Виды слуховых агнозий

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

— собственно слуховую агнозию;

— аритмию;

— амузию;

— нарушение интонационной стороны речи (просодики);

— речевую акустическую агнозию.

Собственно слуховая агнозия

В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скри­па дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, ко­торые в норме человек различает без специального обу­чения.

Подобные звуки перестают для больных быть носите­лями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интен­сивности, длительности и тембру. Таким образом, наблю­дается принципиально то же самое нарушение, которое

возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появ­ления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптома­ми выраженной слуховой агнозии. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слу­ховой памяти, которые обычно проявляются в специаль­ных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е. запомнить два (или больше) зву­ковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает арит­мия. Ее симптомы хорошо изучены А. Р. Лурией и его со­трудниками и состоят в том, что ребенок не может оце­нить правильно ритмические структуры, которые предъяв­ляются ему на слух, и воспроизвести их. К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).

В качестве эталонов детям предъявляются ритмичес­кие рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить струк­туру ритма, а затем воспроизвести его. Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей. Больные, как прави­ло, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередова­лись друг с другом.

Амузия

Амузия — это нарушение способности узнавать и вос­производить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим рас­стройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С. Цветковой, показавшими, что у больных, страдаю­щих амузией, может быть значительное расхождение му­зыкальных и речевых способностей в виде афазии при со-

хранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болез­ненное и непонятное переживание. Больные рассказыва­ют, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способно­стью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте. Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной облас­ти, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).

Наши рекомендации