Диагностика нарушений восприятия

При диагностике нарушений восприятия можно выде­лить несколько уровней становления понимания речи у детей с О HP.

1. Нулевой: ребенок с сохранным слухом не восприни­мает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

2. Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связан­ные с обиходным предметным миром, знает имена близ­ких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по слове­сной просьбе изображения предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

3. Номинативный: ребенок хорошо ориентируется в на­званиях предметов, изображенных на отдельных картин­ках, но с трудом разбирается в названиях действий, изо­браженных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем?).

4. Предикативный: ребенок знает много названий дей­ствий, легко ориентируется в вопросах косвенных паде­жей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких

первообразных предлогов (положи на коробку, в короб­ку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

5. Расчлененный: ребенок различает изменения значе­ний, вносимых отдельными частями слова (морфами) — флексиями, приставками, суффиксами («стол — столы», «улетел — прилетел»).

Перед обследованием речевого восприятия необходи­мо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Установлено, что даже незначительное сни­жение остроты слуха в раннем детстве приводит к невоз­можности различать речевые звуки и четко их произно­сить. Наличие нормальной остроты слуха — важное усло­вие формирования фонематического восприятия.

Необходимо также наблюдение за тем, как ребенок контролирует свое произношение и насколько он спосо­бен различать, правильна ли предъявляемая ему слово­форма. При недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи. Для диагностики особенностей восприятия у детей с наруше­ниями речи используется комплекс методик.

К

Оррекция нарушений восприятия

На протяжении всей коррекционной работы необходи­мо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание инди­видуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать появив­шиеся улучшения в слитности и темпе произношения, удвоении, соблюдении орфоэпических норм.

Также необходимо организовывать наблюдение за спон­танной речью детей на занятиях и в свободное время. На­правление коррекционной работы будет зависеть от того, какая из сторон речи нарушена больше всего: импрессив-ная или экспрессивная. Особое внимание следует уделять развитию слухового внимания и памяти, а также устране­нию недостатков моторики и проведению гимнастики, раз­вивающей артикуляционный аппарат. Важным звеном в коррекционной работе является развитие у детей умения дифференцировать звуки в произношении, которые сход-

ны по звучанию или по артикуляторной позиции. Данное умение можно вырабатывать в ходе специально подобран­ных игр.

Игры по дифференциации звуков

Кто внимательный?

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Взрослый садится на расстоянии 2—3 м от ребенка. Ря­дом с ребенком разложены игрушки. Взрослый предуп­реждает ребенка, что сейчас он будет давать задания тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: «Возьми мишку и посади в машину», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу» и т.д. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти ко­манды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо, но четко.

Волшебная палочка

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, оберну­тый фольгой).

Взрослый и ребенок рассматривают предметы в комна­те. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дот­рагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обраща­ет внимание на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с пред­метами.

В поиске слов

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Взрослый предлагает ребенку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на по­иск слов. На прогулке ребенок находит предметы и четко называет их («качели», «скамейка», «лесок»). Взрослый сле­дит, чтобы он правильно и отчетливо произносил слова.

Сломанный телевизор

Оборудование: символы звуков на карточках, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем он беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке те-

левизора, а ребенок поднимает соответствующий символ. l.iчем ребенок может сам поработать диктором в сломан­ном телевизоре.

Наши рекомендации