Для детей с нарушениями речи

Современные социально-экономические условия в Рос­сии определяют необходимость усовершенствования с уче­том требований общества содержания специального образования, направленного не только на всестороннее разви­тие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию.

Критерии отбора в специальные учреждения

Клинико-педагогическая классификация бывает очень полезна при отборе в специальные группы детей с нару­шениями речи, а также при зачислении их в специальные (коррекционные) образовательные учреждения — детские сады и школы для детей с нарушениями речи. При этом клинический диагноз сопоставляется с особенностями речевых нарушений, выявленными по психолого-педагогической классификации. В дошкольных образовательных учреждениях создаются следующие специальные группы:

— дети с ОНР зачисляются с 3 до 5 лет, срок обучения от 2 до 4 лет в зависимости от степени тяжести нару-

шений. В эту группу принимаются дети с разным уров­нем речевого развития, имеющие указанные формы речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия);

— дети с ФФН зачисляются с 5 лет на 1 год обучения. При достаточном числе детей, имеющих однород­ную форму речевой патологии (ринолалия, дизарт­рия), для них создаются специальные группы. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обучения с 4 лет;

— дети с нарушением произношения отдельных звуков (с фонетическим изолированным дефектом — ФИД) зачисляются с 5 лет на полгода. Эти дети имеют лишь фонетические отклонения. Основной признак нару­шения речи — неправильное произношение, кото­рое проявляется по-разному. Для зачисления ребенка в специальную группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух видов звуков (например сви­стящие и сонорные или сонорные и шипящие), что в целом должно составлять не менее 5—6 звуков;

— заикающиеся дети зачисляются с 2 лет на I год, с 4— 5 лет — на 2 года. Наряду с заиканием у них может быть нарушено произношение отдельных звуков, наблюдаться ФФН или ОНР.

Наполняемость групп определяется тяжестью речевого дефекта. Количество детей в группах с ОНП, заиканием — 10 чел., ФФН — 12, с нарушением произношения от­дельных звуков — 15 чел.

Детей с ОНР готовят к обучению в общеобразователь­ной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушени­ями речи. В группах для детей с ФФН и нарушением про­изношения отдельных звуков осуществляется подготовка к обучению в общеобразовательной школе. В группах для детей с заиканием ведется подготовка к обучению в об­щеобразовательной школе или в школе для детей с тяже­лыми нарушениями речи. По мере устранения речевого де­фекта дети могут переводиться в детские сады общего типа.

Клинико-педагогическая классификация также исполь­зуется наряду с психолого-педагогической при зачисле­нии детей в специальную (корректшонную) школу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дошкольные специальные учреждения

Во многих случаях специальное дошкольное обучение и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем

самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (ТА. Власова, 1972). При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа приво­дит к значительной компенсации отклонений в развитии.

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушения­ми речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы при массовых дет­ских садах, а затем специальные детские сады и ясли-сады.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются отделами на­родного образования, в ведении которых находятся ука­занные учреждения. Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие 7-летнего нозраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с раз­личными видами речевых нарушений в условиях специ-;1льных дошкольных учреждений включают в себя не толь­ко коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овла­дению грамотой. Организация коррекционного процесса обеспечивается:

— своевременным обследованием детей;

— рациональным расписанием занятий;

— планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

— наличием планов фронтальных занятий;

— использованием необходимого оборудования и на­глядных пособий;

— совместной работой логопеда с воспитателем груп­пы и родителями.

Коррекционное обучение предполагает совмещение специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для до­школьных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и ин­дивидуальных занятий. В вечернее время выделяются спе­циальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда.

Воспитатель планирует свою работу с учетом программ­ных требований и речевых возможностей детей. Он обязан иметь в виду индивидуальные отклонения в формирова-

нии речи ребенка, распознать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учеб­ной и внеучебной деятельности учитывать речевые воз­можности каждого ребенка.

Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) пла­нируются занятия по развитию речи, ознакомлению с ок­ружающим, подготовке к письму и т.д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя обеспечивается фиксацией всех мероприятий в специальной тетради.

Учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Группы детского дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комплекту­ются следующим образом:

— ясельная группа — дети 2—3 лет;

— младшая — 3—4 лет;

— средняя — 4—5 лет;

— старшая — 5—6 лет;

— подготовительная к школе группа— 6—7 лет.

Наполняемость группы — 1 — 12 чел. Прием детей про­водится ежегодно с 1 августа по 1 сентября. Дети, достиг­шие 7-летнего возраста, по решению психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в соответствующие типы школ.

Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, обучению пра­вильной речи, произношению. Он работает в тесном кон­такте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, ведет соответствующую документацию.

Учреждения для умственно отсталых детей

Основным типом дошкольных учреждений для умствен­но отсталых детей является детский сад (детский дом). Груп­пы комплектуются так:

— младшая группа — дети в от 3—4 до 4—5 лет;

— средняя — от 4—5 до 5—6 лет;

— старшая — 5—6 лет;

— подготовительная к школе группа 6—7 лет. Наполняемость групп независимо от степени наруше­ния интеллекта — 10—12 чел.

Значительное количество умственно отсталых дошколь­ников имеют выраженные речевые расстройства, поэто-

му в обшей системе коррекционного обучения предус­матривается систематическая логопедическая работа. Она проводится на фронтальных занятиях в соответствии с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной груп­пе (на 1 —3-м годах обучения группа делится на подгруп­пы, на 4-м году фронтальные занятия проводятся со все­ми детьми). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком организуются не менее 3 раз в неделю. В содержание коррекционного обучения включается постановка и автоматизация звуков родного языка, рабо­та над плавностью речи, дыханием, ударением, над уточ­нением и расширением словаря, практическим употреб­лением грамматических конструкций, формированием связной речи. Ежедневная работа по развитию речи детей ведется всем коллективом специального дошкольного уч­реждения.

Учреждения для детей с нарушениями зрения

В данные учреждения принимаются дети с нарушения­ми зрения от 2 до 7 лет (в ясли-сады — от 2 лет, в детские сады — от 3 лет), имеющие выраженное понижение зре­ния и нуждающиеся в интенсивном лечении. Наполняе­мость дошкольных групп для слепых детей — 10 чел., для слабовидящих, включая амблиопию и косоглазие, — 12— 15 чел.

Необходимость систематической логопедической работы с данной категорией детей обусловлена наличием выра­женных нарушений устной речи. Первоначальное знаком­ство с детьми начинается с подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояния связ­ной речи, сформированное™ грамматического строя, сло­варя, фонетики, восприятия; проводится исследование общей и речевой моторики и т.д.). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования.

Система дифференцированного обучения предусматри­вает разные уровни речевого развития детей. Так, в груп­пах с первым уровнем речевого развития основное вни­мание уделяется формированию звукопроизношения. В группах для детей со вторым-третьим речевым уровнем логопедическая работа предусматривает ликвидацию про­белов в формировании фонетико-фонематического и лек-сико-грамм этического строя языка. С детьми ведутся лого­педические занятия по формированию связной речи, кор­рекции всех компонентов речевой системы.

По форме логопедические занятия могут быть индивиду­альными и подгрупповыми. Коррекция речевого развития слепых и слабовидящих детей осуществляется совместными усилиями всех специалистов, работающих в учреждении.

Специальные школы

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального учреждения, предназначенного для де­тей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизарт­рией, заиканием при нормальном слухе и первично со­хранном интеллекте. Успешное формирование речи и ус­воение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая такая школа. В 1956 г. при школе для слабослыша­щих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На ее базе в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с осо­бым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи. После 1958 г. подобные школы появляются в других горо­дах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.). Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы. С 1961 г. начинает раз­вертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы обще­го типа в данном учреждении выдвигаются следующие задачи:

— преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

— устранение связанных с ними особенностей психи­ческого развития;

— профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с диагнозами: алалия, афазия, дизарт­рия, ринолалия, заикание, имеющие ОНР тяжелой сте­пени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитываются в пер­вую очередь уровень речевого развития и характер первич-

ного дефекта. Во второе отделениеначисляются дети, стра­дающие тяжелой формой заикания при нормальном раз­витии речи.

В первом и втором отделениях образовательный про­цесс осуществляется по ступеням. В первом отделении:

— I ступень — начальное общее образование с норма­тивным сроком освоения (4—5 лет);

— II ступень — основное общее образование с норма­тивным сроком освоения (6 лет).

Во втором отделении:

— I ступень — начальное общее образование (4 года);

— II ступень — основное общее образование (5 лет). Предельная наполняемость классов составляет Пчел.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

Значительное число часов отводится на производствен­но-трудовое обучение. При этом труд рассматривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоле­ния отклонений развития и формирования личности и как главное условие подготовки детей с отклонениями в пси­хофизическом развитии к жизни и труду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся про­водится систематически в течение всего учебно-воспита­тельного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные раз­делы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Преодоление разнообразных проявлений речевых дефек­тов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (уроч­ных) и индивидуальных форм работы. Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно за­нимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15—20 мин). Для детей с нарушениями моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Во втором отделении дополни­тельный по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

Помимо логопеда, работой по преодолению речевых нарушений у детей занимаются учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речево­го общения, навыков самообслуживания и санитарно-ги­гиенических навыков.

Наши рекомендации