Как совершать три ракаата витра?

Мухаммад ибн Наср аль-Маррузи, да помилует его Аллах, сказал: «О нежелательности совершения витра в три рак‘ата передаются некоторые сообщения как от Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), так и от сподвижников и их последователей». Далее он привёл слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не совершайте витр в три рак‘ата, уподобляя его закатной молитве. Совершайте пять рак‘атов…».

Этот хадис передали аль-Хаким, № 1137, Ибн Хиббан, № 2429. Аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса слабый, однако, ат-Тахави и другие приводят его другим путём с безупречным (сахих) иснадом.

При взгляде на него, кажется, что он противоречит хадису Абу Аййуба, в котором говорится: “а кто желает, пусть совершает три рак‘ата”.Их можно согласовать, если отнести запрет к совершению трёх рак‘атов с двумя ташаххудами, потому что в таком виде витр становится похожим на закатную молитву (магриб). Если же молящийся садится только в конце третьего рак‘ата, то сходство исчезает. Нечто подобное сказал Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» т. 4, с. 301. Ас-Санани также одобрил это мнение в “Субуль ас-салям” Том 2, с. 8.

А чтобы сделать витр, состоящий из трёх рак‘атов, ещё менее походящим на закатную молитву, нужно отделить первые два рак‘ата таслимом от третьего, и это очевидно.

Поэтому Ибн аль-Каййим приводит в “Зад аль-маад” следующие сообщения: “Маханна спросил Абу ‘АбдуЛлаха Ахмада ибн Ханбаля: ‹Что ты скажешь о витре с таслимом после двух рак‘атов?› Он ответил: “Да, (это узаконено шариатом)”.Я спросил: “На основании чего ты даёшь такой ответ?”Он ответил: “Потому что хадисы об этом способе сильнее, и их от Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), передаётся больше”.А также: “Харб передаёт, что Ахмада спросили о витре, и он сказал: “Следует произносить таслим после двух рак‘атов. Хотя если молящийся не сделает этого, я надеюсь, ему это не повредит, но если исходить из того, что передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то лучше всё-таки произносить таслим”.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что разрешается совершать витр любым из упомянутых способов, и каждый из этих способов хорош. Что же касается совершения витра в три рак‘ата подобно закатной молитве, то относительно него не передаётся ни одного достоверного и ясного хадиса и этот способ не свободен от нежелательности. Поэтому мы выбираем мнение, согласно которому молящийся не должен садиться в витре между вторым и третьим рак‘атом. А сев, он должен произнести таслим. Это наилучший вариант, как уже было сказано. А Аллах помогает, и нет Господа кроме Него».

Если желаете, можете обратиться за более подробным разъяснением этого вопроса к книге «Зад аль-ма‘ад», Том 1, с. 327, а именно — к главе, посвящённой ночной молитве и витру Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям).

Два способа:

Первый способ:

Совершать их следует один за другим, произнеся в конце один ташахуд, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил слов таслима после двух ракатов витра». В другой её версии говорится: «Он совершал витр в 3 раката и садился лишь в последнем». (Насаи, 3/234; Бейхаки, 3/31). В «Аль-Маджму (4/7) Ан-Навави пишет: «(Хадис) был передан Насаи с хорошим иснадом, а Бейхаки – с достоверным.

Второй способ:

После двух ракатов следует произнести таслим и завершить витр совершением ещё одного раката. Как следует со слов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), он отделял два раката витра от последнего таслимом и сообщил, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поступал таким же образом. Хадис был приведен Ибн Хиббаном (2435). Ибн Хаджар сообщил в «Фатхе» (2/482) о том, что иснад данного хадиса является «прочным» (гавыйй).

Ибн ‘Умар рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр по два рака’ата, разделяя его таслимом (словами приветствия), после чего совершал один нечетный рака’ат”. аль-Бухари 991.

Вывод:

Витр в 3 ракаата делается двумя способами:

(1) Делаете два ракаата затем садитесь на ташахуд читаете ат-тахият и салават затем даете салам на право на лево, затем сразу встаете и делаете 1 ракаат.

(2) Способ делаете 3 ракаата подряд не садясь во 2 ракаате на ташахуд, а садитесь только в третьем ракаате и читаете ташахуд салават и даете салам.

Оба варианта соответствуют сунне ин шаа Аллах согласно достоверным хадисам которые привел выше.

Наши рекомендации