Физкультурные минуты (паузы) на уроках
Физкультурные минуты относятся к форме активного отдыха при умственной деятельности детей на уроках и при самоподготовке. Основная цель физкультурных минут: уменьшить утомление, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащихся, повысить способность к восприятию учебного материала.
При составлении комплекса упражнений для физкультурных минут упражнения располагаются последовательно, в зависимости от механизма их воздействия на организм. С учетом этого соблюдается очередность их выполнения:
· первым проводится одно упражнение в потягивании, которое выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся в напряжении при сохранении рабочей позы; такое упражнение также способствует улучшению вентиляции легких и ликвидации застойных явлений в тазовых органах;
· одно упражнение для вовлечения в работу групп мышц плечевого пояса при движениях рук в различных сочетаниях;
· одно упражнение для мышц туловища и ног (полунаклоны, полувыпады, полуприседания и т. д.) в комбинации с движениями рук;
· одно упражнение на растягивание групп мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;
· одно упражнение на внимание (асимметричные движения рук, выполнение по словесному описанию и т. д.).
· После выполнения перечисленных упражнений учащиеся принимают положение правильной осанки и удерживают ее 5—б секунд.
Физкультурные минуты проводятся стоя возле кушеток или парт. Для младших школьников физкультурные минуты на уроке выполняются между 15-й и 20-й, а старших 20—25-й минутами. Продолжительность проведения их 1,5—2 минуты. Во время контрольных работ и сочинений они не проводятся.
Смена комплексов физкультурных минут осуществляется не реже одного раза в две недели или они заменяются по одному упражнению в неделю. Ответственные за составление комплексов упражнений физкультурных минут — инструкторы ЛФК, закрепленные за классами. Им выделяется методическое время для составления комплексов и разучивания их с педагогами, ведущими уроки, или учениками, показывающими упражнения. Для этой цели из класса выделяется один из учеников.
Педагог, ведущий урок, дает сигнал к началу проведения физкультурных минут. Предварительно класс проветривается. В зимний период для его аэрации открываются форточки, а в летний — окна. По команде преподавателя учащиеся прекращают занятия, встают, расстегивают воротнички, ослабляют пояса и выполняют упражнения.
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ
В интернатных лечебно-учебных учреждениях в течение учебного года проводится неделя здоровья. Главная цель мероприятий, проводимых в период недели здоровья, — приобщение учащихся, больных сколиозом, к знанию и умению сохранять и укреплять свое здоровье. В содержание плана мероприятий недели здоровья включаются:
· различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий;
· формы и методы предупреждения наиболее распространенных заболеваний;
· формы гигиенического воспитания учащихся и пропаганда здорового образа жизни.
Мероприятия проводятся в торжественной, праздничной обстановке и носят развлекательный характер.
В число физкультурно-оздоровительных мер входят: различные формы подвижных игр, соревнования, эстафеты; выявление победителей на лучшее выполнение специальных корригирующих упражнений лечебной гимнастки, лечебного плавания, подвижных игр лечебной направленности; проведение праздников на воде.
В неделе здоровья наглядно пропагандируются формы и методы предупреждения заболеваний и гигиенического воспитания детей. С этой же целью выпускаются санитарные бюллетени, проводятся викторины и инсценировки, освещающие эти формы и методы. Просматриваются видеотеки, слушаются выступления и лекции врачей, а также беседы среднего медперсонала по актуальной тематике. Особое внимание уделяется борьбе с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики). Освещаются вопросы нравственно-полового воспитания и профилактики венерических заболеваний и СПИДа, организуются посещения центров здоровья, музеев и выставок.
Проводятся рейды учащихся с целью обследования санитарного и гигиенического состояния отдельных объектов санаторной школы-интерната. Результаты такой работы освещаются в настенной печати.
Конкретные сроки проведения недели здоровья устанавливаются каждой санаторной школой-интернатом в отдельности. Они зависят от местных условий, наличия лечебно-оздоровительной базы и других факторов. Такие недели организуются для всех классов одновременно. Продолжительность запланированных ежедневных мероприятий в неделе здоровья не должна превышать 2 часов для I—III классов, 3 — для IV—VII и 4 часов для VIII—X классов. При подготовке и проведении недели здоровья администрация привлекает к этой работе весь педагогический и медицинский персонал. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводят инструкторы ЛФК. Они готовят судейство, команды, знаки и другие средства. К этой работе в качестве судей также привлекаются преподаватели, свободные от классного руководства. Воспитатели обеспечивают подготовку детей к мероприятиям, организуют их присутствие. Успешное проведение недели здоровья во многом зависит от участия всех работников санаторной школы-интерната и умелого взаимодействия ответственных лиц.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И РАЗГРУЗКИ ПОЗВОНОЧНИКА
Двигательный режим. При комплексном консервативном лечении детей и подростков, больных сколиозом, в условиях стационаров, санаториев и санаторных школ-интернатов и при амбулаторном лечении составной частью терапии этого заболевания является оптимальный распорядок дня ребенка и лечебно-охранительный режим. А это не только режим разгрузки позвоночника, но и двигательный режим больного, поскольку искривление позвоночника характеризуется нарушением его опорной и динамической функции.
В частности, причиной таких нарушений являются патологические изменения в костно-хрящевых и связочно-мышечных соединительно-тканных структурах позвоночника, особенно в его дугах искривления.
Важно знать, что при выполнении отдельных двигательных актов и не показанных физических упражнений на дуги искривления позвоночника оказывается чрезмерная нагрузка, не адекватная их опорным возможностям. Ряд производимых движений по своей структуре может совпадать с направлением дуг искривлений и торсией позвонков в ту же сторону, что и движение. Это усиливает дуги искривления и торсию в момент выполнения двигательного акта.
При боковом отклонении позвоночника в положении сгибания в грудном отделе происходит ротация тел позвонков в направлении выпуклости сколиоза, а в положении разгибания и лордоза — в направлении вогнутости. Чрезмерные опорные нагрузки, вызывающие большое давление на ростковые зоны позвонков в дугах искривления, приводят к микротравмам и растяжению неполноценных соединительно-тканных структур и усиливают асимметричное давление на зоны роста. Все это в общей сложности ведет к снижению стабильности сколиоза и способствует его прогрессированию.
Исходя из этих предпосылок, для детей, больных сколиозом, необходимо создавать особые условия двигательного режима, исключающие те движения, которые несовместимы со степенью искривления позвоночника. Поэтому в процессе учебно-воспитательной деятельности воспитателям, инструкторам, преподавателям вменяется в обязанности обеспечение правильного двигательного режима детей: необходимо не допускать в двигательном поведении детей целый ряд недозволенных движений. Такая работа ведется под методическим руководством врачей-ортопедов,
В частности, педагоги не должны разрешать детям прыжки в длину, высоту, с высоты (соскоки, подскоки). При движениях не допускаются глубокие наклоны туловища в сторону и вперед до пола. Исключаются вращения туловища и таза вокруг вертикальной оси. В структуре двигательного поведения на прогулках и переменах между уроками ограничивается быстрый бег. Запрещаются прыжки через скакалку, вращение тазом различного рода кругами, подскоки на одной ноге при игре в "классики".
Для уменьшения опорной нагрузки на позвоночник не рекомендуется ношение тяжести на голове, плечевом поясе и в руках свыше 3—4 кг. Во время игр на открытых спортивных площадках исключаются чистые висы на турнике и полувисы на гимнастической лестнице.
В двигательном режиме детей запрещаются занятия не показанными видами спорта, которые могут увеличивать мобильность позвоночника, оказывают чрезмерную статическую нагрузку на него и не способствуют стабильному течению сколиоза. Учитывая эти положения, для больных сколиозом исключаются занятия легкой и тяжелой атлетикой в период роста скелета, а также тяжелой атлетикой, дальним туризмом, акробатикой, фигурным катанием, определенными видами спортивного плавания. Лечебное плавание проводится стилем брасс на спине и животе по назначению врача ЛФК. Противопоказаны редрессирующие приемы мануальной терапии.
Исходя из того что деформация позвоночника снижает его опорную и двигательную способность вследствие неполноценности связочно-мышечного и костно-хрящевого аппаратов, больным сколиозом в зависимости от степени тяжести заболевания в общем комплексе лечения назначается щадяще-двигательный режим.
Опыт работы показывает, что эффективность консервативной терапии сколиоза может зависеть от продуманного лечащим врачом оптимального сочетания методов активной и пассивной коррекции сколиоза и лечебно-охранительных режимов.
При планировании прогулок с различной оздоровительной целью (пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, трудовые занятия, экскурсии) необходимо следить за двигательным режимом детей. Педагоги и медицинские работники санаторной школы-интерната систематически инструктируют родителей о соблюдении двигательного режима детьми дома в каникулярный период, разъясняют им, какие движения не показаны при прогрессирующих формах сколиоза. В частности, это подводные вытяжения позвоночника и другие виды вытяжений, а также редрессирующие приемы мануальной терапии. При прогрессирующих сколиозах не показаны спортивные виды плавания в водных бассейнах там, где не применяются методики лечебного плавания при сколиозах. К лечебному плаванию, применяемому изолированно, без комплекса других средств лечения, в случаях бурно прогрессирующих сколиозов следует подходить с большой осторожностью, пока не наступит стабилизация.
Режим разгрузки позвоночника. Под режимом разгрузки позвоночника понимают применение мер освобождения его от статической нагрузки путем использования положения тела лежа. Режим разгрузки позвоночника и двигательный режим являются обязательными компонентами консервативного ортопедического лечения при сколиозе. Такой режим воздействует на сколиоз совокупностью таких лечебных факторов:
· при разгрузке позвоночника устраняется статическая нагрузка на позвонки и, следовательно, давление на них, которое имеет место в ортоградном положении тела;
· в положении лежа исключаются опорная и динамическая функции позвоночника и особенно в его наиболее слабом звене — дугах искривления при торсии позвонков, лежащих в них;
· в момент разгрузки позвоночника прекращается патологическое воздействие фактора асимметричного давления на ростковые зоны позвонков, особенно со стороны вогнутости сколиоза; это способствует замедлению образования клиновидности позвонков, расположенных в вершинах дуг искривления позвоночника;
· в положении разгрузки позвоночника мышцы туловища расслабляются, что улучшает их трофику по сравнению с ортоградным положением тела, когда они находятся в статическом напряжении;
· положение лежа создает условия для выравнивания дуг искривления при нефиксированных сколиозах, так как уменьшается сцепление позвонков между собой в связи с устранением статического фактора;
· при разгрузке позвоночника создаются лучшие условия для активной и пассивной коррекции сколиоза, поскольку разгрузка увеличивает свободу движений позвонков.
При нахождении больного сколиозом в горизонтальном положении или ношении функционального корсета с головодержателем происходит полная разгрузка позвоночника от тяжести тела, в результате вдвое снижается внутридисковое давление на ростковые зоны межпозвоночного хряща по сравнению с таковым в вертикальном положении стоя и сидя. Кроме того, в горизонтальном положении тела предупреждается эпифизеолиз межпозвоночного хряща, который является первичным звеном торсии позвонков. Перечисленные биомеханические разгрузки позвоночника служат мерой предупреждения не только развития сколиоза, но и дальнейшего его прогрессирования.
Следует учитывать, что глубокие наклоны корпуса вперед, в сторону, а также ротационные движения позвонков вокруг вертикальной оси повышают внутридисковое давление и сопровождаются интенсивным натяжением фиброзных тканей. Эти движения корпуса снижают устойчивость сколиотического позвоночника и не способствуют его стабильности. Их необходимо исключать из индивидуального комплекса упражнений и двигательного режима больного.
Отмеченная лечебная ценность режима разгрузки позвоночника диктует необходимость обязательного его проведения на занятиях в классах и при самоподготовке. Все дети со сколиозом I, II, III и IV степеней, которые лечатся с санаторных школах-интернатах, должны заниматься в положении лежа на специальных кушетках вместо парт. На уроках устного изложения учебного материала дети лежат на спине, а письменного — на груди.
Режим разгрузки позвоночника продолжается и во внеурочное время: в период дневного отдыха и ночного сна на твердой основе кровати. Целесообразно разгрузку позвоночника сочетать с пассивной коррекцией сколиоза, применяя корригирующие позы и укладки. В распорядке дня санаторной школы-интерната следует предусматривать пребывание детей в положении разгрузки позвоночника большую часть суток, а в ортоградном положении — не более 4—5 часов.
Учитывая, что положение лежа на груди физиологически менее выгодно для организма детей, чем лежа на спине, преподаватели, ведущие уроки, обязаны четко регулировать смену положения тела учащихся на устных и письменных уроках. При наличии кушеток с откидной спинкой устные уроки могут проводиться полулежа на спине с опорой на нее. Правильное соблюдение режима разгрузки позвоночника детьми, больными сколиозом, контролируется преподавателями, инструкторами ЛФК и воспитателями под методическим руководством врачей-ортопедов.
В заключение следует подчеркнуть, что режим разгрузки позвоночника надо рассматривать как ведущее звено в консервативном лечении сколиоза.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
урока на 3-ю неделю занятий подготовительного периода лечения, V класс
ЗАДАЧИ
1. Адаптация организма к физическим нагрузкам в подготовительном периоде лечения.
2. Ознакомление детей с дефектами сколиоза и осанки у зеркала. Самокоррекция для выработки правильного держания тела.
3. Обучение правильным исходным положениям. Разучивание элементарных вводных и подготовительных общеукрепляющих симметричных упражнений.
4. Овладение грудным, брюшным и полным дыханием.
Содержание урока в недельном цикле занятий | Распределение времени, мин | Методические указания |
Вводная часть | ||
1. Организация урока, постановка задач, сообщение теоретических сведений, обучение подсчету пульса | 1—2 | Сидя в положении правильной осанки |
2. Подготовка организма к физическим нагрузкам. Разновидности ходьбы в ^ сочетании с динамическим дыханием | При ходьбе голову и туловище держать прямо, плечи развернуть назад, живот не опускать, сохранять правильную осанку | |
3. Продолжение разучивания упражнений на самокоррекцию и воспитание осанки у зеркала, у стены и путем сигналов инструктора в ходе урока | 2—3 | Инструктор ЛФК указывает на дефекты сколиоза и осанки, а также показывает способы их коррекции |
Основная часть | ||
1. Продолжение разучивания правильных исходных положений, а также элементарных вводных и подготовительных общеукрепляющих симметричных упражнений. Постепенное усложнение координации движений. Освоение элементов расслабления мышц | 12-15 | При поясничных и грудных гиперлордозах избегать прогибаний позвоночника в грудном и поясничном отделах |
2. Начало освоения элементарных активно вытягивающих позвоночник упражнений в исходных положениях лежа и стоя | 3—4 | Стимулировать сигналами инструктора волевое напряжение мышц туловища, рук и ног до предела для активного вытяжения позвоночника |
3. Продолжение обучению грудному, диафрагмальному и полному дыханию; начало разучивания статического дыхания | б—7 | Обращать внимание на полноту экскурсий грудной клетки и колебания передней брюшной стенки, а также на различия в продолжительности вдоха и выдоха |
4. Разучивание упражнений, развивающих равновесие при балансировании в исходных положениях стоя и в ходьбе на широкой площади опоры у зеркала | 2 - 3 | Добиваться прямого положения головы и туловища; избегать боковых наклонов туловища, увеличивающих изгибы позвоночника |
Заключительная часть | ||
1. Снижение физической нагрузки на организм; спокойная ходьба с дыханием: 3 шага — вдох, 4 шага — выдох | 2—3 | Ходьба и движения рук при остановках выполняются с сохранением правильной осанки |
2. Ходьба на месте, по сигналу — остановка с каким-нибудь асимметричным положением рук | 2—3 | Следить за ошибками занимающихся и устранять их |
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
урока на 4-ю неделю занятий основного периода лечения, V класс
ЗАДАЧИ
1. Воспитание и закрепление навыков правильной осанки в самокоррекции и самовытяжении.
2. Тренировка силовой выносливости мышц спины и живота.
3. Вытягивание позвоночника по продольной оси волевым напряжением мышц.
4. Восстановление механизмов внешнего дыхания.
5. Асимметричная тренировка подвздошно-поясничной мышцы на стороне вогнутости грудопоясничного сколиоза.
6. Специальная коррекция и деторсия искривления позвоночника.
Содержание урока на неделю | Распределение времени, мин | Методические указания |
Вводная часть | ||
1. Организация урока, сообщение теоретических сведений, подсчет пульса | 1—2 | Сидя в положении правильной осанки |
2. Упражнения на координацию с движениями рук и ног, стоя и в ходьбе, с динамическим дыханием и вытягиванием позвоночника | 2—3 | Сохранять правильную осанку, следить за полной амплитудой движений рук при динамическом дыхании |
3. Упражнения для профилактики плоскостопия | Голова, туловище и ноги находятся на одной прямой линии | |
Основная часть | ||
1. Упражнения для воспитания силовой выносливости различных мышечных групп туловища, без предметов и с предметами для отягощения, в сочетании с дыхательными и на расслабление | При поясничном гиперлордозе и грудном лордосколиозе избегать прогибания позвоночника в этих отделах | |
2. Упражнения, избирательно укрепляющие мышцы спины на стороне выпуклости грудного поясничного сколиоза, симметричные с асимметричным отягощением в сочетании с дыхательными | Обращать внимание на величину дозировки отягощения грузами руки или ноги при асимметричном отягощении | |
3. Упражнения, тренирующие подвздошно-поясничную мышцу на стороне вогнутости грудопоясничного сколиоза с отягощением по схеме | Строго соблюдать динамический и статический виды тренировки по схеме | |
4. Специальные упражнения для коррекции основных дуг искривления позвоночника, основанные на изменении линии плечевого и тазового поясов в сочетании с расслабляющими и дыхательными упражнениями | Следить за правильными исходными положениями, а также за левосторонней или правосторонней направленностью корригируемых дуг искривления позвоночника | |
Заключительная часть | ||
1. Упражнения на равновесие с балансированием стоя у зеркала на меди-цинболах с предметами на голове | Учитывать площадь широкой или узкой опоры, сложность координации движений, исходя из возраста и физических возможностей детей | |
2. Специальные динамические дыхательные и корригирующие упражнения стоя у зеркала | Контролировать правильность исходных положений, полноту амплитуды движений руками или ногами | |
3. Ходьба по кругу, статические дыхательные упражнения | ||
4. Подсчет пульса, уход из зала |
ЛИТЕРАТУРА
Альтерман Б. И. Лечебное плавание в комплексной консервативной терапии сколиоза в условиях специализированной школы-интерната //Сколиоз: Материалы Все-союз. симпоз. М., 1974. С. 86—87.
Баранцев С. А., Беруцин Г. В., Довгаль Г. И. Физкультурно-оздоровительная работа в школе /Под ред. А. М. Шле-мина. М., 1988.
Белозерова Р. Н. Дифференцированный подход к лечению сколиоза физическими упражнениями: Материалы Всесоюз. симпоз. по сколиозу. М., 1984. С. 108—110.
Беленький В. Б., Овчинникова К. Б., Смайльс С. С. Влияние асимметричной нагрузки на позвоночник: Сб. трудов: НИИ протезирования и протезостроения. М., 1973. — Вып. 30. С. 108—114.
Бобровникова 3. П. Школа-интернат для детей, больных сколиозом, — новый тип лечебно-учебного заведения // Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 63—70.
Беляева Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры. М., 1982.
Вайнруб Е. М., Волощук А. С. Гигиенические вопросы рациональной организации обучения детей, больных сколиозом, в специализированных школах-интернатах //Гигиена и санитария. Киев, 1977. № 2. С. 44—48.
Воронович И. Р., Казарин О. С. Опыт организации лечения сколиоза в условиях специализированной школы-интерната //Ортопедия, травмотология и протезирование. 1972. № 10. С. 82—84.
Гукасова А. М. Лечебная физкультура в комплексном лечении сколиоза: Метод, рекоменд. М., 1985.
Делов В. И. Кинематические параметры позвоночника в норме и при сколиозе //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 57.
Деметрию М. Эффективность специальных физических упражнений и корригирующей гимнастики при нарушении осанки и сколиозе I—II степеней: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1989.
Дудин М. Р., Синицкий Ю. Ф., Садофьева В. И., Осипов И. С. Анатомо-функциональная характеристика идиопатического сколиоза с доброкачественным течением // Ортопедия, травмотология и протезирование. 1983. № 12. С. 40—43.
Зайцева Г. А. Дифференцированный подход к студентам с нарушениями осанки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.
Ильясевич И. А. Стимуляционная эдектромиография мышц туловища у детей и характеристика эффекта элект-ростимуляционной коррекции искривления позвоночника: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Мн., 1984.
Казарин О. С. Организация лечения детей, больных сколиозом, в условиях специализированной школы-интерната: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Мн., 1974.
Казарин О. С. Состояние продольного свода стопы у детей, больных сколиозом //Ортопедия, травматология и протезирование. 1989. № 9. С. 43—44.
Каптелин А. Ф. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации /Под ред. А. Ф. Каптелина и И. П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995.
Каптелин А. Ф. Некоторые особенности комплексного консервативного лечения детей с декомпенсированной формой сколиоза //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 77—81.
Каптелин А. Ф., Коростелева И. Г. Функциональное лечение больных с неблагоприятно протекающим сколиозом //Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1984.
Капланский В. Е. Игровые упражнения и игры на лыжах //Физическая культура в школе. М., 1981. № 12.
Кашин А. Д. Особенности функционально-восстановительного лечения детей, больных сколиозом, в специализированной школе-интернате: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Мн., 1973.
Кашин А. Д. Разработка форм организации и содержания врачебного контроля за учебно-тренировочным процессом в физкультурно-оздоровительных комбинатах //Ин-форм. листок: БелНИИ научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана БССР. 1982. № 084.
Кашин А. Д. Изменение функции внешнего дыхания у больных сколиозом под влиянием консервативного лечения //Современные проблемы биохимии дыхания: Материалы Второй всесоюз. конф. Иваново, 1971. С. 283— 284.
Кашин А. Д. Показатели пневмотонометрии при лечении сколиоза у школьников //Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1971. № 2. С. 164— 167.
Кашин А. Д., Кудрицкий В. И. Оценка эффективности урока ЛФК у школьников, больных сколиозом //Здравоохранение Белоруссии. 1971. № 6. С. 67—70.
Кашин А. Д. Состояние тонуса мышц спины у школьников в период лечения сколиоза //Здравоохранение Белоруссии. 1971. № 12. С. 25—27.
Кашин А. Д., Овсянников В. В. Влияние восстановительной терапии на состояние сердечно-сосудистой системы у школьников со сколиозом: Материалы Республиканской науч. конф. по проблеме "Тренированность и сердечно-сосудистая система". Мн., 1972. С. 86—89.
Кашин А. Д., Кудрицкий В. И. Развитие приспособительных реакций у школьников в период лечения сколиоза в специализированной школе-интернате //Материалы III науч. конф. молодых ученых по вопросам травматологии и ортопедии. М., 1969. С. 51—53.
Кашин А. Д. , Молотков Ю. Н. Кушетка для больных сколиозом: А. с. 245993 (СССР) //Бюл. изобрет. 1969. № 20.
Кашин А. Д., Молотков Ю. Н. Режим разгрузки позвоночника у детей со сколиозом в специализированной школе-интернате //Материалы II съезда ортопедов-травматологов Белоруссии. Мн., 1972.
Кашин А. Д. Организация амбулаторного лечения сколиоза у детей //Здравоохранение Белоруссии. 1967. № 5. С. 76—78.
Кашин А. Д., Суслов Л. К., Соколов В. Н., Качан В. А.
Организация физических методов лечения детей, больных сколиозом, в условиях санаторно-лееной школы //Материалы III республик, науч.- практ. конф. по врачебному контролю и лечебной физкультуре. Мн., 1966. С. 82—85.
Кон И. И. Лечение и обучение детей, больных сколиозом, в специализированных школах-интернатах: Метод, рекоменд. М., 1989.
Кон И. И., Назарова Р. Д. Подвздошно-поясничная мышца и сколиоз //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 26—34.
Кон И. И., Бахтин Б. Н., Соловьев В. С. Ростовой процесс и половое созревание девочек, страдающих диспласти-ческим сколиозом //Ортопедия, травматология и протезирование. 1989. № 1. С. 39—43.
Кудрицкий В. И., Кашин А. Д. Использование подвижных игр в специализированной школе-интернате в качестве варианта корригирующей гимнастики: Материалы науч.-методич. республ. конф. по физич. воспит. в высших учебных заведениях БССР. Мн., 1969. С. 88—89.
Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников //Гигиенические основы физического воспитания. Мн., 1979.
Лихварь А. Т., Яковлев И. С., Бабич Ф. И., Улещен-ко В. А. Адаптационно-компенсаторные изменения при сколиозе //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1973. С. 173—178.
Минина Р. М., Кашин А. Д., Казарин О. С. Новая форма организации лечения детей со сколиозом в условиях специализированных школ-интернатов: Материалы VI съезда хирургов Белоруссии. Мн., 1969.
Минина Р. М., Крюк А. С., Кашин А. Д. Организация раннего выявления и лечения искривлений позвоночника у детей //Материалы II Всесоюз. съезда травматологов-ортопедов СССР. М., 1969. С. 30—32.
Мовшович И. А. Основы патогенеза и принципы лечения сколиоза //Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1984. С. 9—13.
Мовшович И. А., Риц И. А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза. М., 1969.
Мошков В. Н. Активная коррекция деформации позвоночника и плоскостопия у детей и подростков. М., 1949.
Нидерштрат Б. М. Биомеханическое обоснование средств физкулы .т>ы и спорта для профилактики и лечения сколиозов //Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. Харьков, 1979. С. 133—135.
Егоров Г. Е. Асимметричная нагрузка при занятиях спортом, как фактор, способствующий развитию сколиоза и нарушений осанки //Теория и практика физической культуры. 1992. № 9.
Осепян В. Н. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и начальных форм сколиоза: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Л., 1988.
Рейзман А. М., Богров Ф. И. Лечебная гимнастика при сколиозе. М.: Медгиз, 1963.
Рейзман А. М., Богров Ф. И. Деторсионные упражнения в комплексе лечебной гимнастики при сколиозе. М.: Медгиз, 1960.
Стрельников Г. В., Кочетков А. Г., Вазин А. Н. Морфологические проявления адаптации некоторых органов и систем при воздействии индивидуально дозированных физических нагрузок //Материалы VIII Всесоюз. съезда анатомов, гигиенистов, эмбриологов. Ташкент, 1979. С. 353— 356.
Шалатонина О. И. Электромиографическая характеристика деятельности дыхательной и нервно-мышечной систем у здоровых и больных сколиозом детей: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Мн., 1974.
Шалатонина О. И. Применение электромиографии в диагностике и контроле лечения детей, больных сколиозом: Метод, рекоменд. Мн., 1976.
Шорин А. А., Попова Т. И., Чухарева А. А., Старце-ва Е. П. Методика комплексного лечения сколиоза в отделении лечебной физкультуры при сколиозе. Омск, 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...........................................
Общие положения......................................
Цели и задачи лечебной физической культуры............
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Глава 1. Организационные требования к занятиям лечебной физической культурой
Специальное обследование............................
Комплектование учебных групп.......................
Формы организации занятий лечебной физической культурой...........................................
Планирование занятий лечебной физической культурой. ...
Уроки лечебной физической культуры.................
Взаимосвязь в работе врача и инструктора ЛФК........
Работа с родителями.................................
Глава 2, Основные задачи лечебной гимнастики по периодам лечения в учебном году
Подготовительный период лечения....................
Основной период лечения.............................
Заключительный период лечения......................
Задачи активной коррекции нарушений осанки........
Глава 3. Методические требования к лечебному применению симметричных общеукрепляющих упражнений....................................
Глава 4. Методические требования к лечебному применению специальных асимметричных корригирующих упражнений...................................
ПРОГРАММЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ
Глава 5. Симметричные общеукрепляющие упражнения
I—IV классы........................................
V—VII классы.......................................
VIII—X классы......................................
Глава 6. Специальные корригирующие асимметричные и деторсионные упражнения (I—X классы)
Самокоррекция у зеркала дефектов опорно-двигательного аппарата при сколиозе...............................
Специальные упражнения при верхнегрудном сколиозе
Специальные упражнения при средне- и нижнегрудном сколиозе............................................
Специальные упражнения при грудопоясничном и поясничном сколиозах.............................
Специальные упражнения при комбинированном сколиозе...........................................
Деторсионные упражнения...........................
Особенности применения упражнений при врожденных деформациях позвоночника..........................
Специальные дыхательные упражнения
Глава 7. Специальные упражнения, корригирующие сагиттальные изгибы позвоночника при нарушениях осанки (I—X классы)
Специальные упражнения, корригирующие грудной кифоз, круглую и кругловогнутую спины.............
Специальные упражнения при поясничном гиперлордозе.......................................
Специальные упражнения для увеличения уменьшенного угла наклона таза при плоской спине и формирования нормального физиологического поясничного лордоза............................................
Специальные корригирующие упражнения при грудном лордозе и плоской спине.............................
Упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости..........................................
Специальные корригирующие позы и укладки.........
Глава 8. Специальные упражнения при плоскостопии (I—X классы)
Специальные упражнения в положении лежа..........
Специальные упражнения в положении сидя..........
Специальные упражнения в положении стоя..........
Специальные упражнения в ходьбе...................
Специальные упражнения с предметами...............
Глава 9. Подвижные игры лечебной направленности
Организационно-методические требования.............
Урок подвижных игр лечебной направленности........
Учебный материал (I—X классы).....................
Лыжная подготовка.................................
Глава 10. Формы проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и специальных режимов
Утренняя гигиеническая гимнастика.................
Физкультурные минуты (паузы) на уроках............
Неделя здоровья....................................
Особые условия двигательного режима и разгрузки
позвоночника.......................................
Приложения........................................
Литература.........................................