Игры, воспитывающие правильную осанку (по В. И. Кудрицкому)

1. Пятнашки (елочкой). Построение свободное. Из числа играющих выбирается водящий. Водящий пятнает того, кто неправильно принял положение осанки "елочка". При таком положении ноги должны быть наружу, туло­вище прямо, лопатки сведены. Игрок, неправильно выпол­нивший положение "елочки", становится водящим, и игра продолжается. Место игры ограничивается кругом диамет­ром 10—15 м. Необходимо следить, чтобы дети не прыгали, не наклоняли резко туловище в стороны. При нарушении этих правил играющий штрафуется очком, а после трех замечаний выбывает из игры.

2. "Выпрямление". Построение в колонны по одному. Две-три команды стоят за скамейками. Играющие идут по гимнастической скамейке, руки на поясе. По сигналу инструктора ЛФК последний играющий останавливается, дотрагивается до спины впереди идущего. Тот, принимая положение правильной осанки, дотрагивается до спины следующего игрока и т. д. Первый номер команды, приняв положение правильной осанки, говорит "есть". Выиг­рывает та команда, которая раньше закончит эстафету. По второму сигналу игра продолжается. Расстояние между игроками одной команды один шаг.

3. "Делай так, делай как я". Играющие выстраиваются по кругу, выполняют за инструктором различные упраж­нения на воспитание правильной осанки. Запрещается наклон вперед. Кто из игроков вслед за инструктором вы­полнит наклон вперед, получает штрафное очко. После игры подсчитываются штрафные очки и выявляется побе­дитель. Инструктор должен правильно показывать упраж­нение, направленное на воспитание правильной осанки.

4. "Стой!". Играющие идут по кругу и выполняют, идя за инструктором, различные упражнения. Время от времени инструктор называет цифры. Если цифра делится на "три", играющие должны остановиться и принять по­ложение правильной осанки. Кто продолжает идти, полу­чает штрафное очко и игра продолжается по сигналу. Пос­ле игры подсчитываются штрафные очки и выявляются победители. Упражнения в ходьбе по кругу должны носить общеразвивающий характер с движением рук и ног, в сочетании с динамическим дыханием.

5. "Не зевай!". Играющие сидят на гимнастических скамейках. Скамейки расположены треугольником. Из числа играющих выбирается водящий. Дети стараются незаметно от водящего поменяться местами. Водящий, в свою очередь, пятнает того, кто не успел сесть или сел, но не принял положение правильной осанки. "Запятнанный" игрок становится на место водящего, и игра продолжается. Победителями являются те, кто меньшее количество раз был запятнан водящим. Положение сидя на гимнасти­ческой скамейке может быть следующим: руки вниз, в стороны ладонями наружу, хватом за задний край скамей­ки, плечи развернуты, живот подтянут.

6. "Не урони мешочек". Учащиеся выстроены за гим­настическими скамейками в колонны по одному. Все разде­лены на 2—3 равные команды. У первых номеров на голове удерживаются мячи на ватно-марлевых кольцах или ме­шочки. По сигналу первые номера идут по скамейке, руки в стороны, на носках. Проходят до конца скамейки и возв­ращаются назад, передавая эстафету следующему номеру своей команды, и т. д. Выигрывает та команда, у которой меньше падений мяча или мешочка.

7. "Карлики и великаны". Играющие идут по кругу, вслед за инструктором и выполняют различные упражне­ния. По команде "Карлики" все дети должны присесть и принять правильное положение осанки сидя. По команде "Великаны" все играющие должны поднять руки вверх, подняться на носки. Кто перепутает правильное исполне­ние команды, получает штрафное очко.

8. "Кто внимательнее". Играющие идут по большому кругу и выполняют различные упражнения. По одному свистку дети должны поднять руки вверх и выполнить два хлопка над головой, два свистка — принять правильное положение осанки, три свистка — повернуться и идти в обратную сторону, руки к плечам, соблюдая правильную осанку.

9. "Пятнашки у гимнастической скамейки". Скамей­ки расположены квадратом. Дети располагаются за ска­мейками. Из числа играющих выбирается водящий и становится в середину "квадрата". Дети, идя по внешней стороне квадрата, выполняют ряд упражнений, которые показывает инструктор. По сигналу нужно стать на ска­мейку и принять правильное положение осанки. Кто не успел стать на скамейку или не принял правильное поло­жение осанки, того водящий "пятнает". "Запятнанный" игрок становится на место водящего, и игра продолжается. После окончания игры подсчитываются штрафы и выяв­ляется победитель. Нужно следить, чтобы дети не прыгали на гимнастическую скамейку.

10. "Стань в круг". На пол по кругу кладутся гимнас­тические круги, на один меньше, чем играющих. Дети располагаются по внешней стороне круга. Идя по внешнему кругу, они выполняют упражнения за инструктором. По сигналу каждый старается занять круг. Кто опоздал, получает штрафное очко. После игры подсчитываются штрафные очки и выявляется победитель. Став в круг, дети должны принять правильное положение осанки. Кру­ги располагаются на расстоянии полшага один от другого.

11. "Не задень мяч". Дети стоят в колонне по одному за гимнастическими скамейками. На скамейки кладутся набивные мячи на расстоянии одного метра один от другого. У первых номеров на голове мячи удерживаются на ватно-марлевом кольце. Первые номера идут по гим­настической скамейке на носках и перешагивают мячи, руки на поясе. Дойдя до конца скамейки, поворачиваются и идут назад, передают эстафету следующему игроку своей команды. Игрок, задевший мяч, штрафуется очком. После игры подсчитываются очки и выявляется команда-побе­дительница.

Общеразвивающие игровые упражнения

1. Ходьба обычная. Руки на поясе, к плечам, в стороны, вперед, вверх в замок, назад в замок.

2. Ходьба в полуприседе с тем же и. п. рук.

3. Ходьба с движениями рук и ног. В и. п. руки в стороны, круговые вращения руками. В и. п. руки вперед, разведение рук в стороны. В и. п. руки вперед, при ходьбе вертикальные и горизонтальные "ножницы". В и. п. руки вниз, при ходьбе поднимание их через стороны вверх. Высокое поднимание колен с различными и. п. рук.

4. Упражнения в колоннах и кругах на месте: присе­дания, движения руками, наклоны вперед до 45˚ с прямой спиной, поднимание колен и т. д. Упражнения с предме­тами на месте: медицинболами, резиновыми мячами, гимнастической палкой, гимнастическими кругами.

5. "Мяч в кругу". Дети садятся на пол и образуют два круга. У первых номеров мячи. По сигналу мяч передается по кругу три—шесть раз. Выигрывает та команда, которая раньше закончит передачу мяча. И. п. — сидя, упор сзади. При передаче мяча руки вперед. Расстояние между игро­ками полшага. Туловище не наклонять вперед, плечи раз­ведены.

6. "Мяч через сетку". Играющие разбиваются по парам и садятся на пол (гимнастическую скамейку) по обе сторо­ны волейбольной сетки. У всех играющих одной стороны мячи. По сигналу мячи броском двумя руками от груди передаются на другую сторону сетки. Игроки второй ко­манды ловят мячи и передают их обратно. Выигрывает та из сторон, у которой меньше падений мяча или касания сетки. Высота сетки 1,5 м. При броске мяча необходимо тянуться вверх.

7. "Передай мяч ногой". Играющие образуют два круга в и. п. сидя, упор сзади. В кругу 4—6 мячей. По сигналу дети передают мяч толчком ногами, стараясь не выбить его из круга. Выигрывает та команда, которая дольше продержит мяч в кругу. Следует добиваться, чтобы дети не били мяч ногами, а толкали его.

8. "Защита укрепления". Играющие располагаются по кругу. В центре круга «защитник» укрепления (городков). У играющих два мяча. И. п. — сидя, упор сзади, а у "защитника" — стоя, по сигналу дети, передавая друг другу мяч, стараются выбить городок (овладеть крепостью). Игрок, выбивший городок, становится на место "защит­ника", защитник занимает место играющего. Игра на вре­мя — 3—4 минуты. Бросать мяч только двумя руками от груди. Эта игра может проводиться лежа и стоя.

9. "Сбей городок". Две команды выстраиваются в одну шеренгу и садятся на пол. Напротив каждого игрока на расстоянии 5—8 м устанавливаются городки (булавы). У каждого игрока мяч. По сигналу все бросают мячи, ста­раясь сбить свой городок. Команда, выбившая наибольшее количество городков, становится победителем. Эту игру можно проводить лежа.

10. "Круговая эстафета". Играющие образуют два кру­га. И. п. — лежа на спине, руки вперед. У первого номера мяч. По сигналу мяч передается по кругу 4—в раз. Выиг­рывает та команда, которая раньше закончит передачи. Расстояние между игроками полшага.

11. "Удержи мяч в кругу". Играющие образуют два круга. И. п. — лежа на спине, ноги полусогнуты, руки за головой. В середине круга 3—б мячей. По сигналу дети передают мячи толчком ноги со стороны вогнутости пояс­ничного сколиоза, стараясь не вытолкнуть их из круга. Выигрывает та команда, которая дольше продержит мячи в кругу. При толчке тянуться ногой за мячом.

12. "Рыбак и рыбки". Играющие образуют два круга. И. п. — сидя, упор сзади или лежа на спине, руки за голову. В середине круга "рыбак" с "удочкой" (скакалкой). "Рыбак" вращает по кругу скакалку, "рыбки" поднимают ноги от пола, стараясь не задеть скакалку. Если скакалка коснется ноги "рыбки", она становится на место "рыбака", игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой будет меньше пойманной "рыбы". Игра на время. Ноги поднимать от пола на 10—20 см, не сгибаясь в коленных суставах.

13. "Мячи в кругу". Играющие образуют два круга. И. п. — лежа на груди. Перед грудью в кругу 4—б мячей. Толкать мячи двумя руками и тянуться за ними или тя­нуться одной рукой со стороны вогнутости грудного ско­лиоза.

14. "Передача мяча лежа". Играющие делятся на две команды. Дети одной и другой команд распределяются по парам, лежа на груди напротив друг друга на расстоя­нии 4—б м. У всех играющих одной стороны мячи. По сигналу они передают друг другу мячи толчком двумя руками или одной рукой со стороны вогнутости грудного сколиоза. Выигрывает та команда, у которой меньше по­терь мяча. Игра на время.

15. "Самоходка". Играющие делятся на 2—3 команды и выстраиваются за линией старта в колонны по одному. На линии старта устанавливаются тележки на подшип­никах. Первые номера принимают положение лежа на груди. По сигналу они отталкиваются обеими руками от пола, продвигаются вперед до пикета, возвращаются назад и передают эстафету следующему игроку своей команды. Выигрывает та команда, которая раньше закончит эста­фету. Расстояние от линии старта до пикета 10—15 м. Следить, чтобы ноги у активного игрока были приподняты.

16. "Кроль на боку". Играющие делятся на 2—3 команды и выстраиваются за линией старта в колонны по одному. На линии старта устанавливаются тележки на роликах. Первые номера на тележке принимают и. п. лежа на боку со стороны грудного сколиоза. По сигналу толчком руки стороны вогнутости грудного сколиоза дети продвигаются до пикета и возвращаются назад, передают эстафету следующему игроку своей команды и т. д. Следить, чтобы ноги были слегка приподняты от пола, тело натянуто как "струна". Выигрывает та команда, которая раньше закон­чит эстафету.

17. "Гусеница". Играющие делятся на 2 — 3 равные команды и выстраиваются за линией старта в колонны по одному. Около каждой команды устанавливаются гим­настические скамейки. Первые номера принимают и. п. лежа на груди на гимнастической скамейке. По сигналу они, подтягиваясь по гимнастической скамейке, продви­гаются вперед до ее конца, возвращаются назад и передают эстафету следующему игроку своей команды и т. д. Выиг­рывает та команда, которая раньше закончит эстафету. Следить, чтобы у выполняющих упражнение ноги не сги­бались в коленных суставах.

Игровые упражнения, развивающие равновесие

1. "Змейка". Гимнастические скамейки располагаются зигзагом. Играющие делятся на две команды и выстраи­ваются за скамейками в колонны по одному, взявшись за руки.

По сигналу дети идут по скамейке на носках, руки на поясе. Доходят до конца скамейки и возвращаются назад. Выигрывает та команда, у которой меньше падений. При ходьбе на узкой опоре голову не опускать, туловище дер­жать прямо.

2. "Наездник". Играющие выстраиваются на линиях в шеренги по одному, расстояние между шеренгами 3 м. Перед каждым игроком лежит набивной мяч. По сигналу игроки обеих команд становятся на медицинболы двумя ногами, руки на поясе. Стараются дольше продержаться на мяче, соблюдая при этом правильную осанку. Выигры­вает та команда, которая дольше продержится на мяче.

3. "Поймай мяч". Играющие стоят в колонне по одному за гимнастической скамейкой, у первых номеров мячи. По сигналу первые номера идут по скамейке на носках, подбрасывая и ловя мяч двумя руками. Дойдя до конца скамейки, возвращаются назад и передают эстафету следующему игроку своей команды. Выигрывает та команда, которая раньше закончит эстафету или же у которой мень­ше потерь»

4. "Кто пройдет дальше". Ходьба по узкой опоре с подбрасыванием мяча, тянуться вверх. Играющие выст­раиваются на линии старта в колонны по одному. За ли­нией старта располагаются мячи на расстоянии полшага один от другого. Играющие делятся на 2—3 команды. По сигналу первые номера идут по медицинболам, руки в стороны.

Первый номер старается пройти как можно больше мячей. Пройденные мячи подсчитываются. Как только первый номер сошел с мяча, включается в игру второй номер и т. д. Выигрывает та команда, которая прошла больше мячей. Медицинболы — большого размера. Идя по мячам, соблюдать правильную осанку.

5. "Кто устойчивее". Гимнастические скамейки распо­ложены квадратом, узкой рейкой вверх. Играющие стоят на скамейках. Идя по скамейке, дети выполняют различ­ные упражнения за инструктором. По одному сигналу играющие должны повернуться и продолжать ходьбу, два сигнала — присесть, три — идти правым боком. Игрок, неправильно исполнивший команду или же сошедший со скамейки, получает штрафное очко. После игры подсчиты­ваются штрафные очки и выявляется победитель.

6. "Отскочивший мяч". Играющие делятся на 2—3 команды, выстраиваются в колонны по одному за гимнас­тическими скамейками, повернутыми узкой частью квер­ху. У первых номеров в руках мячи большого тенниса. По скамейке идут по сигналу первого номера, на каждый шаг приседания ударяют мяч о пол то с левой, то с правой стороны от себя. Доходят до конца гимнастической скамей­ки, поворачиваются и броском двумя руками передают мяч следующему игроку своей команды и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит эстафету или у которой будет меньше падений мяча.

7. "Челнок". Вдоль стены на расстоянии одного метра ставятся две гимнастические скамейки. Между ними стоит инструктор. Играющие, разделенные на две команды, становятся по концам гимнастической скамейки в затылок друг другу. У первых номеров мячи. По сигналу первые номера передвигаются боком по гимнастической скамейке, повернутой узкой рейкой вверх, ударяют мячом о стену и ловят его. Доходят до инструктора, дотрагиваются до него рукой, возвращаются назад, передают эстафету следую­щему номеру и т. д. Выигрывает та команда, которая рань­ше закончит эстафету и у которой меньше потерь мяча. Играющие идут по гимнастической скамейке на носках. Бросок мяча о стену двумя руками от груди.

8. "Пройди боком". Играющие делятся на равные ко­манды и выстраиваются за линией старта лицом друг к другу на расстоянии 3—4 метра. За линией старта устанав­ливаются гимнастические скамейки узкой рейкой вверх. У одной команды мячи. По сигналу первые номера обеих команд, идя боком по гимнастической скамейке, передают мяч броском двумя руками от груди друг другу. За ними идут вторые номера команд и т. д. Дойдя до конца гим­настической скамейки, первые, за ними вторые и т. д. возв­ращаются на прежнее место. Выигрывает та команда, ко­торая имела меньше потерь мяча и потери равновесия. Игра повторяется по усмотрению инструктора б—6 раз.

Игровые корригирующие упражнения при грудном и поясничном сколиозах

1. "Стеллажи". Играющие делятся на 2—3 равные команды, выстраиваются на расстоянии 4 метров от стены (на которой укреплены стеллажи) в колонны по одному за гимнастическими скамейками. У всех играющих тен­нисные мячи. По сигналу первые номера идут по гим­настической скамейке, ударяя мяч о скамейку, доходят до стеллажа и кладут мяч рукой со стороны вогнутости грудного сколиоза на одну из верхних перекладин стелла­жа. В это же время нога стороны вогнутости поясничного сколиоза опускается со скамейки вниз на пол. Игрок возв­ращается назад и передает эстафету следующему номеру своей команды и т. д. Выигрывает та команда, у которой сумма высоты положенных мячей больше. Следить, чтобы дети в момент, когда кладут мяч, не подпрыгивали, а тянулись вверх.

2. "Пирамида". Играющие делятся на 2 равные коман­ды. Устанавливаются 2 лестничные пирамиды. Команды становятся по обе стороны своей пирамиды в колонны по одному. По сигналу первые номера команд поднимаются наверх пирамиды стороной выпуклости поясничного ско­лиоза, а опускаются с нее стороной вогнутости поясничного сколиоза и передают мяч следующему игроку своей коман­ды и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закон­чит эстафету. Следить за правильной осанкой детей при подъеме и спуске.

3. "Попади на след". Играющие делятся на 2—3 равные команды и выстраиваются за гимнастическими скамей­ками в колонны по одному. У первых номеров мячи. На гимнастической скамейке нанесены следы на разном рас­стоянии — от 20 до 40 см. По сигналу первые номера, подбрасывая и ловя мяч двумя руками, продвигаются впе­ред. При этом ногу со стороны выпуклости поясничного сколиоза ставят на гимнастическую скамейку, стараясь попасть на след, а другую ногу — на пол. Дойдя до конца гимнастической скамейки, игрок идет назад и передает эстафету следующему и т. д. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий ногой в след.

4. "Кто больше". Играющие делятся на 2—3 равные команды и выстраиваются в колонны по одному на рас­стоянии трех шагов от кольца, которое установлено на высоте 2—5 метров. У первых номеров мячи. По сигналу первые номера бросают мяч одной рукой со стороны вог­нутости грудного сколиоза или двумя руками в корзину, стараясь попасть, и т. д. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину. Тянуться при броске вверх, ноги не отрывать от пола.

5. "Попади в цель". Играющие делятся на 2—3 равные команды и выстраиваются в колонны по одному на рас­стоянии 4—5 метров от стены, на которой нанесены круги диаметром 20 см. У первых номеров теннисные мячи. По сигналу первые номера бросают мяч в цель рукой стороны вогнутости грудного сколиоза или двумя руками и т. д. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в цель. И. п. при бросании — ноги на ширине плеч, свобод­ная рука на поясе. Следить, чтобы туловище не вращалось вокруг вертикальной оси.

Игры с элементами волейбола и баскетбола

1. "Ведение мяча". Играющие делятся на 2—3 равные команды и выстраиваются в колонны по одному за линией старта. У первых номеров мячи. По сигналу первые номера ведут мяч, ударяя о пол двумя руками. Доходят до пикета и возвращаются назад, передавая эстафету следующему игроку своей команды, и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит эстафету. Следить, чтобы при ведении мяча соблюдалось положение правильной осанки.

2. "Передача мяча в движении". Игра-задание. Играю­щие разделены на две колонны, которые стоят лицом друг к другу на расстоянии 4—б метров. У одной из колонн в руках мячи. По сигналу первые номера, продвигаясь впе­ред боком, передают друг другу мяч броском двумя руками от груди, чередуя ударами о пол. Доходят до пикета и произвольно возвращаются на прежние места и т. д. Игра на время — 3—б минут. Следить за правильной осанкой детей.

3. "Кто быстрее". Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по одному напротив баскетболь­ного щита на расстоянии 10 метров. У первых номеров мячи. По сигналу первые номера ведут мяч двумя руками, дойдя до расстояния 2 метров от щита, бросают в щит, ловят мяч. Ведут мяч назад и передают эстафету следую­щему игроку своей команды и т. д. Выигрывает та коман­да, которая раньше закончит эстафету.

4. "Мяч капитану". Играющие образуют два круга. В середине круга капитан. У него мяч. По сигналу капитан передает мяч по порядку игрокам команды двумя руками от груди. Игра повторяется 2—6 раз. Выигрывает та команда, которая раньше закончит передачи, пройдя все круги.

5. "Мяч через сетку". Играющие делятся на 2 равные команды и становятся по обе стороны сетки в колонны по одному. У первой команды мячи. По сигналу мяч пере­дается через сетку то в одну, то в другую сторону. Игрок, передавший мяч, становится в затылок последнему в своей команде. Выигрывает та команда, которая раньше закон­чит эстафету.

6. "Передай точно мяч". Играющие делятся на 2 рав­ные команды и выстраиваются в шеренгу по одному, на­против друг друга, разбиваясь по парам. У первой шеренги мячи. По сигналу первая шеренга передает второй мяч броском двумя руками от груди. Вторая шеренга передает мяч назад, отбивая двумя руками от груди, и т. д. По сигналу функции выполнения задания меняются. Выиг­рывает та команда, у которой меньше падений мяча. При передаче мяча руки тянутся вверх за мячом.

7. "Пионербол". Играющие делятся на 2 равные ко-, манды и становятся по обе стороны волейбольной сетки. Правила игры такие же, как при волейболе, только мяч друг другу передается не пасом, а броском двумя руками. При броске одной рукой команда штрафуется очком.

8. "Передай, садись!". Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному на гим­настической скамейке, впереди капитаны команд. У них мячи. По сигналу капитаны передают мяч первым номе­рам, те броском двумя руками от груди передают капитану и садятся верхом на гимнастическую скамейку, принимая правильное положение осанки. Игра продолжается. Выиг­рывает та команда, которая раньше закончит эстафету.

9. "Учись броском". Играющие разбиваются по парам и становятся в шеренги напротив друг друга на расстоянии 4—5 метров. У одной из шеренг мячи. По сигналу играю­щие выполняют два задания: 1 — передача мяча броском от груди двумя руками друг другу — 20 бросков; 2 — передача мяча ударом о пол — 20 раз. Выигрывает та пара, у которой меньше потерь мяча. Добиться четкого выполнения передач мяча. Передачи выполнять в медлен­ном темпе.

10. "Попади в цель". Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному за баскет­больным кольцом, которое расположено на высоте 2,5 метра. С другой стороны кольца стоит капитан команды. У него мяч. По сигналу капитан передает мяч первому номеру, тот бросает в кольцо. Капитан подбирает мяч и передает второму номеру своей команды и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит эстафету или кото­рая больше раз попадет в кольцо. Бросок мяча производить только двумя руками от груди. Игрок, выполнивший бросок, становится в конец колонны.

11. "Подвижная мишень". Играющие разделены на 2 команды, выстраиваются в колонны по одному. Впереди колонн на расстоянии 3 метров стоит инструктор, в руках у него гимнастические круги. У всех играющих мячи. По сигналу первые номера бросают мяч в круг. Инструктор меняет положение кругов, то поднимая вверх, то опуская вниз, или один вверх, другой вниз. По второму сигналу бросают вторые номера и т. д. Выигрывает та команда, которая больше раз попадает в движущуюся мишень. Бро­сать мяч только двумя руками от груди.

12. "Поймай мяч". Играющие становятся вдоль стены. У всех мячи. По сигналу дети бросают мяч в стену двумя руками от груди и выполняют хлопок над головой. Затем руку поднимают вверх со стороны вогнутости грудного сколиоза, а вторая рука на поясе, после чего ловят отско­чивший от стены мяч. Игрок, не успевший это выполнить или потерявший мяч, штрафуется очком. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры окажется меньшее коли­чество штрафных очков.

13. "Перестрелка". Играющие делятся на 2 команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Игроки обеих команд выстраиваются по обе стороны сетки в колонны по одному. У первых номеров теннисные мячи. По сигналу первые номера бросают мяч одной рукой со стороны вогну­тости грудного сколиоза на другую сторону сетки своей команды. Игрок на другой стороне ловит мяч и передает его назад через сетку следующему игроку и т. д. Выигры­вает та команда, у которой меньше потерь мяча. Расстоя­ние от игроков до сетки 4—5 метров.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Наши рекомендации