Специальные упражнения с предметами
1. И. п. — основная стойка, руки на поясе, под середину стопы поперек положена круглая палка диаметром 2,5—4 см: произвести полуприседание; вернуться в и. п., повторить упражнение. Цель — укрепление связок и мышц стопы; увеличение силы мышц голени и бедра; укрепление мышц спины и живота; развитие равновесия и координации движений.
2. И. п. — то же: произвести приседание; вернуться в и. п., повторить упражнение. Цель — та же.
3. И. п. — стоя на набивном мяче, руки в стороны: обхватить набивной мяч стопами и, балансируя, стараться вращательными движениями ног продвигаться в любом направлении; повторить упражнение. Цель — та же.
4. И. п. — сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены, подведены под нижнюю рейку стенки: упираясь тылом стоп в рейку, отклоняться назад; вернуться в и. п., повторить упражнение. Цель — развитие силовой выносливости мышц голени, сгибающих стопу, а также мышц бедра и живота.
5. И. п. — стоя на палке, руки на поясе: продвигаться по палке вперед и назад, балансируя; повторить упражнение. Стопы ставить на палку вдоль. Цель — укрепление связок и мышц стопы и голени.
6. И. п. — стоя каждой стопой на выпуклом основании булавы: пальцами ноги захватить шейку булавы, продвигаться на булавах в разных направлениях. Цель — укрепление связок и мышц стопы.
7. И. п. — стоя серединой стопы на нижней рейке гимнастической стенки: лазать по ней вверх, вниз. При передвижении спину держать прямо, следить, чтобы стопы становились на рейку своей серединой. Цель — укрепление связок и мышц стопы, голени, бедра и верхних конечностей.
ГЛАВА 9 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЛЕЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
В новой разработанной программе по физической культуре для детей, больных сколиозом, в качестве лечебных средств предусмотрены специальные подвижные игры как разновидность ЛФК. В зимний период эти игры заменяются лыжной подготовкой. Методика проведения подвижных игр лечебной направленности и лыжной подготовки строится с учетом возраста и степени тяжести сколиоза.
В задачу подвижных игр, являющихся самостоятельным предметом, входит расширение объема приобретаемых двигательных навыков и умений. Особенно тех из них, формирование которых невозможно обеспечить на уроках лечебной гимнастики и лечебного плавания, утак как они решают сугубо лечебные задачи. Таких, например, качеств, как быстрота и ловкость, которые обусловливают физическое развитие.
Подвижные игры лечебной направленности решают следующие задачи:
· содействие физическому развитию и укреплению здоровья;
· воспитание необходимых двигательных навыков и умений, а также совершенствование координации движений;
· повышение эмоциональности и улучшение умственной деятельности после активного отдыха при мышечной работе;
· воспитание устойчивого интереса к занятиям лечебной физической культурой;
· формирование правильной осанки;
· содействие активной коррекции сколиоза и исправлению нарушений осанки.
Указанные задачи решаются с помощью общеразвивающих и специальных игровых упражнений, предусмотренных программой. Инструкторы ЛФК, ведущие игровые уроки, распределяют учебный материал в плане-графике, составленном на учебный год, на три периода лечения:
1) подготовительный (сентябрь—октябрь) — I учебная четверть;
2) основной (ноябрь—март) — П—III учебные четверти;
3) заключительный (апрель—май) — IV четверть.
Кроме того, инструктор составляет план урока на недельный цикл занятий для каждой учебной группы, ориентируясь на лечебные задачи, указанные в разделе организационных требований к занятиям лечебной гимнастикой программы по периодам лечения. Форма составления плана урока подвижных игр идентична такому же плану урока при лечебной гимнастике.
Составляя комплекс игровых упражнений для ведения урока, инструктор должен учитывать возраст, физическую подготовленность, степень и тип сколиоза, а также сопутствующие заболевания внутренних и других органов. Дозировка игровых упражнений постепенно увеличивается от одного периода лечения к другому в течение учебного года.
В ходе урока физическая и эмоциональная нагрузки регулируются контролем пульса. Особое внимание обращается на детей с тяжелой (III и IV) степенью сколиоза. Увеличивать эти нагрузки можно только исходя из результатов анализа проб сердечно-сосудистой системы со стандартной физической нагрузкой и силовой выносливости мышц туловища. Эти данные зафиксированы в "Карте учета функционального лечения". В процессе игрового урока уменьшение или увеличение физической и эмоциональной нагрузок необходимо регулировать путем чередования игр с большей подвижностью и эмоциональностью с играми уменьшенной нагрузки.
Структура урока подвижных игр состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. В комплексы уроков подбираются игровые упражнения с различными механизмами их воздействия на организм в зависимости от лечебных целей, достигаемых в этих частях урока.
Перед началом урока и в ходе его учащимся сообщаются теоретические сведения в форме рассказа или беседы.
Для эффективности урока важное значение имеет последовательность распределения упражнений по его частям. В подготовительной части выполняются порядковые упражнения, на внимание, воспитание и закрепление правильной осанки. Включаются разновидности ходьбы в сочетании с динамическим дыханием при движениях верхними конечностями. Проводятся упражнения для предупреждения развития плоскостопия. В конце этой части урока даются упражнения общеразвивающие и активно вытягивающие позвоночник по продольной оси.
В основной части урока используются игровые упражнения, развивающие равновесие при балансировании тела, а также координацию движений. В этой же части проводятся специальные игровые движения, корригирующие грудные и поясничные сколиозы, основанные на косой установке линии плечевого и тазового поясов. В середине этой части урока даются 2—3 игровых упражнения, выполняемых в положении лежа, с полной разгрузкой позвоночника, а также с частичной его разгрузкой в положении полусидя или с опорой туловища на край гимнастической скамейки, сидя на полу.
В заключительной части игрового урока применяются упражнения на воспитание и закрепление правильной осанки, а также в ходьбе с динамическим дыханием и расслаблением мышц. Подбор специальных корригирующих упражнений игрового характера инструктором проводится совместно с врачом ЛФК, который контролирует правильность их выполнения. Врач ЛФК также руководит всей организационно-методической работой инструктора ЛФК, ведущего уроки подвижных игр лечебной направленности. Этот инструктор в отведенное ему методическое время инструктирует учителей и воспитателей по методике проведения подвижных игр с учащимися во время прогулок на свежем воздухе.