Специальные упражнения с предметами

1. И. п. — основная стойка, руки на поясе, под сере­дину стопы поперек положена круглая палка диаметром 2,5—4 см: произвести полуприседание; вернуться в и. п., повторить упражнение. Цель — укрепление связок и мышц стопы; увеличение силы мышц голени и бедра; укрепление мышц спины и живота; развитие равновесия и координации движений.

2. И. п. — то же: произвести приседание; вернуться в и. п., повторить упражнение. Цель — та же.

3. И. п. — стоя на набивном мяче, руки в стороны: обхватить набивной мяч стопами и, балансируя, стараться вращательными движениями ног продвигаться в любом направлении; повторить упражнение. Цель — та же.

4. И. п. — сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены, подведены под нижнюю рейку стенки: упи­раясь тылом стоп в рейку, отклоняться назад; вернуться в и. п., повторить упражнение. Цель — развитие силовой выносливости мышц голени, сгибающих стопу, а также мышц бедра и живота.

5. И. п. — стоя на палке, руки на поясе: продвигаться по палке вперед и назад, балансируя; повторить упраж­нение. Стопы ставить на палку вдоль. Цель — укрепление связок и мышц стопы и голени.

6. И. п. — стоя каждой стопой на выпуклом основании булавы: пальцами ноги захватить шейку булавы, продви­гаться на булавах в разных направлениях. Цель — укреп­ление связок и мышц стопы.

7. И. п. — стоя серединой стопы на нижней рейке гимнастической стенки: лазать по ней вверх, вниз. При передвижении спину держать прямо, следить, чтобы стопы становились на рейку своей серединой. Цель — укрепление связок и мышц стопы, голени, бедра и верхних конеч­ностей.

ГЛАВА 9 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЛЕЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В новой разработанной программе по физической куль­туре для детей, больных сколиозом, в качестве лечебных средств предусмотрены специальные подвижные игры как разновидность ЛФК. В зимний период эти игры заменяют­ся лыжной подготовкой. Методика проведения подвижных игр лечебной направленности и лыжной подготовки строится с учетом возраста и степени тяжести сколиоза.

В задачу подвижных игр, являющихся самостоятель­ным предметом, входит расширение объема приобретаемых двигательных навыков и умений. Особенно тех из них, формирование которых невозможно обеспечить на уроках лечебной гимнастики и лечебного плавания, утак как они решают сугубо лечебные задачи. Таких, например, ка­честв, как быстрота и ловкость, которые обусловливают физическое развитие.

Подвижные игры лечебной направленности решают следующие задачи:

· содействие физическому развитию и укреплению здоровья;

· воспитание необходимых двигательных навыков и уме­ний, а также совершенствование координации движений;

· повышение эмоциональности и улучшение умст­венной деятельности после активного отдыха при мышеч­ной работе;

· воспитание устойчивого интереса к занятиям лечеб­ной физической культурой;

· формирование правильной осанки;

· содействие активной коррекции сколиоза и исправ­лению нарушений осанки.

Указанные задачи решаются с помощью общеразвивающих и специальных игровых упражнений, предусмот­ренных программой. Инструкторы ЛФК, ведущие игровые уроки, распределяют учебный материал в плане-графике, составленном на учебный год, на три периода лечения:

1) подготовительный (сентябрь—октябрь) — I учебная четверть;

2) основной (ноябрь—март) — П—III учебные четверти;

3) заключительный (апрель—май) — IV четверть.

Кроме того, инструктор составляет план урока на не­дельный цикл занятий для каждой учебной группы, ориен­тируясь на лечебные задачи, указанные в разделе органи­зационных требований к занятиям лечебной гимнастикой программы по периодам лечения. Форма составления пла­на урока подвижных игр идентична такому же плану уро­ка при лечебной гимнастике.

Составляя комплекс игровых упражнений для ведения урока, инструктор должен учитывать возраст, физическую подготовленность, степень и тип сколиоза, а также сопутст­вующие заболевания внутренних и других органов. Дози­ровка игровых упражнений постепенно увеличивается от одного периода лечения к другому в течение учебного года.

В ходе урока физическая и эмоциональная нагрузки регулируются контролем пульса. Особое внимание обра­щается на детей с тяжелой (III и IV) степенью сколиоза. Увеличивать эти нагрузки можно только исходя из резуль­татов анализа проб сердечно-сосудистой системы со стан­дартной физической нагрузкой и силовой выносливости мышц туловища. Эти данные зафиксированы в "Карте учета функционального лечения". В процессе игрового урока уменьшение или увеличение физической и эмоцио­нальной нагрузок необходимо регулировать путем чере­дования игр с большей подвижностью и эмоциональностью с играми уменьшенной нагрузки.

Структура урока подвижных игр состоит из трех час­тей: подготовительной, основной, заключительной. В комп­лексы уроков подбираются игровые упражнения с раз­личными механизмами их воздействия на организм в зависимости от лечебных целей, достигаемых в этих частях урока.

Перед началом урока и в ходе его учащимся сообщают­ся теоретические сведения в форме рассказа или беседы.

Для эффективности урока важное значение имеет последо­вательность распределения упражнений по его частям. В подготовительной части выполняются порядковые упраж­нения, на внимание, воспитание и закрепление правильной осанки. Включаются разновидности ходьбы в сочетании с динамическим дыханием при движениях верхними ко­нечностями. Проводятся упражнения для предупреждения развития плоскостопия. В конце этой части урока даются упражнения общеразвивающие и активно вытягивающие позвоночник по продольной оси.

В основной части урока используются игровые упраж­нения, развивающие равновесие при балансировании тела, а также координацию движений. В этой же части прово­дятся специальные игровые движения, корригирующие грудные и поясничные сколиозы, основанные на косой установке линии плечевого и тазового поясов. В середине этой части урока даются 2—3 игровых упражнения, вы­полняемых в положении лежа, с полной разгрузкой позво­ночника, а также с частичной его разгрузкой в положении полусидя или с опорой туловища на край гимнастической скамейки, сидя на полу.

В заключительной части игрового урока применяются упражнения на воспитание и закрепление правильной осанки, а также в ходьбе с динамическим дыханием и расслаблением мышц. Подбор специальных корриги­рующих упражнений игрового характера инструктором проводится совместно с врачом ЛФК, который контроли­рует правильность их выполнения. Врач ЛФК также руководит всей организационно-методической работой инструктора ЛФК, ведущего уроки подвижных игр лечеб­ной направленности. Этот инструктор в отведенное ему методическое время инструктирует учителей и воспита­телей по методике проведения подвижных игр с учащи­мися во время прогулок на свежем воздухе.

Наши рекомендации