Комментарий: О наслаждении и удовольствии

Вы замечаете, что Вечный Принц благодаря своим неуда­чам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен или которых просто не понимал и не принимал. Наслаждение следует отли­чать от удовольствия.

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связан­ное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие — это то чувство, которое объединя­ет нос с высшими животными. Чувством удовольствия сопро­вождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыха­ния. Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько уси­лить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности. Тогда мы сможем испы­тать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологи­ческая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все дей­ствия мои поспешны и наслаждения почувствовать я не смо­гу. Наслаждение возникает после того, как биологическая по­требность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, на­слаждаюсь едой. Чувство наслаждения в некотором роде ис­кусственно и свойственно только человеку, т. е. наслаждаться едой надо учиться. То же самое можно отнести и к сексу. Наслаждаться им может только обученный человек, необу­ченный получает только удовольствие.

Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями.

Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два ва­рианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким об­разом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духов­ных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интел­лектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги). Не мень­шее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, ког­да начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставля­ет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характе­ристику. Действительно, по уровню наслаждений можно су­дить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я неразвит. Умение наслаждаться расширяет наши возмож­ности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы. Степень наслаждения зависит от степени умения. Если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо на­слаждения приобрету только муки.

Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты».

Где искать наслаждения?

Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не дол­жен умирать с каждым больным. Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится е наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы являет­ся наслаждение. Если после работы я устал и не получил на­слаждения, то это значит, что мне следует искать пути по­вышения ее эффективности.

Есть несколько существенных отличий физических на­слаждений от духовных. Физические наслаждения нас скорее разъединяют, а духовные объединяют. Если я получаю наслаж­дение от красной икры, а количество ее на столе ограничен­но, еще один любитель красной икры в этот момент другом мне не становится. Вряд ли кто захочет поделиться со мной своим сексуальным партнером, от которого он получает на­слаждение.

Важнейший признак духовных наслаждений — с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, полу­чаешь дополнительный источник наслаждений. Это положе­ние хорошо иллюстрируется восточной притчей. «У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяем­ся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».

"И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлева­ют жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает про­цессы адаптации. Человек, который часто наслаждается, пе­рестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склон­ности к употреблению наркотиков.

Но как человек привыкает к дозе морфия или алкоголя, так и привыкаем мы к объекту наслаждений. После многократ­ного повторения чувство наслаждения перестает вызывать­ся одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтиро­ванной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.

Однако есть еще один источник наслаждения, который, не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно - духовных. Источник этот — собственное духовное развитие. Человек начинает больше ви­деть в том же предмете и в том же человеке. Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной кни­ге. При последующем чтении ты найдешь в ней что-то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал. И тог­да источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.

Так давайте будем учиться наслаждаться!

В ипохондрическом состоянии

Это довольно часто помогает общению, да и тщеславие удовлетворяет. Вспоминается такой случай. После пятого курса мы проходили военные сборы на кораблях Черномор­ского флота. Когда мы были в увольнении, то я потащил своего однокурсника в музей изобразительных искусств Севастополя. Конечно, ему было все не очень интересно. Я стал давать ему некоторые пояснения. Помню, там были картины Айвазовского. Ясказал, где они еще выставлены. Что-то еще говорил. Вдруг я заметил, что за нами увязалась довольно большая группа посетителей музея. Плановых экскурсий в это время не было. Все это льстило моему са­молюбию,

Полубольным я доехал в Ленинград, походил по музе­ям и заболел тяжелой ангиной. В конце концов, вылечил­ся и приехал в Т. Это ужефевраль 1958-го. Приближалось мое двадцатилетие. После ангины субфебрилитет мой про­шел. Стал я себя чувствовать хорошо, только несколько ослаблено. Остались легкая несвежесть в голове и легкое надавливание в области сердца. Никакие лекарства мне не помогали. Я левым пальцем придавливал место, куда про­ецируется верхушка сердца, Становилось легче, Я мог зани­маться. Каких-либо событий вплоть до весенней сессии не помню. Это в мединституте считалось самым тяжелым вре­менем. Мне же еще надо было что-то доучивать. Кроме того, несколько раз я еще хватал ангины. Мне тогда поста­вили диагноз хронического тонзиллита, и было принято решение, что мне на каникулах удалят миндалины. Я по­мню, что когда у меня болело горло, я полоскал его водкой, Становилось немного легче. В общем, в болячках и учебе прошли у меня первые месяцы 1958 года.

Сессия была очень тяжелая. Три экзамена - патологи­ческая анатомия, фармакология и патофизиология были го­сударственными. Экзаменаторы славились своей жестоко­стью. Особенно по патоанатомии и патофизиологии.

Среди преподавателей третьего курса запомнилась такая колоритная фигура, как ополяченный Грузин, заведующий кафедрой патологической анатомии, тоже выходец Варшав­ского университета. По крови он был грузином, нопере­делал свою фамилию на польский лад. Было ему лет 75, но он еще ходил та охоту. Читал он лекции по делу, но, гово­рят, не менял их лет 30. Мы доставали его лекции, отпеча­танные на машинке, и по ним сдавали экзамены. Был он интеллигентом высшей пробы. Когда, встречал студентов, всегда первым здоровался, если его не замечали, и приподнимал шляпу. Находясь на территории кафедры, мы стара­лись первыми его заметить и тоже приподнять шляпу. На экзаменах он был строг. Двойка была положительной оцен­кой. Была еще одна — пребывание в институте считаю не­желательным. Ходил анекдот, что до войны он у одной сту­дентки принимал экзамены раз 15. В конце концов, она не выдержала испросила, что он от нее хочет. Он ответил, что хочет, чтобы она стала его женой. Потом она была доцен­том на кафедре микробиологии и вела у нас группу. Кстати, сдавал я ему экзамен. Принимал он нормально. Тянул меня на пятерку, но что-то у меня не получилось. Те, кто слушали, потом говорили, что четверку я получил из-за зачетки, надо было ставить тройку. Но я-то знаю, что о тройке речи не велось.

Лавры строгого экзаменатора не давали спать заведующему кафедрой патофизиологии. В наш год он поставил 35 % студентов двойки. Многие вынуждены были перево­диться в другие институты, чтобы не потерять год.

Запомнился еще ассистент на кафедре фармакологии. Он был хохмач и, по-видимому, неудачник. Лекторов по этому предмету я не запомнил.

Кстати, ярких запоминающихся лекторов не было. При всем моем усердии многих слушать я не мог. На лекциях шла интенсивная студенческая жизнь. Кто-то обменивал­ся записками, кто-то флиртовал. Многие читали книги, играли в шахматы, виселицу и другие интеллектуальные игры. Иногда иные лекции были объектом внимания 10— 15 студентов, а то и меньше.

Комментарий:

Неосознаваемое воровство

Почему именно в этот момент я начал говорить на эту тему и сам не помню. Наверное, накипело. Ведь сколько вре­мени Вечный Принц сам у себя украл.

Речь пойдет не о том воровстве, которое мы осознаем и за которое можно сесть в тюрьму. Речь пойдет о том воровстве, которое мы осуществляем повседневно и даже не замечаем, что воруем. Самое интересное, что последствия тако­го воровства не менее тяжкие, а иногда, может и более тяжелые, чем последствия воровства явного. Воровство как явление современной жизни можно представить в виде айс­берга. Видимая часть — это явное воровство. Им занимаются следственные органы. Там имеется своя классификация. Раз­личают воров, грабителей. Говорят еще об экономических пре­ступлениях, хотя, в принципе, это воровство. Воровство я бы определил как присвоение себе того, что тебе не принадле­жит. Это могут быть как материальные ценности, так и идеи. За это можно сесть за решетку или как минимум полу­чать моральное осуждение. Самый же страшный вид воров­ства — это воровство времени как чужого, так и своего.

Воровство можно классифицировать следующим образом:

I. По критериям морали и юриспруденции:

1. Уголовно наказуемое и морально осуждаемое.

2. Уголовно наказуемое, но морально не осуждаемое.

3. Уголовно ненаказуемое, но морально осуждаемое.

4. Уголовно ненаказуемое и морально не осуждаемое.

II. По критерию осознавания:

1. Осознаваемое воровство.

2. Неосознаваемое.

III. По объекту воровства:

1. Воровство имущества и денежных средств.

2. Воровство идей.

3. Воровство чести.

4. Воровство времени.

IV. По субъекту воровства:

1. Воровство у личностей и семей.

2. Воровство у предприятий.

3. Воровство у государства.

4. Воровство у себя.

Отсюда каждый частный случай воровства можно оха­рактеризовать по вышеназванным критериям. Невозвращение книги своему приятелю следует рассматривать как воровство морально и уголовно ненаказуемое, осознаваемое, не планиру­емое, завершенное. Это воровство имущества у личности.

Дорогой мой читатель, сейчас я дам очень краткую харак­теристику осознаваемым и уголовно наказуемым формам во­ровства. Но в основном буду вести речь о неосознаваемых и об уголовно ненаказуемых формах. Самое страшное в них, что человек привыкает воровать и часто не осознает, что он это делает. Он не делает это открыто, он даже не осознает, что ворует, но он привыкает воровать. Рано или поздно он нач­нет воровать осознанно. Мы же боремся с надводной частью айсберга. Это совершенно бесполезная трата времени, сил и средств, если мы одновременно не предпримем усилий по ликвидации подводной части айсберга. Ведь после того, как мы срежем надводную часть айсберга, та, что была подводной, станет надводной, а подводная может только укрепить свою мощь. Борьба только с явной преступностью, если не идет работа со скрытой, способна лишь увеличить ее. Так проис­ходит при попытке избавиться от дерева, когда вырезают ветви, не выкорчевывая корня. Дерево становится только гуще.

Итак, приступим к системному изложению материала. Оно основано на проведении нами социологических анонимных опросов, а также опросов, проводимых другими социологами.

I. По критериям морали и юриспруденции

1. Уголовно наказуемое и морально осуждаемое воровство. Не буду на нем останавливаться подробно. Практически все­ми воровство у отдельных личностей осуждается морально. К этой категории относятся карманники, квартирные воры, грабители и бандиты. Меньшее количество людей осуждает воровство в коммерческих предприятиях. Еще меньшее коли­чество людей осуждает воровство у государства.

2. Уголовнонаказуемое, но морально не осуждаемое воров­ство. Это прежде всего воровство у государства. Оно даже воровством многими не осознается, а рассматривается как возврат ранее у него отнятого. Здесь подворовывают многие. Кто как может. Формы разные: от экономических преступ­лений до попытки уклониться от уплаты налогов или взятия в личное пользование материальных средств со своего произ­водства. В годы застоя никто не осуждал врача или медсес­тру, если они в свое личное пользование брали с поста несколь­ко таблеток от головной боли или с десяток ампул глюкозы или еще какого-нибудь средства.

Эти два вида воровства еще можно подразделить на два варианта: раскрытое и нераскрытое.

Исход раскрытого воровства — наказание. Если воровство незначительное, а наказание легкое, то не исключено, что вор одумается и больше воровать не будет. Если наказание чрез­мерное, и вор попадает в тюрьму, то там пройдет «школу» и может стать профессиональным вором.

Исход нераскрытого воровства завысит от личности вора. Те, кто ориентирован еще на легальную жизнь в социуме, мо­гут длительное время находиться в таком страхе, что нака­жут себя сильнее, чем судья, и больше воровать не будут. Од­нако чаще нераскрытая кража скорее стимулирует человека к совершению следующего воровства, которое он уже будет делать с большим размахом и меньшими предосторожностями. Но даже успешные воры всех мастей, которые осознают, что их действия подпадают под статью уголовного кодекса, все же находятся в состоянии выраженного эмоционального напряжения. Об этом свидетельствует их образ жизни - наркотики, алкоголь, чрезмерное внимание к сексу, которые не столько служат объектом удовольствия, сколько являют­ся транквилизаторами, которые снимают тревогу, если ис­пользуются в малых дозах, и выключают сознание, если ис­пользуются в больших количествах. Следует отметить, что при таком образе жизни завершенного полноценного секса по­степенно становится меньше, а наркотиков и алкоголя — все больше. Так продолжается до тех пор, пока алкоголь или нар­котики не приведут к деградации личности, физическому ма­разму и слабоумию. Все это приводит к тому, что вор пере-стает совершать преступление. У меня временами возникает мысль, что если бы мы прекратили борьбу с употреблением наркотиков, а наркоманов поселяли отдельно от нас, как ин­дейцев в резервации, из которых они могли бы выходить для завершения сделок или работы, то уровень наркомании резко бы упал. В самих резервациях они могли бы организовывать свои производства, выращивать мак и пр. Я понимаю, что об­щество на это не пойдет никогда. Поэтому добиваться это­го не буду. Однако в одном я четко убежден, что современные методы борьбы с этой заразой эффекта не дадут.

3. Уголовно ненаказуемое, но морально осуждаемое. В на­шей стране это воровство в особо крупных размерах. Я не знаю зарплат наших чиновников, но то, что они имеют, вряд ли можно купить на эти зарплаты. Формально я зарабаты­ваю не меньше многих моих знакомых, но позволить себе то, что они позволяют, я никогда не смогу. Если иногда и кое-кого судят, то это скорее исключение из правил или способ распра­вишься с конкурентом при переделе имущества. Чаще произ­водится отстрел. Тем не менее все расстрелы богатеньких не вызывают гнева народного, который может возникнуть, ког­да убьют или изнасилуют маленькую девочку.

И все же гораздо шире отмечается мелкое бытовое воров­ство. Сосед по даче может не отдать инструмент который он одолжил всего на несколько часов. Сослуживец нередко может не вернуть небольшую сумму денег. Нередко эти фор­мы воровства не осознаются самими ворами, но не теми, кто стал жертвой преступления. Люди в ролях «вор — жертва» часто меняются местами. Когда я украл, то я могу это не осознавать, но вряд ли я забуду, что у меня украли. Не хоти­те иметь врагов — отдавайте мелкие долги и не обижайтесь, если вам об этом напомнили, а благодарите человека. Лучше эти мелкие долги записывать. Давно уже замечено, что потерянные деньги или имущество за короткое время выраста­ют в сознании потерпевшего в десятки, а иногда в сотни раз.

Не было ли так, мой дорогой читатель, что, когда-то вам не хватило той суммы, которую вам не вернули? Вспомните, о чем вы тогда думали? «Вот если бы мне вернули этот долг, я бы смог приобрести эту вещь». А сама вещь стоит во много раз дороже суммы долга. Сразу возникает чувство, что вам не вернули эту огромную сумму, следом за этим завязывает­ся ярость на того, кто лишил тебя возможности приобрести столь ценную вещь. Причем думаете вы так не один, а 10, 15, а то и 20 раз и вообще всегда, когда вам не хватает именно этой суммы или даже больше.

Следует иметь в виду, что если вы не возвращаете мелкие долги, то вам, рано или поздно, перестанут одалживать. Тому же, кто одалживает, лучше думать, что ему этот долг ни­когда не вернут или что он просто сделал подарок человеку, которому одолжил деньги. Тогда вам легко будет знать, на какую сумму вам следует покупать подарки. Это сумма невозвращенного долга, о котором вы практически не вспоми­наете. Хотя некоторые все же возвращают свои долги. Тог­да у вас будет возможность лишний раз порадоваться. Только не одалживайте помногу. Кстати, тот, кто вам не отдал долг, больше к вам не придет одалживать. За небольшую сум­му вы избавитесь от нечестного человека. Послушайте рас­сказ одного из моих подопечных, педагога по профессии, кото­рый подрабатывал книготорговлей: «Я обычно легко отдаю книги своим слушателям и разрешаю им деньги за книгу при­нести позже. Также могу одолжить и небольшую сумму де­нег. За много лет человека два или три деньги не вернули. Но они ведь ко мне больше и не приходили! За небольшую для меня сумму я избавился от нескольких мошенников».

Воровство у «своих» осуждается повсеместно, даже в пре­ступной среде. Тогда говорят, что он живет не по «поняти­ям». Я слышал, что такой вор там наказывается гораздо строже, чем если бы его за подобное деяние наказали профес­сиональные судьи. Говорят, что проблема аморальности ста­ла актуальной и в уголовной среде. Там стали чаще красть у своих.

4, Уголовно ненаказуемое и морально неосуждаемое. При­мер такой, формы воровства я уже приводил. Это невозвра­щение книг, которые вы читаете, вашими интеллигентными друзьями. Дорогой мой читатель, уверен, что вы можете при­вести случаи, когда «зачитали» вашу книгу. Но посмотрите па вашу книжную полку. Нет ли там книги, которую вы взя­ли у вашего друга несколько лет назад и каждый день забыва­ете ему возвратить, а потом уже неудобно и возвращать. Дорогие мои, я хотел бы, чтобы вы четко усвоили, что хоро­шую нужную книгу вам ваши друзья постараются не вернуть. Дружба всегда предполагает сходство интересов. Поэтому если книга вам нужна, она нужна также и вашему другу. Кро­ме того, нужную книгу вы читаете довольно часто, делаете какие-то пометки, по которым можете воссоздать мысли, возникшие у вас при чтении этой книги. Когда вы даете чи­тать эту книгу кому-нибудь, то информации, по крайней мере, для вас, уже втрое больше, чем в новой книге. Поэтому утрата такой книги никогда не может быть восполнена, ибо это ваши уникальные мысли. Кроме того, по вашим отмет­кам на полях и по подчеркиванию умный человек (а вы же не водитесь с глупыми людьми) может понять всю вашу суть, всю вашу душу. Готовы ли вы полностью раскрыться перед этим человеком? Отсюда вывод: никогда не отдавайте нико­му читать ту книгу, которую вы читаете много раз, книгу, которая является путеводителем в вашей жизни. Если же вы все-таки не можете отказать своим друзьям, то купите два экземпляра этой книги. Второй экземпляр и будет вам для того, чтобы одалживать почитать. Даже если не вернут, по­теря будет невелика. А если кто-то попросит у вас эту кни­гу, то вы скажете, кому вы ее одолжили. И не думайте, что ваших приятелей мучает совесть за то, что они не отдают вам взятые у вас книги!

Но хочется прямо вам сказать, что эти критерии (юри­дические аморальные) носят исторический и условный харак­тер. Законы, как паутина, держат только слабых, как гово­рил великий древнегреческий мудрец Солон. Со временем законы меняются. То, что раньше у нас называлось спекуляцией, т.е. воровством, теперь называется предпринимательством. То, что раньше называлось обманом, теперь называется многоуровневым маркетингом, и т. п.

Разумеется, здесь я не специалист. Это просто мои сооб­ражения и практические рекомендации. Мне они помогли.

II. А сейчас разберем критерий осознаваемости.

1. Осознаваемое воровство. Нас оно интересует в меньшей степени. Им занимаются воры профессионалы, В зависимос­ти от масштабов преступления оно тщательно планирует­ся. Здесь все происходит, как в сексе. Есть идеаторная ста­дия, когда возникает мысль, что все-таки стоит украсть. Затем наступает время производственной стадии, когда пла­нируются детали операции. Затем идет тренировка (аналог пресексуальной стадии), потом идет собственно процесс во­ровства (аналог сексуальной стадии). Далее идет постсексу­альная стадия, которая здесь называется дележом добычи. В воровстве, как и в сексе, самое главное — это постсексуаль­ная стадия. На дележе добычи воры как раз часто не могут договориться, если живут не по «понятиям».

Профессиональное воровство нас интересует в меньшей степени. Но хочется отметить, что вора-профессионала най­ти сейчас не так просто, как и вообще профессионала в лю­бой сфере деятельности. Сейчас и среди людей, которые сде­лали воровство своей профессией, профессионалов не так много, как и в других профессиях. Профессионала очень труд­но найти в любой среде, даже там, где они не прячутся, а, наоборот, рекламируют себя. В книге «Бинтование душевных ран...» я дал критерии профессионала среди врачей-психоте­рапевтов и психологов. Один из них и может быть самый важный: они себя практически не рекламируют. Тем более не рекламирует себя профессиональный вор. Один из его призна­ков — он практически не оставляет следов. Он старается украсть с минимальными усилиями. После его работы внешняя обстановка практически не меняется, актов вандализма нет, убивать ему не приходится, так как при хорошо спланирован­ном воровстве субъект воровства или отсутствует, или чем-то так увлечен, что самого вора обычно не видит. Более того, профессиональный вор заинтересован, чтобы его жертва ос­талась живой и работоспособной, чтобы потом можно было еще что-нибудь у нее отнять. Он не будет запугивать своего клиента, а, наоборот, поможет ему выкрутиться из трудной ситуации, поможет ему заработать, а потом уже, мо­жет быть, изымет и даже еще больше.

Хочу привести случай из практики. Один из моих подопечных организовал неплохой маслобойный завод. Получил кредит па расширение производства. Но допустил одну стратегичес­кую ошибку: занял своим родственникам большую часть этих денег. Когда пришло время расчета, родственники, естествен­но, эти деньги не вернули. (Тоже воровство, за которое еще должники осуждают кредитора. Вспомните, как нас научи­ли презирать процентщиков.) На него, как говорят сейчас, «наехали», угрожали убить, если он не рассчитается вовремя с долгами. Может быть, он бы и выкрутился как-нибудь, но вид у него был депрессивный. Он еще удивлялся, почему ему никто не одалживает деньги. Я его подвел к зеркалу и велел ему посмотреть на себя и спросил: «Неужели человеку с та­ким видом кто-нибудь выделит кредит?» Поработали мы с ним немного. Поговорил он совсем в другом тоне со своими кре­диторами. Они уверовали в его предприимчивость. Настрое­ние его улучшилось. В конце концов, он рассчитался с долга­ми. Но если бы на него не «наезжали», со своими долгами он рассчитался бы быстрее. Возможно, эту книгу прочтут рэкетиры и перестанут действовать только угрозами. Может быть, помогут в принципе инициативному человеку и получат еще больше, чем предполагали. Увы, и среди рэкетиров профес­сионалов мало. Они не столько добиваются своего, сколько вы­мещают свои невротические обиды на зависимых от них людей.

К сожалению, и в осознаваемом воровстве есть много невротичного. Желание кому-то что-то доказать, эмоциональ­но разрядиться, продемонстрировать себя, отомстить кому-то и пр. Здесь также имеется много моментов, связанных с психологической защитой. Чаще всего здесь встречается ра­ционализация. «Меня государство (предприятие, некая персо­на) обкрадывает постоянно. Я не ворую, я просто возвращаю себе то, что было у меня украдено». КПД такого воровства часто не более 20 % (чуть больше, чем у паровоза!), даже если оно удачное. Профессиональный вор затрачивает на это го­раздо меньше усилий и оставляет меньше следов, да и попадается гораздо реже.

2 Неосознаваемое воровство. Классический пример неосоз­наваемого воровства описан в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». Герой рассказа, неграмотный крестьянин свинчивал гайки, которыми крепили рельсы к шпалам. Эти гайки он ис­пользовал в качестве грузила для удочки. Он так и не понял, за что его осудили. Ведь он не все гайки скручивал, а только одну из четырех. Кстати, этим успешно занимались и другие односельчане.

Примеров неосознаваемого воровства можно приводить неограниченное количество. Никто не считает воровством, если проедет остановку в автобусе и не оплатит, да даже если весь маршрут проедет бесплатно, его это не огорчит, и он сам себя оправдает: «Я не заплатил. Все равно водитель не дает билета, а в кассу сдает не всю выручку. Автобусники все время повышают тариф за проезд. Так что мы хоть не­много квиты». Воруют по мелочам у себя на предприятиях. На стройке - это стройматериалы, которые можно унести, на предприятиях — продукты питания. Не будет считать во­ровством директор ресторана, если он пообедает в своем ре­сторане и не заплатит. Чаще всего воруют друзья друг у дру­га, не осознавая, что они воруют. Проявляется это в форме «бартера». Услуга за услугу. Мне многие врачи жаловались на это. Подвезет сосед - водитель бесплатно груз один раз в год, а пользуется его услугами в течение нескольких лет. Наоборот тоже бывает. Услугу врач оказал один раз, а эксплуатирует много раз. Знакомый психотерапевт рассказал мне забавную историю. Один из его подопечных, довольно состоятельный человек (на джипе ездит), походил несколько раз на занятия группы, а после подвозил доктора домой. В процессе езды они беседовали. Он старался затянуть эту беседу на более дли­тельное время. Затем он перестал ходить вообще на группы, а приезжал к концу для того, чтобы подвести доктора домой. Нетрудно подсчитать, сколько он у него украл. Он фактичес­ки добивался индивидуальной консультации, которая стоила столько, сколько оплачивала вся группа, а в виде бартера рас­плачивался услугой таксиста, которая стоила раз в 20 мень­ше. Конечно, ни доктор, ни пациент этого не осознавали. За­тем доктор понял, что его обворовывают, Я посоветовал ему, чтобы он сам прекратил воровать - отказаться от его ус­луг и вызвать такси. Сразу все стало на свои места.

Материальные ценности неосознанно воруют все-таки реже, чем интеллектуальные. На такое обворовывание жа­луются многие люди интеллектуального труда разных профессий. Чаще всего стараются обворовать в этом плане юристов, врачей, экономистов, психологов, переводчиков, плановиков, чертежников, конструкторов. Воруют так на работе, в транспорте, но чаще в местах отдыха. Поэтому многие на отдыхе, в командировке и в поездке стараются не говорить о своей профессии, особенно те, кто достиг достаточно боль­ших вершин в своем деле. Они просто скрывают свою профес­сию.

В моей жизни был такой случай. Я понес в редакцию свою монографию «Неврозы». Редактор показала книгу, которую ей принесли дня два назад. Она была примерно такого же содер­жания, как и моя монография, но с большим количеством на­учных искажений и ошибок. Оказывается, автор этого произ­ведения слушал мои лекции, записал их, как понял, перепечатал, размножил в 100 экземплярах и успешно их продал. Кстати, меня он даже не цитировал. Затем он решил ее издать. Я бе­седовал с этим человеком. Он не осознавал, что ворует, счи­тал, что делает благое деяние — распространяет среди на­рода медицинские знания.

Чаще всего неосознанно люди воруют друг у друга самое ценное — время. При этом считают, что еще оказывают человеку какую-то милость. Чаще всего - это разговор по ду­шам со своими приятелями и друзьями, которые могут затягиваться часами. Подробнее об этом несколько ниже.

III. По объекту воровства.

1. Воровство имущества и денежных средств. Чаще быва­ет осознанным, уголовно наказуемым и морально осуждаемым.

2. Воровство идей. Часто бывает неосознаваемым, редко уголовно наказуемым. Морально осуждаемое. Неосознаваемо из-за отсутствия общего образования или по неосознаваемым психологическим механизмам. Мне часто жаловались «гадкие утята», как их идеи воровали у них их лучшие «друзья». Вна­чале в соавторстве опубликуют маленькую статейку с изло­жением основных принципов. А затем уже ставят свою фа­милию на основании этой идеи монографии. Читал я одну очень интересную книгу, посвященную проблеме общения. Ав­тор предупредил, что он не хочет загромождать текст фа­милиями и поэтому приводить их не будет. В одном месте он написал, что люди в общении напоминают дикобразов, кото­рые хотят согреться. Но ведь это изречение А.Шопенгауэра. Нашел еще несколько хорошо известных изречений без ссылок. Интерес к книге и автору упал. Знакомиться с ним мне уже расхотелось. Дорой мой читатель, приводить чужие мысли можно и нужно, но необходимо обязательно ссылаться на ав­тора. Считайте, что вас будут читать умные и образованные люди. В крайнем случае, укажите, что где-то слышали, если не помните автора или если есть сомнение, вы ли это придумали. И не обижайтесь на воров, они вас будут стиму­лировать на быструю публикацию своих идей. После того слу­чая, о котором я выше говорил, и кражи моего курса лекций по психотерапии, я быстро все опубликовываю. И сейчас все публикую, а потом об этом говорю.

3. Воровство времени. Самый частый и опасный вид воров­ства. Моруа называл их хронофагами. Хронофагией в моей практике занимаются особенно часто застенчивые люди. На лекции вопросы стесняются задать, а потом, когда ты уже торопишься в другое место, начинают задавать их, пишут письма и требуют внимания. Воровство времени — морально не осуждаемое и уголовно ненаказуемое воровство. Если и осуждают, то скорее того, кто не дает себя обкрадывать. Врачей часто осуждают за то, что не хотят принять лиш­него больного. Осуждают, когда он хочет брать за это день­ги. Осуждают приглашаемого в гости, если он отказывается придти. Осуждается подружка, которая не хочет выслушать ваши жалобы. Ведь помочь она не может. Никто не оплачи­вает потерянное время, если не пришел на назначенную встре­чу. Человек может не придти на визит к врачу, парикмахеру, портному, хотя он уже был записан на прием. Ведь он фак­тически украл время.

IV. По субъекту воровства

1. Воровство у личностей и семей. Обычно морально осуж­даемое, уголовно наказуемо и осознаваемо. Но если у личнос­ти ворует государство, то защитить свои интересы бывает крайне трудно. При задержке зарплаты и пенсии выплата ведь должна идти с процентами. Но, кто их требует и кто выплачивает? Мне один доктор со всеми регалиями жаловался на то, что ему государство платит мало, хотя претензий к нему не высказывает, а, наоборот, поощряет. (У него высшая категория, он доктор наук и отличник здравоохранения)

2 Воровство у предприятий. Уголовно наказуемо, иногда морально осуждаемо, иногда поощряемо.

3. Воровство у государства. Уголовно наказуемо, но мо­рально не осуждаемое, часто неосознаваемое.

4, Воровство у себя. На этом виде воровства остановимся подробнее.

Уголовно ненаказуемое, часто неосознаваемое, морально приветствуемое (не считается с личным временем — писалось в характеристиках советского времени как достоинство ра­ботника, хотя это большой недостаток). Вообще-то, в ко­нечном итоге, каждый вид воровства — это воровство у са­мого себя. Ушел от налогов — государство беднеет и не может тебя же защитить. Не заплатил в автобусе — их станет меньше на линии, будет давка, протрешь быстрее одежду, опоздаешь на работу. Обманул партнера — можешь его лишиться, да еще и приобрести негативную репутацию. Но больше всего воруют времени у себя школьники и студен­ты. Вместо того, чтобы приобретать специальность, они занимаются непонятна чем. Что в результате? Становление специалиста приходит где-то к 35 годам.

Мы предложили методики оценки стоимости потерянно­го времени. Посчитайте, дорой мой читатель, какие убытки вы понесли. Расчет я предлагаю вести не по тому, сколько вы сейчас зарабатываете, а по той сумме, которую мечтаете зарабатывать. Я предлагаю исходить из суммы 100 долларов в час, средней зарплате врача в США. Тогда вы поймете, во сколько обходится обычный праздник, например Новый год или день рождения. Подсчитайте все время на подготовку, про­ведение праздника и время, которое ушло на восстановление формы. Па самым скромным подсчетам получается около 2000 долларов в лучшем случае, если дело не осложнилось какой-нибудь болезнью. Но даже если вы хотите зарабатывать в 10 раз меньше, то и эта сумма будет значительной.

Опаснее всего воровство безнаказанное — человек теряет контроль, расслабляется и попадается. Тяжелее судьба того, кто ворует, чем того, у кого воруют. Обворованный приоб­ретает опыт.

Мы пришли к выводу, что любое воровство — это, в конеч­ном счете, воровство у самих себя. Не воруйте и не давайте себя обкрадывать!!!

Еще немного о воровстве. Шесть лет студенческой жиз­ни и более 20 лет уже в роли преподавателя высшей школы по­казали мне, что учеба — это воровство времени у студентов. Преподаватели вместо того, чтобы сделать так, чтобы их слушали, грозятся расправой на экзаменах. Но ведь и, прав­да, многих слушать невозможно! Убедился я в этом позже. Штатным преподавателем я стал в 42 года. Я не мог позво­лить себе эмпирически накапливать педагогическ

Наши рекомендации