Гештальтистская модель организационного вмешательства

Любой оргконсультант будет эффективным в своей деятельности в том случае, если он по некоторым параметрам отличается от системы клиента. Но и любая система-клиент всегда попытается интегрировать в себя людей, дублирующих навыки и позиции, необходимые самой системе. Поэтому, если консультант будет слишком отличаться от пределов возможного в культуре клиента, то его воспримут к а к чужеродный системе и не выберут для такой работы. Если же он отчасти «похож» на клиента-систему, его привлекательность повышается, его выбирают для работы с системой и его основной задачей будет поддержание различий, поскольку организация будет стремиться удержать консультанта в своих рамках.

Отношение системы к консультанту всегда противоречиво — она может восхищаться тем, что отличает консультанта, но одновременно пытаться сделать его похожим на себя, своей частью, чтобы нейтрализовать его иллюзорное «превосходство». Это втягивание в систему. В другом случае система-клиент будет пытаться воспринимать консультанта как оценивающего свысока или игнорировать как не понимающего местных условий, и это выталкивание из системы. Неопытный консультант может оказаться неэффективным и в первом, и тем более во втором случае. Отчасти это похоже на отношения клиента и терапевта, при которых клиент удерживает терапевта в рамках своей концепции проблемы, а терапевт способствует его осознаванию, поддерживая свое присутствие (отдельность и различия). Искусное поддержание баланса похожести и различий будет способствовать эффективной работе консультанта.

В начале работы с организацией предполагаются три основные позиции консультанта. Итак, клиент-система может пригласить консультанта из другой организации (внешний консультант), и тогда он находится вне ее границ. Консультант может быть частью системы — это внутренний консультант, получивший специальную роль (задание) в границах системы. Наконец, член системы, занимающий позицию внутри обычных границ системы, развивает собственную активность для проведения в ж и з н ь плана изменений. Но где бы ни находился консультант на старте, для того чтобы его действия стали эффективными, он должен пересекать или изменять границы любой системы или подсистемы. Это достаточно сложное по своим последствиям действие, которое влечет за собой изменения в подсистемах. Любое вмешательство консультанта, работающее на повышение уровня осознавания таких подсистем, фокусирует внимание на их границах. Клиент должен получить возможность взглянуть на эти границы со стороны, осознавая, какие структуры и процессы находятся в фоне и не принимаются во внимание. Недостаточно настойчивого в таких действиях консультанта система-клиент проигнорирует, чрезмерно настойчивому окажет сопротивление.

Присутствие

Фактором, поддерживающим эффективный баланс, является «обеспечение своего присутствия» консультантом. Присутствие определяется как проведение в Жизнь ценностей, осуществляемое так, что когда консультант действует с профессиональной позиции, он обучает клиента этим важным понятиям. В самом образе существования консультанта проясняются важные для обучения клиента моменты. В гештальт-подходе присутствие акцентируется, консультант не только поддерживает определенные навыки, ценности и установки, выражая их, но и стимулирует клиента- систему сдвигаться с «мертвой точки». Гештальт-консультант открыто и прямо выражает свои чувства и мысли, пользуясь преимуществом, которое предоставляет его маргинальное положение по отношению к системе-клиенту, и своей привлекательностью для клиента. Таким образом, он целостно присутствует в процессе, фокусируясь в первую очередь на взаимодействии с системой-клиентом.

Присутствие — это не стиль (яркая индивидуальная передача послания) и не индивидуальность, хотя они и являются его элементами. Это жизнь, которая привносится в ситуацию, жизнь, в которой интегрируется знание и поведение, это распространение знания, которое вызывает приток энергии и интерес, это агент изменения для тех, кто находится рядом. Наиболее часто это проявляется у э ф ф е к т и в н о работающих преподавателей, огромная и хорошо интегрированная практика которых позволяет им демонстрировать знание-поведение по отношению к студентам.

Чем присутствие помогает системе-клиенту освоить полезные навыки? Во-первых, присутствующий консультант достаточно интересен для системы-клиента. Он в состоянии заинтересовать клиента и побудить его изучать происходящее. В основе лежит интегрированное личностью любопытство и интерес, «заражающий» систему-клиента. Это подготовка к обучению. Во-вторых, консультант, понимающий, на какой фазе цикла контакта система дает сбой при нормальном здоровом функционировании, в состоянии показать это клиенту и научить его. Это требует от консультанта навыков осознавания, мобилизации энергии, расширения контакта, а так ж е общего настроя на жизнь и обучение в настоящем. Такое присутствие воспринимается как целостность и аутентичность другого человека и вызывает интерес и восхищение.

Присутствие обладает определенными качествами. Правота (не в смысле правил и правильности) — такие люди в глазах других выглядят к а к следующие своему предназначению, и в их присутствии заложено право быть такими, какими они являются. Мартин Лютер Кинг и мученики за веру — вот примеры правоты, выдержавшей испытание жизнью. Правота включает способность приподниматься над тревогой по поводу происходящего и способность искать то, что помогает с ней справиться. Она помогает интуитивно выбирать время и темп интервенций правильно, а также интегрировать ошибки для повышения собственной эффективности.

В то же время правота может граничить с фанатизмом, если не сопровождается ясным ощущением множественности смыслов, способов и возможностей жить и обучать, а также уважением к правоте другого человека. Ясность — следующий аспект присутствия. Она полярна загадочности, которая находится с ней в одной связке. Консультант, успешно сочетающий то и другое, умеет ясно выражать свою позицию и в то же время адресовать клиенту метафорические послания, предоставляющие ему свободу выбирать способ действия.

Примером такого терапевта может послужить Карл Витакер, умевший работать и тем и другим способом и в то же время терапевтически эффективно.

Третье качествоэто предпочтение нарциссической или коллективистской идентичности. В целостном присутствии консультанта эта пара полярностей проявляется в его способности фокусироваться как на уникальных личных качествах, являющихся источником энергии, так и на своей профессиональной идентичности. Нарциссическая идентичность проявляется через реальную автономию, которая была достигнута с помощью опыта и ответственности. Коллективистская идентичность — это позиция «быть тем, за что ты стоишь». Это менее яркий в смысле восприятия подход, подход практика, знающего свое дело.

Нарциссическое присутствие обладает мощным личным воздействием, в то время как коллективистское обеспечивает большее ощущение безопасности и надежности основы.

Четвертый факторэто полярность эмоциональная вовлеченность — отстраненность. Эта пара полярностей отражает две возможные позиции консультанта: позицию идентификации с системой-клиентом (ее членами) и беспристрастную позицию наблюдателя, находящегося вовне. В первом случае консультант вовлечен, испытывает я р к и е чувства и переживания. Его вовлеченность вызывает интерес и помогает мобилизовать энергию в данной системе. Во втором — его личность слабо затронута происходящим, он энергичен за счет своего интеллектуального любопытства и создания творческих способов вмешательства. Использование двух позиций предотвращает дисфункциональное слияние в отношениях консультант — система, помогает конфронтировать с неэффективным поведением системы.

Наши рекомендации