Терапевтическая работа с метафорами в гештальт-терапии.
Работа с метафорой в гештальт-подходе базируется на ее осознавании и осознавании степени влияния на поведение и жизнь клиента. Согласно Соколову (1998), базой для работы с метафорой является наличие бессознательного у пациента и у психотерапевта;
серьезная и постоянная проработка связей сознания и бессознательного у психотерапевта при обучении и супервидении;
двойственность основных чувств, целей, форм общения и самого процесса психотерапии;
перевод символов метафорического языка на уровень непосредственных взаимоотношений, жизненных сценариев, ценностей и убеждений как пациентов, так и терапевтов.
Здесь не имеются в виду интерпретативные техники символ-драмы или юнгианской аналитической терапии. Кроме того, это и не специально «конструируемые» метафоры нейролингвистического программирования. Имеется в виду использование в терапевтической работе языка (метафор) самого клиента (и терапевта). Представления, относящиеся к метафоре в гештальт-терапии, основаны на том, что организм, избегая боли, относящейся к проживанию того или иного чувства или опыта, представляет проблему или состояние в виде образа, предоставляя информацию в замаскированной символической манере. В этой манере нет логики и часто присутствует нонсенс. Под таким нелогичным образом скрывается что-то, что впоследствии может помочь сформировать гештальт и понять, какая потребность требует удовлетворения.
При этом терапевт, работающий с метафорой клиента, обращает внимание на то, насколько она связана с культурным, семейным или эмпирическим опытом и насколько именно этот опыт (концепция мира, проблемы) вносит ограничения в жизнь клиента и формирует его проблему. Иногда терапевт может концентрироваться на буквальном смысле метафоры (для работы с ментальными ограничениями), расширяя телесный опыт клиента («висеть в воздухе»). Иногда требуется акцент на концепции мира, то есть ментальном аспекте («она его увела»). Более того, для работы с метафорами, ограничивающими опыт клиента, необходимо путешествие в другую метафору, расширяющую этот опыт.
Цикл проживания метафоры в терапии можно рассмотреть с точки зрения цикла контакта:
1. Выделение метафоры из фона. Клиент в метафорической форме рассказывает о своем состоянии (или делает это побуждаемый терапевтом, если не может сам вербально охарактеризовать свое состояние или проблему). Появляется фигура в виде метафоры, она может быть рассмотрена терапевтом и клиентом (это соответствует работе с конфлуэнцией и интроекцией — запретные чувства принимают метафорическую форму и находят вербальный выход).
2. Работа по ассимиляции проекции. Клиент может идентифицироваться с различными частями (проективными образа-ми) и ассимилировать принадлежащие ему чувства и желания. По Ф. Перлзу, это работа с частями спроектированного образа, когда клиент поочередно становится каждой из частей и в то же время целостно проживает их. Каждый образ является репрезентацией существования в прошлом и настоящем. Целостное проживание позволяет клиенту выразить болезненную или конфликтную ситуацию, относящуюся к данному образу, без знания о том, что правильно, а что нет. Здесь же применяется подход, ориентированный на чувства. Терапевт побуждает клиента оставаться с актуальными чувствами, которые вызваны мета-форой или образом.
3. Когда проекция ассимилирована, клиент получает возможность ориентироваться в своих потребностях. Существует метод «интуитивного прыжка», «челнока», который подразумевает большее включение терапевта. Когда терапевту кажется, что тот или иной образ, возможно, относится к кому-то из жизни клиента, он спрашивает, что напоминает клиенту та или иная часть метафоры в его жизни. Клиент получает возможность понять, кому адресована та или иная потребность, и вследствие этого имеет дело с конкретным адресатом своего чувства или потребности. Дальнейшая работа идет в обычном порядке Развитие метафоры в групповой терапии*
Метафора в группе появляется как отражение групповой потребности в символической или образной форме. Являясь плодом совместных усилий участников, метафора удовлетворяет индивидуальную потребность каждого члена группы. Возникнув и зафиксировав какое-либо явление групповой жизни, метафора продолжает жить и обрастать контекстом. Она переходит из сессии в сессию, как групповой символ. Пережитые, отреагированные и усвоенные метафоры выступают в дальнейшем как маркеры пережитого группового опыта. Они задевают чувства участников, заставляют их переосмыслить свой вклад в групповой процесс.
Когда появляется групповая метафора, вся группа выступает как созидатель, это доставляет эстетическое удовольствие, многократно умножает групповую энергетику, задействует эмоциональные и интеллектуальные ресурсы участников. Творчество дает ощущение причастности к миру общечеловеческих ценностей, мифологии, религии, фольклору, поп-культуре.
Инициатором метафоры обычно выступают референтные групповые фигуры — лидеры, наиболее продвинутые и живые участники группы. Это спонтанно усиливает групповое бессознательное и выходит на уровень сознания с помощью слов. Фигурой в группе обычно является то чувство, которое преобладает над остальными чувствами и мыслями (остальные компоненты опыта отступают на задний план). Если тема угадана, метафора подхватывается группой, развивается и превращается в коллективную фигуру. Обычно она живет столько сессий, сколько необходимо, чтобы групповая потребность была удовлетворена.
Стадии развития метафоры в группе
1. Фигура на фоне. Чувство, ищущее свое выражение, обретает образ, например, «женский клуб» (чувство одиночества) отражает потребность в поддержке. Обычно в группе появляется банк метафор, но приживается одна, наиболее полно отражающая потребность группы.
2. Поляризация. Участники группы присоединяются к разным полюсам или составляющим метафоры. Происходит отождествление участников с фигурой или фоном. Далее начинается диалог, в котором участники с полярными идентификациями отстаивают свои жизненные принципы и нападают на противников, пока не исчерпают себя.
3. Инверсия. Фигура меняется с фоном. Участники обнаруживают в себе другие черты.
4. Интеграция или осознание единства противоположностей. Метафора переосмысливается по-новому. Участники осмысливают, как человек выбирает свою роль (что он проецирует на других), что дает эта роль другим участникам или другим людям (как «маленькая бедная овечка» превращает других в «хищных и злобных волков»).
5. Завершение и разрушение гештальта. Когда потребность удовлетворяется, необходимость в метафоре отпадает. Метафора прожита и превращается в маркер совместно пережитого опыта.
6. Созревает новая потребность, и цикл повторяется.