Типы профилактических мероприятий, их формы, методы и технологии
Профилактика юношеского алкоголизма – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико–санитарных, психолого–педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и на всемерное укрепление здоровья [15, с. 36].
Важная роль в профилактике алкоголизма среди подростков отводится образовательным учреждениям. Ведущим субъектом такой работы является социальный педагог, психолог. Однако даже в этом случае к проведению профилактической работы необходимо привлекать учителей, поскольку они общаются со всеми детьми и могут выявлять тех подростков, которые склонны к употреблению спиртного и требуют более пристального внимания социального педагога и других специалистов. Очевидно, что для ведения такой работы школьные педагоги должны быть специально подготовлены. Это обусловливает необходимость создания в рамках общей программы профилактической работы подпрограммы обучения учителей приемам и методам работы с учащимися и их родителями по профилактике алкоголизма [5].
Ю.И Быстров делит профилактические мероприятия на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная, или социальная профилактика направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.
Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья [6].
Задачи первичной профилактики.
· Воздействие средств массовой информации о вреде алкоголизма и
изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и их родителей.
· Ориентировать подростков на способность сделать свой
собственный выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор.
· Дать подросткам возможность овладения определенными
поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
· Сформировать позицию молодого человека на основе
самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о то, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
· Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию
по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей.
· Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов,
способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголя в школах и по выявлению группы риска).
Первичная профилактика алкоголизма позволяет предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния.
Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей. [17, c. 56] Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни следующими способами:
1. Информирование подростков о вреде алкоголизма (их видах и
воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
· Проведение бесед, встреч с сотрудниками суда и прокуратуры.
2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение:
· Проведение смотра–конкурса строя и песни
· Полевых сборов
· Выезд в лагерь.
3. Развитие факторов здорового, социально эффективного образа жизни и поведения.
· Спортивные соревнования
· Занятия в спортивных секция
· Профилактика гиподинамии
· Здоровый режим дня
4. Развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от употребления алкоголя.
· Просмотр и обсуждение художественных и научно-популярных кинофильмов
· Личный пример и авторитет преподавателей.
Поведение группы риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик [34].
При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида как фактор риска алкоголизма:
· Формирование мотивации на полное прекращение употребления алкоголя.
· Формирование мотивации на изменение поведения.
· Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
· Формирование социально–поддерживающего поведения
· Стратегии поиска социальной поддержки в социальных сетях.
· Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.
Задачи вторичной профилактики:
1. Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и
наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).
2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической
работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).
3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические
занятия, оказывающие профессиональную медико–психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально–поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1. Направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления
алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2. Направлена на предупреждение рецидива у людей прекративших
употреблять алкоголь [6].
Третичная профилактика алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения и уменьшение вероятности рецидива заболевания:
· Формирование социально-поддерживающей и развивающей среды.
· Формирование мотивации на изменение поведения, прекращение
употребления алкоголя и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.
· Развитие навыков социального поведения, социальной
компетентности, преодоления искушения алкоголизации.
· Формирование социально–поддерживающего поведения и стратегии
поиска социальной поддержки в социально–поддерживающих сетях.
Задачи третичной профилактики:
1. Формирование реабилитационной среды (реализация
реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).
2. Создание групп взаимопомощи.
3. Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики».
4. Восстановление здорового жизненного стиля, продвижение по пути к
здоровью, которое понимается как многоаспектная характеристика (это физическое и психическое восстановление, а также восстановление и дальнейшее развитие когнитивного функционирования умения думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь.
5. Восстановление и позитивное развитие социального
функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение [5].
Ю.И. Быстров выделяет следующие формы и методы профилактики:
1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Настрой
человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективен, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен
иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить школьников помогать другим и знать, что в случае необходимости к нему придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие семья, друзья, легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально–эффективного
поведения. Школьник имеющий поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у него меньше вероятности формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия
употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни. Для того, чтобы настроить
человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Разработка альтернативных программ досуга юношей [6].
Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.
Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:
1. Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового
образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
2. Профилактические методы школы: педагогический такт,
установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
3. Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной
продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п. [34].
Образовательные технологии профилактики алкоголизма.
Одним из эффективных способ заполнения информационного вакуума – широкое использование образовательных и просветительных программ по проблемам алкогольной зависимости у подростков. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:
a) просветительские программы по проблеме алкогольной зависимости для всего населения;
b) просветительские программы по проблеме алкогольной зависимости у подростков для родителей;
c) обучение руководителей предприятий, образовательных учреждений тактике административных мер по профилактике алкоголизма в трудовых и творческих коллективах;
d) обучение родителей по проблеме алкоголизации их детей.
Технологии активизации общественного мнения при профилактике алкоголизма у подростков.
Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики алкоголизма. На любой территории нашей страны можно внедрить следующие методы:
1. Волонтерское движение. Специфическая «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Движущая сила – благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с подростковым алкоголизмом.
2. Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал или телефон (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где собираются антисоциальные группы подростков. Движущая сила этой технологии – родители подростков.
3. Группа поддержки. Традиционна и эффективная форма работы по третичной и отчасти вторичной профилактике алкоголизма. Группа поддержки – это массовое движение родителей и родственников подростков которые поддерживают методы антиалкогольной политики.
Социальные и педагогические технологии профилактики алкоголизма.
1. Антиалкогольное обучение подростков, а также их родителей.
2. Воздействие средств массовой информации, как на проблему алкоголизации молодёжи, так и на последствие алкоголизации.
3. Использование альтернативных употреблению алкоголя программ детско-подростковой и молодежной активности;
4. Создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные социальные организации и т.д.).
5. Проведение антиалкогольных мотивационных акций.
6. Организация деятельности социальных работников, волонтеров и деятельность системы ювенальной юстиции.
Технологии занятости в профилактике алкоголизма (профильные классы)
Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с алкоголизмом. Эта работа строится по следующим направлениям:
1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их, может структурировать свободное время подростка.
2. Дополнительное образование. Воскресные школы (в том числе и религиозные), школы искусств, музыкальные и спортивные школы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж знаний.
3. Временное или частичное трудоустройство подростков.
4. Развитие творческого или физического потенциала подростков. Создание творческих клубов, кружков, а также спортивных секций в школе [23].