Таганрогский институт имени а. п. чехова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА
Факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования
Кафедра педагогики начального обучения
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав. кафедрой общей педагогики, к.пед.н., доцент Кочергина О.А.
__________________________
«___» ____________ 2017 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА С ПОМОЩЬЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР»
Выполнила Сидорова Нелли Николаевна
студентка гр. ЛОГ-441
Направление 05.07.00 «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия»
Научный руководитель работы
К.пед.н., доцент Виневская Анна Вячеславовна
Таганрог
Год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ВРОЖДЁННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА…………………………………………………………………………………………...6
1.1.Характеристика врождённой патологии детей с синдромом Дауна……………………………………………………………………………………………...6
1.2. Условия формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна……………...16
1.3. Особенности нарушений моторных навыков у детей с синдромом Дауна…………………………………………………………………………………………….18
1.4. Методы и средства развития моторных нарушений детей с синдромом Дауна…………………………………………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………................................29
2.1. Методика коррекции моторных нарушений у детей с синдромом Дауна……………………………………………………………………………….....................29
2.2. Проверка результатов работы по формированию моторных навыков с помощью коммуникативных игр………………………………………………………………………….35
2.3. Результаты исследования и их обсуждение……………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………...……………………47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................……………………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...……………..52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.В наше время очень актуальна проблема ивалидности вообще. С каждым годом всё чаще появляются на свет дети с таким диагнозом, как болезнь Дауна. Если совсем недавно дети с болезнью Дауна рождались от тех матерей, возраст которых превышал 35 лет, то в настоящее время такие дети могут родиться и у совсем молодых матерейю
У детей с болезнью Дауна замедляется развитие психических процессов, общей и мелкой моторики, а, следовательно, и речи. Они значительно отстают от сверстников в физическом развитии.
Сегодня проблема социальной реабилитации и адаптации детей с болезнью Дауна актуальна потому, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество не в силах. Поэтому рост числа детей с данным диагнозом следует рассматривать, как постоянно действующий фактор, требующий планомерных решений социума.
Несомненно, дети с болезнью Дауна как дети-инвалиды и дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся клиентами социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб.
Но в наше время существует прогресс – педагоги и родители стали лучше осознавать потребность в любви, ласке, поддержке таких детей, они убедились в том, что такие дети, как и другие, могут жить с пользой для себя и для общества. А в зарубежных странах многие дети с умственными и физическими отклонениями ходят в обычный детский сад, учатся в обычной школе. Находясь среди сверстников, такие дети получают достаточное количество общения с нормальными детьми, что помогает им развиваться в обычной социальной среде. В нашей стране также происходят зачатки интегрированного образования.
В настоящее время известны такие случаи, когда детям с синдромом Дауна педагоги - дефектологи и психологи оказывали калосальную поддержку, вследствие чего дети обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа педагогов небезнадёжна в таких случаях, но требует много терпения и силы духа. Синдром Дауна - это тяжёлая генетическая аномалия. По Всемирной статистике каждый восьмисотый ребёнок рождается с лишней хромосомой, то есть с синдромом Дауна. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют "солнечными" - так как настолько они дружелюбны, добры, открыты. Они просто не способны на агрессию, не могут кого-либо обидеть. Они не умеют злиться и обижаться. Они, также как и все дети, любят играть, петь, танцевать, веселиться и узнавать что-то новое. Но жить в полной мере, развиваться, учиться дети с синдромом Дауна могут только в атмосфере любви. Им нужно немного больше внимания и заботы, понимания и любви. Этот синдром получил название в честь учёного Джона Дауна (JohnDown), который впервые описал его в1866 году. А связь между изменением количества хромосом и врождённой аномалии была описана в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом. Интенсивная работа по основополагающим современной коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев), а также результативность психоло-педагогических исследований (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.), создали научную предпосылку для интеграции в общество детей с тяжёлым нарушением. [3]. Цель коррекционной педагогики детей с синдром Дауна – это их социальная адаптация, возможность их интеграции в общество. Необходимо учитывать все познавательные способности детей и, учитывая специфичность развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, такие как, навыки самообслуживания, чтобы они могли облегчить жизнь не только себе, но и своим близким. Именно эти обстоятельства послужили выбором темы нашего исследования.
Проблема данного исследования: как происходит формирование моторных навыков у детей с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр?
Объект исследования - процесс формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования - методы формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
Цель исследования - формирование моторики детей с синдромом Дауна.
Задачи:
1. Изучить характеристику особенностей моторных навыков у детей с синдромом Дауна и методы её коррекции.
2. Разработать методику формирования моторных навыков детей с синдромом Дауна.
3. Проверить эффективность методики формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна.
4. Дать практические рекомендации.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение коммуникативных игр позволит сформировать моторные навыки у детей с синдромом Дауна.
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение анамнеза, документации ребёнка,
Практические:
Беседа с педагогами, родителями и ребёнком, проведение методик « Нарисуй семью», «Сделай, как я». Анализ проведённой работы педагога, разработка дальнейших упражнений для формирования моторных навыков у ребёнка с синдромом Дауна с помощью коммуникативных игр.
Структура работы:
1. Изучение этиологии и патогенеза врождённых нарушений детей с синдромом Дауна. Изучение характеристики врождённой патологии детей с синдромом Дауна;
Изучение условий формирования моторных навыков у детей с синдромом Дауна;
Изучение особенностей моторики у детей с синдромом Дауна;
Изучение методов и средств развития моторных нарушений у детей с синдромом Дауна
2. Организация, методы и результаты эмпирического исследования.
Разработка методики коррекции моторных нарушений у детей с синдромом Дауна;
Рассмотрение и обсуждение результатов исследования.
ГЛАВА I. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ВРОЖДЁННОЙ ПАТОЛОГИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3.
Таблица 4.
Таблица 5.
Состояние общей моторики
Состояние до эксперимента | Состояние после эксперимента | |||||
Общая моторика | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполяет с помощью взрослого | Не выполняет |
-умение бросать мяч | ||||||
-умение ловить мяч | ||||||
-умение перекатывать мяч | ||||||
-умение прыгать на скакалке | ||||||
-умение играть в подвижные игры |
Умеет бросать мяч верно с 1 раза, ловить научился только со 2-3 раза, напрягается. При перекатывании мяча возникли трудности.
Прыгать на скакалке стал правильно к марту, с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.
В подвижные игры ребёнок играет с удовольствием. По результатам первых занятий у ребёнка с синдромом Дауна улучшилась целенаправленность движений, они стали подчинены жестам и речи взрослого. В ходе наблюдений нами было отмечено, что ребёнок перестал хаотично выполнять двигательные задачи, его движения стали более целенаправленны на достижение условно поставленной цели, его действия стали подчиненными и легко регулируемыми педагогом. Постепенно, по мере сформированности устойчивого внимания, мы старались перейти от индивидуальной работы к работе в паре, где деятельность ребёнка переходила под контроль педагога. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития ребёнка были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самого Даниила, это способствовало проявлению интереса у него к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, ребёнок всегда поощрялся. Всё это, на наш взгляд, способствовало развитию моторно-зрительной координации, пространственной ориентировки, развитию действий совместно с педагогом, воспитанию чувства коллективизма.
Состояние до эксперимента | Состояние после эксперимента | |||||
Крупная моторика | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет |
-умение наклоняться (вперёд, назад, влево, вправо) | ||||||
-умение прыгать на месте | ||||||
-умение прыгать (вперёд, назад, влево, вправо) | ||||||
-умение приставного шага | ||||||
-умение крупного шага | ||||||
-умение бегать |
Таблица 6.
Состояние крупной моторики
В ходе наблюдений за ребёнком с проблемами в моторном развитии было выявлено, что в процессе выполнения им таких основных двигательных умений, как ходьба, бег и прыжки, его движения хаотичны, плохо координированы, ребёнок плохо реагировал на мышечные усилия (часто терял из рук спортивный инвентарь). Но к концу марта значительно улучшился характер выполнения упражнений, ребёнок становится активнее, сильнее физически, появляется чувство бодрости. Виды упражнений на данном этапе обучения и развития ребёнка были направлены на развитие основных двигательных действий и развитие ориентировки в пространстве. Для помощи в выполнении упражнений мы привлекали самого Даниила, это способствовало проявлению интереса у него к взаимовыручке и товариществу. Для повышения эмоционального фона занятий всегда применялось музыкальное сопровождение. Одним из основных методических приёмов было то, что после выполнения определённых двигательных действий и упражнений, ребёнок всегда поощрялся.
Таблица 7
Состояние мелкой моторики
Состояние до эксперимента | Состояние после эксперимента | |||||
Мелкая моторика: | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет | Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью взрослого | Не выполняет |
-умение застёгивать пуговицы | ||||||
-умение завязывать шнурки | ||||||
-умение вырезать ножницами из бумаги крупные предметы | ||||||
-умение вырезать ножницами из бумаги мелкие предметы | ||||||
-умение держать карандаш |
Анализ результатов исследования, направленного на выявление состояния динамического параметра тонких движений, показал, что выполнение последовательных движений пальцами рук (умение завязывать шнурки) стало доступно ребёнку после первого месяца работы. С увеличением количества выполненных серий у него повышался темп и амплитуда, изменялся порядок движений. Качество выполнения упражнения стало лучше, проявлялось в точности, плавности и целенаправленности.
Умение застёгивать пуговицы не было сформировано на начало эксперимента. Последующие серии характеризовались резким увеличением амплитуды, изменением плавности и темпа движения. Что касается упражнений с ножницами, то ребёнок выполнял задание с напряжением, помогая себе другой рукой. Карандаш удерживал на начальных этапах только при помощи взрослого, рисовал кисточкой неаккуратно, но к концу эксперимента резко возрос интерес к рисункам в сопровождении речью, комментировании нарисованного. Это помогало ребёнку сосредоточиться и движения становились точными и аккуратными.
В ходе предъявления простых предметных и сюжетных картинок ребёнок в редких случаях отвечал на вопросы указательным жестом (24 %).
В ходе взаимодействия со взрослым у ребёнка отмечался неустойчивый зрительный контакт (82 %). В игровой деятельности он почти не подражал действиям взрослого (71 %). Он отвечал на инициативу взрослого, но собственную активность и инициативность в общении и взаимодействии не проявляли. В ходе общения он использовал некоторые невербальные средства общения (59 %), из речевых средств общения - крик и некоторые вокализации.
Таблица 8.
Рис. 1
Упражнение «СОБЕРИ БУСЫ».
Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой из 2 человек. Проводится на логопедическом занятии, коррекционном часе, в свободной деятельности.
ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.
Развитие фонематического слуха.
Развитие внимания, мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Совершенствовать звуко-слоговой анализ.
Развивать грамматически правильную связную речь.
МАТЕРИАЛЫ: Две верёвочки, бусинки с изображением предметов на все группы звуков, мешочек.
Как сделать бусинки. На два одинаковых кружочка наклеить 2 одинаковых изображения предмета, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Между кружочками положить цилиндр, отрезанный от фломастера. Плотно склеить кружочки с боковых сторон.
Правила игры: В мешочек не подсматривать. Нанизывать бусинки в соответствии с условием игры. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.
ХОД ИГРЫ:
ВАРИАНТ 1. Логопед выкладывает перед ребёнком бусинки с автоматизируемым звуком и несколько без него. Ребёнок должен нанизать только бусинки с заданным звуком.
1.
2. Усложнение: Ребёнок нанизывает бусинки с предметами, названия которых содержат автоматизируемый или дифференцируемые звуки в заданной последовательности: в начале, в середине, в конце слова.
ВАРИАНТ 2. Ребёнок сначала выбирает бусинки с заданным звуком и запоминает их. Затем ребёнок закрывает глаза, узнаёт изображение на бусинке на ощупь и только после этого нанизывает на верёвочку.
ВАРИАНТ 3. Ребёнок нанизывает подобранные бусинки, подбирая к каждой картинке подходящие прилагательные или глаголы. После того, как бусы собраны, ребёнок закрывает глаза и на ощупь называет картинки и вспоминает подобранные словосочетания.
ВАРИАНТ 4. Ребёнок, нанизывая бусинки, составляет с ними предложения.
Потом снимает бусинки, вспоминая составленные предложения сначала руководствуясь зрительным и тактильным восприятием, а потом только тактильным.
ВАРИАНТ 5. Послушай рассказ логопеда. Подбери к нему соответствующие бусинки. Воспроизведи рассказ с опорой на подобранные бусинки.
Например: У медвежонка в лесу были друзья: лисёнок и зайчонок . На день рождения медвежонку подарили шарик и шапочку. Друзья вместе пили чай из красивых чашек и играли в разные игры.
Приложение 5
Игра «Спрячь шар в ладошках»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую мо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: шарики по числу детей, коробка
Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей.
Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: - У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно.- Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми.
Игра «Ладушки»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка).
Ход игры. Дефектолог одевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку:
Ладушки, ладушки,
Где были, у бабушки,
Что ели кашку,
Что пили брашку
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
Дефектолог предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.
Игра «Мыльные пузыри»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей
Цель: формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.
Задачи:
1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.
2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: Тюбик с мыльными пузырями
Ход игры. Дефектолог открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.
Пузыри, пузырики, мыльные летят!
Лопаются, светятся, вот радость для ребят!
Игра «Иди ко мне»
Форма проведения: индивидуальная
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Ход игры. Дефектолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.
Игра «Возьми шарик»
Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель. формирование эмоционального контакта со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: воздушный шар.
Ход игры. Дефектолог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.
Игра «Хоровод с куклой»
Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: Кукла средних размеров.
Ход игры. Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.
Игра «Догонялки»
Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: кукла небольших размеров
Ход игры. К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»
Игра «Делай, как я»
Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Ход игры. Дефектолог садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т.д.
Игра «Пришел петрушка»
Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)
Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.
Задачи.
1) Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.
2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.
3) Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.
Оборудование: Петрушка, погремушки.
Ход игры. Дефектолог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Приложение 6
Композиция, выполненная Данилом с помощью взрослого «Ежики любят грибы»
Приложение 7
Игра «Вместе играем»
Цель: учить ребёнка взаимодействию с другими людьми.
Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики) .
Взрослый дает ребёнку игрушку, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает ребёнку выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, как ребёнок играл, комментирует его действия.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать умение сотрудничать.
Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги-дети поднимают руки вверх. Взрослый опускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать с другими людьми.
Ребёнок и взрослый стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребёнку, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому, называя его по имени («На, Даня!»).
Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Клубочки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать большого результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. (высыпает клубочки)
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзину собирать.
Ты клубочек отыщи
И в корзину положи (обращается ребенку).
Когда клубочки собраны, педагог показывает ребёнку полную корзину и говорит, называя заслуги ребёнка (Даня собрал красный клубочек, Даня собрал жёлтый клубочек…)
Игра «Топ-топ-топ»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого.
Материал: салютики.
Ход: педагог размахивает салютиками, привлекая внимание ребёнка, дает салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно с ним выполнять действия:
Мы шагаем топ-топ-топ, Топ-топ, ножки, топ!
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
По дорожке мы шагаем Ай да, молодцы!
И в ладошки ударяем. Ай да, удальцы!
Игра «Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться предметами.
Материал: флажки
Ход: педагог показывает ребёнку флажки и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки.
Вы флажками помашите
И другой флажок возьмите.
Педагог помогает ребёнку обменяться флажками, например: «Дай, Даниил, мне флажок, а я тебе отдам свой флажок. Помашем вместе флажками».
Игра «Поезд»
Цель: учить двигаться в определенном направлении, согласовывая действия с другим человеком, вселять чувство уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
Ход: взрослый предлагает ребёнку встать за ним или перед ним. В первом случае ребёнок выполняет роль вагончиков, а взрослый паровоза. Во втором случае ребёнок- паровоз, а взрослый – выгончик. Паровоз дает гудок и поезд начинает движение вначале медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Ребёнок двигает руками в такт словам «чу-чу-чу».
Варианты игры: Роль паровоза выполняет ребенок.
Вот поезд наш едет, Кто хочет слезать?
Ребят он повез Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Колеса стучат, Вставайте, ребята,
Далеко-далеко. Бежит паровоз
А в поезде этом Пойдемте гулять!
Но вот остановка, Далеко-далеко.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА
Факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования