Органолептическое исследование.
Проводят исследование каждой партии колбасных изделий, осматривая не менее 10% батонов. Для детального органолеп-тического исследования отбирают не менее двух образцов по 200-250 г. Определяют внешний вид, запах, наличие слизи. Батоны разрезают вдоль и поперек, при этом устанавливают цвет фарша на разрезе и под оболочкой, консистенцию батонов, наличие воздушных пустот, серых пятен. Запах определяют дополнительно, разламывая батон.
У доброкачественных батонов поверхность оболочки чистая и сухая, без пятен, оболочка плотно прилегает к фаршу, цвет фарша на разрезе однородный, соответствует окраске, присущей каждому виду колбас. В колбасах должен ощущаться аромат пряностей и копчения, "приятный вкус без признаков затхлости, кисловатости, посторонних привкусов и запахов.
При экспертизе колбас могут быть выявлены пороки: кислое брожение, гнилостное разложение, прогоркание и др. В процессе хранения с нарушением тем-пературно-влажностного режима на оболочке копченых батонов образуются налеты серого цвета. Причиной этого порока является развитие кокков, дрожжей или плесеней. На вареных и ливерных колбасах может появляться налет желто-серого цвета, состоящий из пигментооб-разующих кокков. Иногда обнаруживают липкую слизь с неприятным запахом. Эта слизь состоит обычно из кокков и бактерий Pseudomonas и Achromobacter. На данной стадии порчи бактерии проникают через колбасную оболочку в фарш. Поверхностный слой фарша размягчен.
Плесневение копченых и полукопченых колбас отмечается при нарушении влажностного режима хранения. В начальной стадии это не влияет на качество колбасы, но когда батоны покрываются сплошным налетом и разрывается оболочка, появляется затхлый запах, такой продукт не пригоден для пищевых целей. Не следует смешивать с плесенью выкристаллизованную на батонах соль. Не является препятствием для реализации наличие сухих налетов на сырокопченой колбасе.
Бактериальная порча колбас сопровождается иногда позеленением фарша в центре или в виде колец по периферии батона.
Колбасные изделия, в которых причиной изменения цвета являются бактерии, подлежат браковке.
Лабораторные исследованиявключают химический анализ на содержание соли, нитратов, нитритов, влаги, крахмала, а также микробной загрязненности.
Товарная оценка основана на выявлении технологических пороков. К ним относят изделия с лопнувшей оболочкой, наплывами фарша, большие слипы, бульонные и жировые отеки. В зависимости от изменений колбасу направляют на доработку, на промышленную переработку или на техническую утилизацию. Эти вопросы решает ветеринарный врач.
ГЛАВА 25
ТРАНСПОРТИРОВКА
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ПРОДУКТОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ
ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Jtvскоропортящимся относятся продукты, которые при перевозке по железным дорогам или другим видом транспорта требуют защиты от действия на них высоких или низких температур наружного воздуха.
Главными задачами транспортировки являются быстрая доставка продуктов к местам назначения и сохранение их первоначальных качеств. Для этих целей служит холодильный транспорт. Температурный режим при перевозке скоропортящихся продуктов в рефрижераторных поездах и секциях устанавливается в зависимости от температуры груза в момент погрузки. Мороженые грузы, предъявляемые к перевозке с температурой -9°С и ниже, перевозят при температуре в пределах -9...-12°С, а низкотемпературные грузы — -9...-18°С.
При перевозке в зимний период мороженых и переохлажденных грузов, имеющих температуру ниже -5°С, а также животного масла, жиров, маргарина допускается неограниченное понижение температуры. В изотермических вагонах скоропортящиеся продукты перевозят на большой скорости.
Совместная перевозка в одном вагоне разных видов скоропортящихся продуктов допускается при условии одинакового способа их обслуживания и на срок, не превышающий установленного для наименее стойкого груза.
Для своевременной подготовки вагонов-ледников под погрузку продуктов с охлаждением или отоплением грузоотправитель обязан подавать станции заявки за 48 часов до погрузки.
Для охлаждения кузова вагоны-ледники должны быть снабжены льдом и солью при перевозке мороженых продуктов не менее чем за 4 часа, предварительно охлажденных — не менее, чем за 2 часа до подачи под погрузку.
Под перевозку неохлажденных продуктов в летний период и всех скоропортящихся продуктов в переходный и зимний периоды года вагоны-ледники подаются немедленно после льдоснабжения.
Льдоснабжение вагонов-ледников производится средствами железной дороги на оборудованных для этих целей станциях.
В зимний период льдоснабжение вагонов-ледников, предназначенных для мороженых грузов, прекращается при установлении дневной температуры наружного воздуха -10°С и ниже, а для остальных грузов, перевозимых с охлаждением, 0°С и ниже. При повышении температуры воздуха льдоснабжение вагонов-ледников возобновляется. В летний и переходный периоды года до наступления заморозков при перевозке продуктов
в крытых вагонах и вагонах-ледниках без охлаждения на всем пути следования непрерывно вентилируются сырокопченые колбасы, рыба вяленая и холодного копчения, плодоовощи, сыры сычужные и яйца куриные неохлажденные.
Предназначенное к перевозке мороженое мясо должно отвечать следующим условиям. Туши крупного рогатого скота и других крупных животных должны быть разделены на продольные полутуши или четвертины. Туши свиней — на продольные полутуши или должны быть целыми тушами без голов. Баранина и мясо других мелких животных предъявляется к перевозкам целыми тушами без голов.
Живую рыбу перевозят в живорыбных вагонах с проводниками, как правило, с прицепкой вагонов к пассажирским поездам.
Молочные продукты должны быть упакованы: молоко и сливки — во фляги, сметана — в бидоны и кадки, творог и творожная масса охлажденные — в кадки и бачки, творог замороженный (расфасованный) — в ящики, сырки творожные — в дощатые ящики.
Молоко и молочные продукты перевозят в изотермических вагонах, а молоко — также в молочных цистернах. Цистерны при наливе необходимо заполнять молоком до половины высоты колпака.
Плодоовощи и другие скоропортящиеся продукты, подморозка которых не допускается, в переходный и зимний периоды перевозят в изотермических вагонах без охлаждения и отопления или с отоплением. Подаваемые под перевозку таких грузов вагоны-ледники должны иметь очищенные от остатков льда, соли и рассола приборы охлаждения и плотно закрытые льдозагрузочные и вентиляционные люки.
Если после получения уведомления о прибытии скоропортящихся продуктов грузополучатель по каким-либо причинам не может принять в установленные сроки прибывший в его адрес груз и если задержка в приеме будет продолжаться более 24 часов, грузополучатель обязан сделать станции заявку об очередности подачи вагонов или об их дополнительном льдоснабжении.
По требованию грузополучателя представители железной дороги обязаны ознакомить его с контрольными сведениями на вагон-ледник или с журналом температур на рефрижераторные вагоны.
ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
Скоропортящиеся продукты к местам их потребления и хранения доставляют железнодорожным, автомобильным и водным хладотранспортом и реже авиатранспортом. От четкости организации перевозок и совершенства холодильного транспорта зависят сохранение качества пищевых продуктов и уровень потерь, как в процессе самой транспортировки, так и при последующем хранении и переработке.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
В России железнодорожным транспортом осуществляется более 90% междугородных и межобластных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов. Железнодорожный холодильный транспорт включает рефрижераторный подвижной состав, вагоны-ледники и специальные вагоны.
В структуре рефрижераторного подвижного составаимеются 23- и 21-вагонные поезда, 12- и 5-вагонные секции и автономные вагоны. 23-вагонный поезд состоит из 20, а 21-вагонный — из 18 грузовых вагонов. В составе этих поездов имеются три вспомогательных вагона: с дизель-генераторами, вагон — машинное отделение и служебный вагон для размещения персонала, обслуживающего поезд в пути следования. 12-вагонная рефрижераторная секция включает 10 грузовых вагонов и два вспомогательных: вагон — машинное отделение, вагон с дизель-генераторами и служебным помещением. Вспомогательные вагоны размещают в середине поезда или секции.
Охлаждение 23- и 21-вагонных поездов и 12-вагонной секции центральное рассольное. Рассол (раствор хлорида кальция) охлаждается аммиачной холодильной установкой, расположенной в машинном отделении, и по трубопроводам насосом подается в приборы охлаждения грузовых вагонов. 5-вагонная рефрижераторная секция включает 4 грузовых и один вспомогательный вагон. Во вспомогательном вагоне размещают дизель-генераторную станцию и служебное помещение.
Автономные рефрижераторные вагоны имеют длину 19 и 21 м. В вагоне размещают грузовое (в центральной части) и два машинных отделения (в торцовых частях). В каждом машинном отделении размещают дизель-генераторный агрегат и холодильно-отопительную установку, обслуживающие половину объема грузового помещения. Система охлаждения воздушная, воздухоохладитель размещают в грузовом отделении.
Система отопления всех перечисленных типов вагонов рефрижераторного подвижного состава электрическая, рассчитана на температуру наружного воздуха -45°С. Работа холодильно-отопитель-ного оборудования автоматизирована и позволяет поддерживать температуру в грузовом помещении с точностью ±0,5°С.
Вагоны-ледники охлаждают водным льдом, который размещают в пристенных карманах или в потолочных баках. Для снижения температуры таяния льда к нему добавляют различные количества соли.
К специальным вагонам относятся цистерны-термосы для перевозки молока грузоподъемностью 31т, цистерны-термосы для перевозки вина и спирта грузоподъемностью 55,4 т, вагоны-цистерны для перевозки вина грузоподъемностью 32 т, вагоны для перевозки живой рыбы (грузовместимость рыбы — 8 т, воды — 24 т). При транспортировке скоропортящихся продуктов температура в специальных вагонах поддерживается в результате хорошей термоизоляции их прверхности и снижения до минимальных размеров теплопритоков к продуктам. Суточное повышение или понижение температуры составляет 2-4°С. Продолжительность транспортировки определяется временем достижения продуктом предельно допустимой температуры.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Является единственным средством, с помощью которого осуществляются внутригородские перевозки пищевых продуктов с распределительных холодильников, продовольственных баз и предприятий пищевой промышленности в торговую сеть и сеть общественного питания. Его также используют для междугородних и международных перевозок. Преимущество автомобильного транспорта перед железнодорожным и водным заключается в том, что он позволяет осуществлять безперегрузоч-ные перевозки от производителя до потребителя и обладает высокой мобильностью.
Автомобильный холодильный транспорт включает два основных типа автомобилей: изотермические, имеющие термоизолированные кузова, но не оснащенные холодильной установкой, и авторефрижераторы — автомобиди с термоизолированными кузовами и автономными холодильными установками.
В кузове изотермического автомобиля поддерживается температура в определенных пределах за счет холода загруженного продукта или размещения источников холода совместно с грузом в кузове (сухой и водный лед, льдосоляная смесь и др. в специальных банках — аккумуляторах).
Регулирование температуры в кузовах таких автомобилей невозможно, а запас холода не позволяет продолжительно транспортировать скоропортящиеся продукты. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном во внутригородских или областных перевозках.
Для перевозки в зимних условиях грузов, требующих положительных температур, изотермические автомобили оборудуют отопителями.
В авторефрижераторах в качестве охлаждающей системы используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом — жидким азотом, сухим льдом, пропан-бутаном и др.
По грузоподъемности различают автомобильный холодильный транспорт малой грузоподъемности (до 1 т), средней грузоподъемности (2-5 т) и большой грузоподъемности (6-20 т). Автомобили малой и средней грузоподъемности используют для внутригородских перевозок, средней — для внутриобластных и большой грузоподъемности — для перевозок на большие расстояния, включая международные перевозки.
В качестве изотермических применяют автомобили малой и средней грузоподъемности, а в качестве рефрижераторов — автомобили средней и большой грузоподъемности.
ВОДНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Для внутренних и внешнеторговых перевозок скоропортящихся продуктов используют транспортно-рефрижератор-ные морские и речные суда. Суда бывают универсальные, предназначенные для перевозки продуктов при различных температурах, и специализированные, предназначенные для перевозки отдельных видов продуктов при соответствующих температурных условиях. Низкотемпературные суда используют для перевозки заморо-
женных продуктов, а высокотемпературные — для перевозки продуктов при температурах, близких к нулю. Многоцелевые суда могут перевозить одновременно обычные и скоропортящиеся продукты. Промысловые рефрижераторные суда используют во флоте рыбной промышленности. Специализированные рефрижераторные суда предназначены для перевозки крупнотоннажных рефрижераторных и изотермических контейнеров.
Температура воздуха в трюмах рефрижераторных судов от -30 до 15°С. Применяют аммиачные и хладоновые холодильные машины с поршневыми, ротационными и винтовыми компрессорами. Системы охлаждения — рассольная, непосредственно воздушная и смешанная. Охлаждающие приборы — батареи, одно-и двухрядные листотрубные панели и воздухоохладители .
Холодильные камеры размещают в трюмах и твиндеках судов, имеющих термоизоляцию из пенопластов, пробки и других материалов.
КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
В зависимости от грузовместимости их делят на крупнотоннажные, вместимостью 10-50 м3 (10-30 т), среднетон-нажные, вместимостью 3-8 м3 (2,5-5 т), малотоннажные, вместимостью до 3 м3 (1,5 т). Если контейнеры снабжены холодильными установками, их называют рефрижераторными, а если таковые отсутствуют — изотермическими.
Крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры перевозят все виды транспорта, приспособленные для этих целей. Их можно перемещать с одного вида транспорта на другой вместе с находящимися в них грузами. Контейнеры можно эксплуатировать и на стоянках вне транспортного средства, при этом они осуществляют функции автономной холодильной камеры временного склада.
На практике чаще используют рефрижераторные контейнеры с регулированием температуры воздуха внутри контейнера от -18 до 16°С. Применяют также контейнеры, предназначенные для перевозок только охлажденных или только замороженных продуктов, а также изотермические контейнеры, которые можно охлаждать, присоединяя к групповым холодильным установкам. Рефрижераторные контейнеры используют в международных перевозках скоропортящихся продуктов. Средне- и малотоннажные контейнеры используют для непродолжительных прямых перевозок пищевых продуктов, в основном автомобильным транспортом. Среднетоннажные контейнеры бывают охлажденными и изотермическими, малотоннажные — изотермическими.
ВОЗДУШНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Воздушный холодильный транспорт служит для перевозки наиболее ценных скоропортящихся пищевых продуктов, некоторых лекарственных препаратов, цветов и т. д. Основное достоинство воздушного хладотранспорта — быстрота доставки и использование для охлаждения наружного воздуха. Температурный режим, необходимый для перевозки охлажденных и мороженых грузов, создается благодаря циркуляции холодного наружного воздуха в фюзеляжах самолета или вертолета.
ПРАВИЛА ПОГРУЗКИ
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ПРОДУКТОВ
В РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ
И ИЗОТЕРМИЧЕСКИЕ
ВАГОНЫ
Рефрижераторные вагоны перед подачей под погрузку необходимо предварительно охлаждать в летнее время и обогревать в зимнее: при погрузке охлажденных грузов — до температуры от 5 до 2°С, при перевозке мороженых грузов — до 0°С и низкотемпературных грузов — до -10°С. Погрузка неохлажденных грузов допускается без предварительного охлаждения вагонов. Низкотемпературные грузы при погрузке должны иметь температуру не выше -18°С. Погрузку в вагоны мяса и мясопродуктов производят после их осмотра транспортным Госвет-саннадзором. Мороженое мясо должно иметь при погрузке температуру в толще мышц у костей не выше -6°С. Его перевозят без упаковки, грузят плотными штабелями с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки рогожами или бумагой, с оставлением щелей между решетками и стенами для циркуляции холодного воздуха.
Мороженые мясные блоки должны иметь температуру не выше -8°С. Они должны быть завернуты в пергамент, под-пергамент, пергамин, целлофан или другие прозрачные пленки и уложены в изотермические картонные контейнеры или коробки.
Отгружаемые на экспорт с перегрузкой на пограничных станциях мороженые мясо и мясные блоки грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке с температурой не выше -10°С.
Охлажденное мясо при погрузке должно иметь температуру в толще мышц у костей 0-4°С.
В остывшем состоянии перевозят только говядину, баранину и конину с пунктов, не имеющих холодильников, с по-слеубойным сроком хранения не более 2 суток.
Остывшее мясо при предъявлении к перевозке должно иметь температуру в толще мышц у костей 4...12°С.
Охлажденное и остывшее мясо грузят в вагоны только подвесом на крючья так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона.
Полутуши говядины подвешивают таким образом, чтобы правые половины находились в одной стороне вагона от двери, левые — в другой, а их внутренние стороны были обращены к торцовым стенам вагона. Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса: второй ярус подвешивают к первому ярусу на веревках. Полутуши и четвертины говядины больших объемов подвешивают на крючья в шахматном порядке.
Свинину, разрубленную на продольные полутуши, и мясо других животных подвешивают так же, как говядину и баранину. Тушки птиц принимаются к перевозке в таре: в мороженом состоянии — потрошеные и полупотрошеные с температурой внутри тушки не выше -6°С; в охлажденном состоянии — потрошеные с температурой внутри тушки 0...4°С.
Тушки дичи всякой перевозятся в оперении в замороженном состоянии и в упаковке.
Тушки кроликов и зайцев допускаются к перевозке в ящиках, применяемых для упаковки тушек птицы, только в мороженом состоянии с температурой не выше -6°С.
Тушки должны быть без шкурок, голов и внутренних органов (за исключением почек) и не иметь следов плесени, ос-лизнения и увлажнения.
Субпродукты должны предъявляться к перевозке только в мороженом состоянии с температурой в толще ткани не выше -6°С. Головы, ноги и уши перевозят только в ошпаренном или опаленном виде без волосяного покрова.
Мясокопчености (окорока, грудинка, корейка и другие изделия) должны предъявляться к перевозке с температурой не выше 4°С. Мясокопчености перевозят в ящиках с просветами. Допускается перевозка копченостей в бочках с заливкой их пищевым топленым жиром. Колбасы полукопченые должны при погрузке иметь температуру не выше 4°С. Шпик, бекон и колбасы перевозят в упаковке. Жиры животные топленые пищевые (говяжьи, бараньи, свиные и костные) перевозят в деревянных бочках, жестяных и стеклянных банках или в брусках, завернутых в жиронепроницаемую бумагу и упакованных в ящики. Жиры топленые в момент отгрузки должны иметь температуру не выше 4°С.
Солонина из говядины и баранины и языки соленые должны предъявляться к перевозке упакованными в бочки, залитые доверху рассолом.
Мороженая рыба при погрузке должна иметь температуру не выше -8°С при искусственном и мокром замораживании и -6°С при льдосолевом и естественном замораживании.
Мороженое рыбное филе должно предъявляться к перевозке с температурой в толще мышц тресковых рыб, морского окуня и палтуса не выше -8°С, других рыб не выше -10°С. Перевозка мороженой рыбы допускается только в упаковке. Рыба охлажденная перевозится в деревянных ящиках или сухотарных бочках. На дно тары и на каждый ряд рыбы должен быть насыпан слой мелкодробленого чистого льда. В бочках и ящиках должны быть отверстия для стока воды от таяния льда. Охлажденная рыба должна иметь температуру в толще мышц у позвоночника от -1 до 5°С.
Рыба соленая должна быть упакована в деревянные заливные и сухотарные бочки и деревянные ящики. Рыбу холодного копчения, вяленую и другие рыбопродукты перевозят только в таре.
Молоко и молочные продукты должны предъявлять к перевозке в таре в свежем состоянии с температурой не выше 8°С. Подмороженное и замороженное молоко принимают к перевозке с обязательной отметкой об этом в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
Масло сливочное и топленое должны предъявляться к перевозке в упаковке
(в дощатых и фанерных ящиках и бочках) и иметь при погрузке температуру: с предприятий, имеющих машинное охлаждение камер, не выше -2°С; с предприятий, имеющих льдосолевое охлаждение, не выше 6°С.
Маргарин и жиры кухонные перевозят в упаковке. При погрузке в охлажденные вагоны они должны иметь температуру не выше 10°С.
Сыры сычужные твердые в зависимости от сорта, веса и формы упаковывают в деревянные и картонные ящики, деревянные барабаны. При погрузке сыры должны иметь температуру не выше 8°С. Сыр плавленый должен быть упакован в дощатые, фанерные или картонные ящики и иметь в летний период при погрузке в вагоны температуру -2...5°С.
Брынза перевозится в прочных, не пропускающих рассола бочках.
Пищевые куриные яйца (неохлажденные и охлажденные) упаковывают в ящики с прокладкой между рядами стружки, тисненого или гофрированного картона. Мороженые яичные продукты (яичный меланж, желток и белок) перевозят в герметически запаянных банках из белой жести, уложенных в плотные ящики. Яичные продукты при погрузке должны иметь температуру не выше -6°С. В один вагон могут грузиться яичные мороженые продукты всех видов вместе: яичный порошок, белок, сухой желток яйца.
Отгрузка диетических яиц должна производиться с таким расчетом, чтобы они поступали к покупателю не позднее трех суток до истечения срока, установленного для их реализации.
Консервную продукцию перевозят в жестяной, стеклянной и бочковой таре. Продукцию в жестяной и стеклянной расфасовке упаковывают в ящики.
Картофель и плодоовощи перевозят в изотермических вагонах с охлаждением или отоплением в жесткой таре или навалом на высоту 1,1-1,7 м в зависимости от вида продуктов и времени года.
Мясо птиц охлажденное, колбасы, мясокопчености, рыба вяленая и холодного копчения, сыры, фрукты и овощи, упакованные в ящики, при перевозке с охлаждением укладывают в вагоны вертикальным, перекрестным или шахматным способом. Ящики с яйцами укладывают в вагоны вертикальным способом.
Картофель поздний, лук репчатый, морковь, свекла столовая и другие овощи, упакованные в кули, мешки и сетки, в осенний период года укладывают плотным штабелем. При перевозке этих грузов с охлаждением, отоплением или непрерывным вентилированием кули и мешки укладывают в вагоне «стоймя» в несколько ярусов в зависимости от размера и вместимости, но не выше чем на 1,6 м.
Мороженые и охлажденные продукты в летний и переходный периоды года должны доставляться на погрузку, как правило, в авторефрижераторах или в автомобилях, имеющих кузов с теплоизоляцией. В зимний период для некоторых грузов во избежание подморозки при транспортировке должны применять средства, предохраняющие груз от замораживания.
Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в сертификате, менее срока доставки, установленного Правилами.
Железные дороги имеют право выборочно проверять качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Проверку проводят непосредственно в камерах хранения (холодильниках, комбинатах и складах), а также в процессе погрузки в вагон. Измерение температуры мороженых и охлажденных грузов производится в момент погрузки в вагон. Качество груза в герметической упаковке не проверяется.
УСЛОВИЯ И ДОПУСТИМЫЕ
СРОКИ ТРАНСПОРТИРОВКИ
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ПРОДУКТОВ
В целях сохранения качества скоропортящихся продуктов при их транспортировке железнодорожным, автомобильным или водным хладотранспортом
необходимо поддерживать температур-но-влажностный режим.
Перевозка мороженых продуктов в рефрижераторных вагонах по срокам транспортировки не ограничивается, а все остальные скоропортящиеся грузы допускаются к перевозке на сроки, установленные для вагонов-ледников.
Сроки погрузки мяса немеханизированным способом в четырехосные вагоны не должны превышать: охлажденного без упаковки — 2 часа, мороженого при погрузке в вагон в количестве до 30 т — 3 часа, свыше 30 т — 4 часа. При перевозке в шестиосных вагонах на погрузку мяса определяются сроки, установленные для четырехосных вагонов, с увеличением на 50%, при перевозке в восьмиосных вагонах — на 100%. При транспортировке в двухосных вагонах на погрузку грузов определяются сроки, установленные для четырехосных вагонов с сокращением в два раза. Для выгрузки вагонов Министерством путей сообщения утверждены те же сроки, что и для погрузки.
Молоко и молочные продукты, отправляемые в курсовых изотермических вагонах, должны быть доставлены на станцию отправления раньше чем за
1,5 часа и не позднее чем за 20 минут до отправления поезда.
Железная дорога при транспортировке скоропортящихся продуктов должна выдерживать скорость движения поездов, обеспечивающую ежесуточное прохождение расстояния: при перевозке в поездах с машинным охлаждением — 660 км, в рефрижераторных секциях — 550 км, в вагонах с индивидуальным охлаждением — 420 км, без охлаждения — 540 км; при повагонной отправке: с охлаждением — 330 км, без охлаждения — 380 км.
Предельные сроки перевозки мяса и мясопродуктов в вагонах-ледниках указаны в таблице 16.
Колбасы сырокопченые в течение 1 года перевозят в вагонах-ледниках без охлаждения и без ограничения срока.
Предельные сроки перевозки молока и молочных продуктов представлены в таблице 17.
Предельные сроки вывоза скоропортящихся продуктов получателем со станций не должны превышать: молока свежего — 6 часов; молочных продуктов (кроме молока), мясных продуктов, тушек птицы, субпродуктов, рыбы живой, свежей и мороженой — 12 часов; икры черной, жиров кухонных и маргарина — 24 часа; яиц, овощей и грибов в заготовках, фруктов и ягод в заготовках — 48 часов.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
НА ПРОДУКТЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ
ТРАНСПОРТИРОВКЕ
В соответствии с требованиями железных дорог России на транспортируемые скоропортящиеся продукты должны быть оформлены накладная, дорожная ведомость, квитанция о приеме груза, ветеринарное свидетельство, качественное удостоверение, коммерческий акт и другие документы. Накладная является основным перевозочным документом. В накладной указывают вид продукта, количество, адрес грузополучателя. Накладная вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до станции назначения и выдается грузополучателю (после расписки в дорожной ведомости). Квитанция о приеме груза к перевозке выдается на станции отправления грузоотправителю.
Грузоотправитель обязан вместе с накладной представить станции удостоверение о качестве скоропортящегося продукта груза, датированное днем погрузки в вагон. При наличии на станции отправления Государственного инспектора по качеству состояние скоропортящегося груза может быть проверено этим инспектором с выдачей сертификата, который прилагается к накладной взамен удостоверения о качестве.
В удостоверении о качестве и сертификате должно быть указано точное наименование, качественное состояние и транспортабельность груза (в сутках), кроме того, для охлажденных и мороженых грузов — температура продукта при погрузке в вагоны, а для охлажденного и остывшего — дополнительно дата убоя животных.
Удостоверение о качестве заверяется печатью грузоотправителя, а сертификат печатью Государственной инспекции по качеству.
На мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца куриные и яичный меланж, живую рыбу оформляются ветеринарные свидетельства по установленным формам. Ветеринарное свидетельство выписывает ветеринарный врач грузоотправителя. Этот документ действителен на станции погрузки в течение 5 дней со дня выдачи. В ветеринарном свидетельстве указывают наименование груза, характер обработки, вес и количество мест, удостоверяется доброкачественность продукта и то, что продукт выходит из местности, благополучной по инфекционным заболеваниям животных. Номер и дата выдачи ветеринарного свидетельства указывается в накладной.
В случае истечения срока действия ветеринарного свидетельства вопрос о возможности приема скоропортящихся продуктов к перевозке может быть решен транспортным Госветсаннадзором.
Коммерческий акт составляют в случае порчи груза, расхождения фактического веса с указанным в накладной, а также при утере документов.
В качестве других документов могут быть представлены акты экспертиз, химические и бактериологические анализы, а также документы, необходимые для соблюдения таможенного режима. Эти документы также прилагаются к накладной. Во всех документах не допускаются исправления и помарки. Документы без подписи и печати считаются недействительными.
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЙ
КОНТРОЛЬ
НА ХОЛОДИЛЬНОМ
ТРАНСПОРТЕ
Все скоропортящиеся продукты перед транспортировкой подвергают вете-ринарно-санитарному осмотру.
Скоропортящиеся продукты должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состоянии и соответствовать по качеству и упаковке требованиям, установленным стандартными или техническими условиями. Тара должна быть исправной, прочной, чистой и не иметь следов течи.
Пищевые сырые животные продукты допускаются к перевозке из пунктов и хозяйств, благополучных по заразным заболеваниям.
Начальник станции обязан уведомить транспортный Госветсаннадзор о предстоящей повагонной погрузке грузов, подлежащих Государственному ветеринарно-санитарному надзору, не менее чем за 12 часов до ее начала.
Без ветеринарного свидетельства погрузка грузов, подлежащих Госветсаннад-зору, не разрешается.
При осмотре мяса устанавливают наличие знаков ветеринарного осмотра, определяют качество разделки туш, степень их обескровливания, правильность разрубки.
На тушах, полутушах и четвертинах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, загрязнений. Туши, полутуши и четвертины не должны иметь повреждений поверхности, кровоподтеков и побитостей.
Охлажденное и остывшее мясо должно быть с сухой поверхностью и наличием корочки подсыхания, без следов плесени, ослизнения, увлажнения и иметь разделку, аналогичную разделке мороженого мяса. Перевозка обрезной свинины в охлажденном состоянии не допускается.
Если предъявлена к перевозке конина, то в ветеринарном свидетельстве должен быть указан отрицательный результат предубойной маллеинизации лошадей, от которых получено мясо. При предъявлении к погрузке свинины или изделий из нее в ветеринарном свидетельстве должны быть сведения о проведенной трихинеллоскопии с отрицательным результатом.
Перевозку мяса, предназначенного для промышленной переработки, а также условно годного мяса проводят только при наличии специального разрешения республиканского ветеринарного управления. Мясо, используемое для промышленной переработки на пищевые цели и в предприятиях общественного питания, допускается к перевозке только в мороженом состоянии. Грузоотправитель обязан в накладной графе «Наименование груза» и в документе о качестве дополнительно указать, для какой цели направляется такое мясо.
Во время погрузки ветеринарный специалист следит за правильным подвешиванием туш (полутуш, четвертин) остывшего и охлажденного мяса, укладкой мороженого мяса и мясных продуктов внутри вагона. Запрещается перевозка в одном вагоне пищевых продуктов с сырьем технического назначения, фуражом, животными, красящими и пахучими веществами.
Предъявляемый к перевозке шпик должен иметь цвет белый с розовым оттенком без пожелтения, потемнения или каких-либо других оттенков.
Солонина со сроком засола менее 10 суток к перевозке не допускается. Дата засола указывается в удостоверении о качестве.
Мясокопчености должны иметь хорошо выраженный запах копчения, сухую, чистую, равномерно прокопченную поверхность без плесени и остатков волоса.
Не допускаются к погрузке и перевозке тушки птиц с признаками ослизнения, плесени, запахом закисания и с увлажненной поверхностью.
Рыба допускается к перевозке с чистой, естественной окраской поверхности тела, а для льдосолевого и мокрого замораживания — потускневшая, со светло-красным или темно-красным цветом жабр, с запахом свежей рыбы.
Плодоовощи должны предъявлять к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и без повреждения вредителями и болезнями, однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии, упакованными в соответствующую для каждого вида плодов и овощей тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями.
Осмотр грузов транспортным Госветсан-надзором может производиться в пути следования, на станциях сортировки мелких отправок грузов, в пунктах перевалки на водный транспорт и во время выгрузки.
В случае обнаружения продуктов, подлежащих ветсаннадзору, без ветеринарных свидетельств или при подозрении, что продукты получены от убоя больных заразными болезнями животных, эти продукты задерживаются и изолируются для проведения мероприятий в соответствии с Ветеринарным законодательством. О задержке груза составляется акт с участием транспортного Госветсаннадзора и представителя грузовладельца (при наличии). Копия акта прилагается к перевозочным документам.
После перевозки пищевых сырых продуктов животноводства вагоны подлежат обязательной очистке, промывке и при необходимости дезинфекции.
ГЛАВА 26
ГИГИЕНА ПРОИЗВОДСТВА
И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ
ЭКСПЕРТИЗА МОЛОКА
ПИЩЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОЛОКА И МОЛОКООБРАЗОВАНИЕ