Результат констатирующего исследования
По окончании диагностики нами были обработаны полученные количественные данные, которые позволили выявить проблемы у дошкольников с заиканием. Результаты логопедического обследования представлены на рисунке 2.
Рис.2. Результат констатирующего эксперимента.
43% (5 детей) справились со всеми заданиями без ошибок (глава 2.1.). Эти дети внимательно слушали и выполняли задания. Степень выраженности заикания у этих детей легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность. Такие дети легко идут на контакт с окружающими.
35% (3ребенка) сделали ошибки в заданиях для исследования подражательности. (Задание 2. После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки). Такие дети не охотно вступают в контакт со сверстниками, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи.
22% (2 ребенка) не справились заданиями для исследования импрессивной речи (Задание 3. Показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года. Задание 5. Показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра). Такие дети пассивны в деятельности, необщительны, контакт осуществляется только при побуждении непосредственно со стороны взрослого, судороги, в результате мы получили и исследовали результаты по ниже представленным разделам.
1. Исследование анамнеза показало, что фактически ни у кого из исследуемых не наблюдалось патологии внутриутробного плодового развития и в результате родов (у двух детей выявлена наследственная отягощенность текущей речевой патологии). При исследовании здоровья была определена общая соматическая ослабленность. У ряда детей дошкольного возраста наблюдались боязнь темноты и боязнь отсутствия взрослых. Деффект заикания у всех детей дошкольного возраста появился в период с двух до шести лет, в результате различных психотравм (таких как: смерть близких, возникновение конфликтных ситуаций в семье, резкая смена обстановки). До этогор речевое и моторное развитие всех обследуемых детей дошкольного возраста проходило без существенных отклонений от нормы (у двоих наблюдалось ускоренное развитие).
2. Итоги обследования моторных функций выявили, что практически у всех обследуемых детей дошкольного возраста движения хорошо координированы. Дети легко переключали внимание с одного на другое, ошибки корректировали сами, мимика была эмоционально окрашена. В то же время определены повышенный уровень утомляемости, повышенная неточность и суетливость при осуществлении мелких движений.
3. Так, в устной речи исследуемых детей, в единичных моментах, были выявлены нарушения произношения звуков. Поставленные задания на звуковой анализ и синтез, задания на дифференциацию звуков все обследуемые дети выполнили совершенно правильно. Существенных отклонений в развитии непосредственно лексико-грамматического строя не выявлено. Но, при конструировании всевозможных развернутых связанных высказываний дети с трудом формулировали свои мысли и подбирали слова для ее содержательного выражения. В данном процессе проявилось несоответствие между текущем уровнем развития применяемых языковых средств и возможностью адекватно применять их.
4. Исследование обследования просодической характеристики речи позволило определить, что при волнении почти у всех детей отмечается процесс ускорения темпа речи, проблемы нарушения ее ритма, практическое несоблюдение пауз. Практическое усложнение речевых предложений и организованное спонтанное общение с другими лицами приводили к практическому ускоренному речевому выдоху, к практическим частым дополнительным вдохам, по причине чего нарушались такие характеристики как плавность речи, а также ее интонационная выразительность. Фактически у всех детей дошкольного возраста голос в концовке беседы характеризовался как слабый, охрипший.
5. В ходе обследования практических проявлений заикания было выявлено, что у всех детей отмечались запинки в различных контекстных монологах, различные судорожные запинки в процессе вопросно-ответной речи. У всех детей дошкольного возраста в процессе речи фиксировались сопутствующие движения (они трогали пуговицы, перебирали пальцами по столу). Так, у всех исследуемых детей судороги чаще и резче наблюдались в словах с наличием звонких согласных, или же в их сочетаниях с гласными, или же в их сочетаниях с согласными взрывными, особенно в самом начале первого слова, или фразы. Важное значение в выражении запинок имела и специальная структура предложения (простая структура или сложная структура). Их количество возрастало при ответах на вопросы по незнакомой детям теме.
6. Исследование развития подражательности детей дошкольного возраста показал, что воспроизведение определенных действий по показу и словесной инструкции очень развито у всех детей.
7. Исследование общительности показало, что у троих из обследуемых детей дошкольного возраста наблюдалось явление стеснительности, желание уйти от непосредственного общения со сверстниками, наблюдалась неуверенность в себе, и даже нерешительность. У остальных семи детей выявилось желание общаться с логопедом, со своими сверстниками, с иными взрослыми. Данные дети былиинициативны в общении.
Степень игровой активности.
Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок (см. табл. 2).
Таблица 2
Характеристика детей по группам
Таким образом, мы обследовали дошкольников с заиканием. Составили анализ анамнеза, получили итоги анализа моторных функций, в устной речи испытуемых были обнаружены, в единичных случаях, нарушения произношения звуков. Провели анализ просодической характеристики речи у дошкольников с заиканием. Был собран анализ развития подражательности и умение общаться со сверстниками. После чего мы разделили детей по группам, которые охарактеризовывают каждого ребенка.