Цель: нахождение сходства и различия между участниками

Задачи:

ü выявление критериев определения сходства – различия с другими

ü развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного

ü выделение общего и различного как способ построения отношений

Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например, в парах. Упражнения можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Тогда сравнение проводится в нескольких вариантах: 1 – 2 – 3; (1 + 2) – 3; (1 + 3) – 2; и т.д. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего – различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия:

ü Почему трудно делиться «своим»?

ü Что пугает в этом?

ü Чем ты рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно?

ü Чем ты рискуешь, когда ты себе открываешь то, что про себя не хочешь знать или не знал никогда?

«Я И МОЕ»

Цель: разотождествление «Я» и «мое».

Задачи: осознание чувств, возникающих в процессе потери – приобретения

Ход работы: Участникам предлагается описать то, что составляет их «Я» и выделить то, что по – настоящему принадлежит им.

После этого группа выполняет следующее задание: каждый участник в группе (или один участник) на основе обозначенных им составляющих «мое» пытаются определить место и роль своего «Я» в том, что ему принадлежит.

Работа ведется с мыслями и чувствами, возникающими в каждом случае. Дается суггестия на разотождествление: «Теперь ты сможешь понимать и различать, где ты, а где то, что тебе принадлежит».

«РАБОТА С ОБРАЗАМИ ГРАНИЦ»

Цель: определение и осознание собственных личностных границ и коррекционная работа с ними

Задачи:

ü Простраивание личностных границ в отношениях

ü Осознание своего «личного пространства»

ü Осознание механизмов и способов, с помощью которых выстраиваются границы с людьми

ü Осознание чувств, возникающих в результате взаимодействия с группой, исходя из занимаемого пространства, их отреагирование

Ход работы: Работа ведется с одним участником. Участнику предлагается образно представить и описать свои границы спереди, справа, слева и сзади. Важным является дистанция в каждом из случаев, образ границы (ее качества), способность управлять границами.

Пример:

Психолог: Представь свою границу спереди от себя… Покажи ее … Как она выглядит?

Клиент: На расстоянии вытянутой руки я вижу ее как линию … Не очень толстую.

П: Это простая линия? Через нее можно перешагнуть?

К: Нет, это не простая линия. Она как бы магическая, пропускает того, кого я хочу пропустить.

П: Как ведет себя граница по отношению к людям, которых ты не хочешь пускать?

К: У меня возникает желание отодвинуться от этого человека, и я чувствую, что граница движется за мной.

П: Я правильно понимаю, что ты уходишь от общения (отношений) с этим человеком?

К: Да, он мне неинтересен и скучен.

П: Тебе нужны веселые люди?

К: Не обязательно веселые, но такие, с которыми бы я чувствовал себя комфортно. Это какая – то взаимная заинтересованность.

П: Определи сейчас границы для меня.

К: Ну, меня устраивает то, как мы сидим.

П: Итак, вот эта линия – это твоя граница. Попробуй отдалить ее от себя… Что ты сейчас чувствуешь?

К: Я чувствую, что ты становишься чужим, далеким. Мне неудобно общаться с тобой.

П: Сделай теперь границу намного ближе, чем в первый раз… Какие у тебя чувства сейчас?

К: Мне хочется отдалиться.

П: Тебе хочется отдалиться, чтобы…

К: Чтобы не чувствовать себя напряженным от того, что ты слишком близок.

П: Так часто происходит?

К: Да, довольно часто.

П: Правильно ли я понимаю, что линия спереди защищает тебя от твоей собственной напряженности?

К: …Да. … Наверное… А зачем испытывать лишний раз такое напряжение?

П: Хорошо, что ты это понимаешь. Но теперь ты понимаешь и еще одну вещь: когда ты хочешь отдалить от себя человека, который вызывает в тебе напряжение, ты можешь мысленно прочертить эту линию, которая тебя защищает. Кроме того, ты имеешь право на то, чтобы иметь такую линию… Как самочувствие?

К: Не знаю. Мне кажется, что я сильный.

П: Можем мы на этом закончить?

К: Д. Меня устраивает это состояние. Спасибо.

Аналогичным образом ведется работа с образами границ сзади, справа, слева. Делается акцент на возможности управления границам в любой момент.

Это упражнение является также диагностическим: образ границы, ее отдаленность, качества и т.д. указывает на наличие проблем в той или иной сфере межличностного общения, а также помогает диагностировать и корректировать внутриличностные территориальные конфликты.

«ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ»

Цель: коррекция самооценки

Задачи:

ü Осознание состояния в случае похвалы (порицания),

ü Отслеживание динамики самооценки

ü Работа с каждым из состояний через отношения в группе

ü Отреагирование чувств

Ход упражнения: Выбирается и выводится за дверь 1 участник, которому дается следующая инструкция: «Перед тобой будет стоять 2 стула. Они чем – то отличаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, настроением, чувствами, мыслями».

Группе в отсутствие участника дается следующая инструкция: «Представьте, что эти 2 стула – противоположные полюса отношений. Этот – стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реальным, а не придуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится».

Работа ведется с отношениями и состояниями клиента в каждом случае.

«ЗАДАЧИ С СЕКУНДОМЕРОМ»

Цель: демонстрация зависимости эффективности работы от похвалы – порицания

Задачи:

ü Отследить воздействие внешних оценок на динамику самооценки

ü Отследить влияние внешних оценок на процесс взаимодействия в группе

Ход работы: Участники делятся на 2 подгруппы, которым дается одинаковое задание (например, собрать головоломку, мозаику, решить задачки со спичками и т.д.). Главным условием здесь является то, что задание должно быть выполнено быстро и качественно. Одну группу ведущий постоянно критикует, другую – поддерживает. Важно увидеть то, как влияет поддержка (критика) ведущего на эффективность деятельности.

Возможны варианты упражнения. Например, группа делится на 3 подгруппы, которым также даются одинаковые задания. Как и описано выше, одну группу ведущий критикует, другую – поддерживает, а третью – игнорирует. Работа ведется с состояниями каждого из участников, отношениями, возникающими в процессе выполнения задания.

Занятие 5. Развитие стрессоустойчивости

Цель: Выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Задачи:

- работа с защитными механизмами;

- психодраматическое переживание чувства вины.

Проблемы:

· Ситуация выбора как стресс.

· Адаптация - принятие данности. Компенсация - ее выстраивание.

· Поиск источника возможностей.

· Что ты делаешь, когда себе не нравишься?

Основные понятия:

· Стресс, переживание стресса

· Чувство вины и реальная вина

· Защитные механизмы:

- отрицание,

- подавление,

- рационализация,

- проекция,

- замещение- сублимация- юмор,

- бессилие,

- играние ролей,

- «окаменение»,

- образование симптомов,

- бегство,

- оглушение – алкоголь – наркотики,

- экранирование – отгораживание,

· взаимоотношение эмоций и страха,

· субъективная оценка угрозы,

· напряжение.

Упражнения:

· «Стаканчик».

· Расскажите, что будет, если тебя не будет?

· Жизнь – смерть.*

· Автобиография за 45с.

· Написать эпитафию на себя.

· Телесные техники.

«СТАКАНЧИК»

Наши рекомендации