Сравнение показателей склонности к употреблению психоактивных веществ до и после реализации профилактической программы

Констатирующий этап

1 часть констатирующего этапа. Исследование склонности подростков к девиантному поведению. Выделение группа риска.

Для определения склонности к девиантному поведению у подростков нами было проведено психодиагностическое обследование по методике СПД (склонность к отклоняющемуся поведению). Описание психодиагностического обследования и его результаты представлены ниже.

Замер № 1 за 2016/2017 учебный год

Дата проведения замера 07.09.16

Классы 8-9

Всего обследовано: 3 класса, 55 обучающихся.

Цель замера: получить информацию о склонности к отклоняющемуся поведению у обучающихся подросткового возраста.

В результате диагностики проведен анализ следующей информации:

1. Выявление подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.

2. Выявление подростков, склонных к зависимому поведению.

3. Степень выраженности склонности к девиантному и зависимому поведению.

По результатам диагностики мы оценили степени выраженности отклоняющегося поведения по критериям

– социально обусловленное поведение (СОП)

– делинквентное поведение (ДП)

– аддиктивное, зависимое поведение (ЗП)

– агрессивное поведение (АП)

– аутоагрессивное, самоповреждающее поведение (СП)

Степень выраженности критериев

I – высокий уровень выраженности типа поведения

II – средний уровень выраженности поведения

III – низкий уровень выраженности поведения

Результаты диагностического обследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. Степень выраженности социально-психологической дезадаптации по видам отклоняющегося поведения

  Критерии отклоняющегося поведения
Степень выраженности СОП ДП ЗП АП СП
Высокая
Средняя ученика 95% ученика 40% учеников 35% 17 учеников 31% 16 учеников 29%
Низкая ученика 5 % ученика 60% учеников 65% 38 учеников 69% 39 учеников 71%

Из полученных результатов выявлены следующие результаты.

По шкале социально-обусловленного поведения (СОП) выявлено, что 52 ученика, что составляет 95% от выборки, имеют склонность (средняя степень выраженности) к социально-обусловленному поведению, стремятся соответствовать социальным нормам. Эти результаты соответствуют возрастной норме подростков, т.к. для них характерно общение как ведущий вид деятельности и как основа психического и личностного развития, а также потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым. 3 ученика, что составляет 5% от выборки, имеют низкие значения социально-обусловленного поведения, что может говорить о неадаптированности.

По шкале делинквентного поведения (ДП) выявлено, что у 33 учеников, что составляет 60% от выборки, низкая степень выраженности допротивоправного поведения. У 22 учеников, что составляет 40% от выборки, выявлена средняя степень выраженности делинквентного поведения. Это говорит о том, что такие дети имеют среднюю степень выраженности склонности к следующим действиям:

1) административным правонарушениям - нарушениям правил дорожного движения, мелкому хулиганству, сквернословию, нецензурной брани в общественных местах, оскорбительному приставанию к гражданам, распитию спиртных напитков и появлению в общественных местах в пьяном виде;

2) дисциплинарным проступкам – к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих непосредственных обязанностей (например, склонность к прогулам занятий без уважительных причин у подростков), появлению в общественных местах или учебном заведении в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, распитию алкогольных напитков, употребление токсических или наркотических средств в учебное время и по месту учебы, нарушению правил безопасности;

3) преступлениям – общественно опасным деяниям, предусмотренным уголовным законом и запрещенным им под угрозой наказания (причинение вреда здоровью, кражи, угоны транспорта, терроризм, вандализм и другие поступки, за которые предусмотрены меры уголовной ответственности за некоторые преступления с 14 лет, за другие с 16 лет; совершению деяний, которые признаны преступлением, лицом, не достигшим уголовной ответственности, влекущее применение мер воздействия, которые носят воспитательный характер (например, отправлению в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

По шкале аддиктивного поведения (ЗП) выявлено, что у 36 учеников, что составляет 65% от выборки, низкая степень выраженности склонности к зависимому поведению. У 19 учеников, что составляет 35% от выборки, выявлена средняя степень склонности к зависимому поведению. Это указывает на то, что такие дети имеют среднюю степень выраженности склонности к следующим действиям:

1) злоупотреблению различными веществами, которые изменяют психическое состояние, например, табака и алкоголя, до того момента, когда от них сформирована зависимость;

2) стремлению к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния путем приема различных веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности , что может сопровождаться развитием интенсивных эмоций;

3) не болезнью, а нарушением поведения.

При этом необходимым является учет многообразия видов зависимостей:

1) хмические – проявляются в зависимости от психоактивных веществ;

2) промежуточные – аддикция от еды (переедание или голодание);

3) нехимические – патологические склонности: эротические (аддикции избегания и любовные аддикции, сексуальные аддикции), к азартным играм, социально приемлемые (спортивная аддикция, работоголизм, зависимость от общения, компульсивный шопинг, религиозные аддикции), недифференцированные (коллекционирование, духовный поиск, зависимость от получения удовольствия, фанатизм), технологические – (зависимость от социальных сетей, интернет-зависимость, телевизионная аддикция, зависимость от мобильных телефонов и SMS).

По шкале агрессивного поведения (АП) выявлено, что у 38 учеников, что составляет 69% от выборки, низкая степень выраженности склонности к агрессивному поведению. У 17 учеников, что составляет 31% от выборки, выявлена средняя степень склонности к агрессивному поведению. Это указывает на то, что такие дети имеют среднюю степень выраженности склонности к физической и вербальной агрессии, которые направлены на окружающих людей, негативизм, враждебность, мстительность и дерзость. У агрессивного подростка часты проявления противостояния родителям, он ищет свои авторитеты на стороне, что является особенностью возраста; он испытывает желание, чтобы его не трогали, отстали от него, при этом агрессивность может выражаться в различных формах, которые в дальнейшем могут стать чертами личности, характера человека. Агрессивное поведение может выражаться в следующих формах: словесной, физической, косвенной агрессии; в обидчивости, раздражении, негативизме, подозрительности. Физическая и словесная агрессия выражены внешне, другие же формы агрессии могут быть довольно скрытыми: наблюдения за издевательствами, вандализм, вечное недовольство и раздражение, порча имущества и одежды, нападки и критика другого человека, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность. Любая форма агрессивного поведения несет в себе смысл отстаивания подростком своей самости. Т.к. базисные потребности ребёнка – свобода и самоопределение, нужно помнить, что учитель, воспитатель, который лишает ребёнка свободы действий, останавливает его естественные силы развития.

По шкале аутоагрессивного поведения (СП) выявлено, что у 39 учеников, что составляет 71% от выборки, низкая степень выраженности склонности к самоповреждающему поведению. У 16 учеников, что составляет 29% от выборки, выявлена средняя степень склонности к самоповреждающему поведению. Это указывает на то, что такие дети имеют среднюю степень выраженности склонности к стремлению причинить себе физический вред и/или боль, склонности к сознательному отказ человека от жизни, который связан с действиями, направленными на прерывание жизни или незавершенными попытками.

Распределение количества учеников, прошедших психодиагностическое обследование, склонных/ не склонных к различным видам девиантного поведения, отображено в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Распределение учеников по склонности/отсутствию склонности к отклоняющемуся поведению (всего 55 человек)

Синим цветом выделены ученики, не попадающие в группу риска, красным цветом на диаграмме обозначено количество учеников, имеющих склонность к девиантному поведению (средняя степень выраженности склонности), кроме показателя СОП. СОП – склонность к социально-обусловленному поведению. Имеет обратное значение. По результатам нашего исследования 3 ученика (5% от выборки) имеют низкую степень склонности к социально-обусловленному поведению, что может говорить о высоком риске девиантного поведения.

Названия столбцов отображают виды отклоняющегося поведения:

· социально обусловленное поведение (СОП)

· делинквентное поведение (ДП)

· аддиктивное, зависимое поведение (ЗП)

· агрессивное поведение (АП)

· аутоагрессивное, самоповреждающее поведение (СП)

Таким образом, по результатам психодиагностического обследования можно подвести следующие итоги:

1. Большинство учеников, участвовавших в психодиагностическом обследовании, не имеют склонности к девиантному поведению (33 ученика, 60% выборки).

2. Выявлено, что 22 ученика, что составляет 40% от выборки, имеют склонность к девиантному поведению, из них 3 ученика (5% от выборки) не склонны к социально-обусловленному поведению, 22 ученика (40% выборки) имеют склонность к делинквентному поведению, 19 учеников (35 % от выборки) – к зависимому поведению, 17 учеников (31 % от выборки) – к агрессивному поведению, 16 учеников (29 % от выборки) – к самоповреждающему поведению, следовательно, группой риска являются 22 подростка.

Вывод.Задачей первой части констатирующего этапа было выделение группы риска. По результатам психодиагностического тестирования по методике «СПД» была выявлена группа подростков, склонных к отклоняющемуся, девиантному поведению. В группу риска включены 22 подростка.

2 часть констатирующего этапа.

Изучение медицинских карт подростков. Выявление и отбор

подростков с ЗПР конституционального характера в анамнезе

Задача второй части констатирующего этапа нашего эмпирического исследования является выявление и отбор подростков, подходящих выборке нашего исследования. Выборкой эмпирического исследования являются подростки, имеющие в анамнезе диагноз «Задержка психического развития конституционального характера». Для решения данной задачи с согласия родителей и законных представителей обучающихся, нами был проведен анализ медицинских карт подростков. Интерес представлял период развития подростков, который называется младшим школьным возрастом, а именно период с 8 до 10-11 лет. Просмотр медицинских карт был организован для выявления и отбор подростков, которым в младшей школе был поставлен диагноз «ЗПР конституционального характера» в анамнезе. Официально, по международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10, нужный нам диагноз имеет международное название «Расстройство развития учебных навыков неуточненное» [12] и указывается в медицинских документах под шифром F81.9. Нашей задачей было найти в медицинских картах подростков, у которых выявлена высокая склонность к девиантному, в том числе делинквентному, зависимому и агрессивному поведению, этот шифр.

По результатам проведенного анализа медицинских карт 22 подростков 14-15 лет, у которых выявлено наличие средней степени склонности к отклоняющемуся поведению, были выявлены и отобраны для дальнейшей профилактической работы 5 подростков, имеющих в младшем школьном возрасте задержку психического развития конституционального характера.

У вышеописанных подростков, являющихся выборкой нашего исследования, по методике «СПД» были получены результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Степень выраженности социально-психологической дезадаптации по видам отклоняющегося поведения у выборки (констатирующее измерение, 1 замер)

  Критерии отклоняющегося поведения
Степень выраженности СОП ДП ЗП АП СП
Высокая
Средняя 2 ученика 40% 5 учеников 100% 5 учеников 100% 5 учеников 100% 4 ученика 80%
Низкая 3 ученика 60% 1 ученик 20%

Из таблицы видно, что у всех подростков, входящих в выборку нашего исследования, выявлена склонность к отклоняющемуся поведению. Только у одного ученика низкая степень склонности к аутоагрессивному поведению (показатель СП). У трех учеников низкая степень социально-обусловленного поведения, что предполагает у них социально-психологическую дезадаптацию.

Для наглядности, уровни склонности к девиантному поведению у нашей выборки, представлены в диаграмме 2. В ней изображено распределение количества учеников из выборки, склонных к различным видам девиантного поведения, отображено в диаграмме 1.

Диаграмма 2. Распределение учеников по склонности/отсутствию склонности к отклоняющемуся поведению (всего 55 человек)

Синим цветом выделены ученики, имеющие низкую степень склонности по виду отклоняющегося поведения – один ученик имеет низкую степень аутоагрессивного поведения (20%) – это хороший показатель по шкале самоповреждающего поведения. Три других ученика (60% выборки) – низкую степень склонности к социально-обусловленному поведению. СОП – склонность к социально-обусловленному поведению. Имеет обратное значение. Это плохой показатель по данной шкале, говорит о том, что эти ученики не склонны к соблюдению социальных норм. Они не стремятся соблюдать социальные нормы, соответственно, более подвержены риску употребления психоактивных веществ. Красным цветом на диаграмме обозначено количество учеников, имеющих склонность к различным видам девиантного поведения (средняя степень выраженности склонности), кроме показателя СОП.

По результатам рассмотрения результатов психодиагностического исследования у подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, можно говорить о наличии склонности к отклоняющемуся поведению у пяти исследуемых подростках, о социально-психологической дезадаптации у троих из них. Следовательно, подросткам, составляющим нашу выборку, необходим комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение степени склонности к девиантному поведению и употреблению психоактивных веществ.

Вывод. Задача второй части констатирующего этапа была выполнена, были выявлены и отобраны для дальнейшей реализации программы профилактики пять подростков, имеющих в анамнезе задержку психического развития конституционального характера, имеющие склонность к девиантному поведению, следовательно, и к употреблению психоактивных веществ.

Формирующий этап

В теоретической части нашей исследовательской работы нами была разработана программа профилактики психоактивных веществ. Приведенная в Приложении 2 программа была разработана с целью профилактической работы с подростками, имеющими задержку психического развития конституционального характера в анамнезе, склонными к отклоняющемуся поведению.

Мероприятия, входящие в программу, включали в себя деятельность по пяти направлениям работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения.

1. Диагностическое направление.

Диагностические беседы с родителями по поводу увлечений, интересов ребенка, рассказ о времяпрепровождении ребенка-подростка, выявление типа воспитания с целью подбора рекомендаций для родителей по умению конструктивного взаимодействия с детьми-подростками.

2. Консультативное направление.

Проведение консультаций с обучающимся и его семьей по вопросам трудностей в обучении и поведении обучающегося.

3. Коррекционно-развивающее направление

Проведение развивающих занятий с элементами тренинга, направленных не только на профилактику употребления психоактивных веществ, но и занятия, помогающие в жизненном самоопределении, в профессиональном самоопределении подростка.

4. Просветительской деятельность

Были запланированы и реализованы: участие в подготовке и проведении родительских собраний, выступления на классных часах по различным, актуальным для данного возраста темам, индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями по профилактике ПАВ, помощь в подготовке и участие выборки исследования в просветительских мероприятиях, посвященных профилактике ПАВ на общешкольных уровне.

Программа была разработана с учетом возрастных особенностей подросткового возраста. Реализация программы началась после отбора выборки – подростков, склонных к девиантному поведению, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, в середине сентября 2016 года. Программа включала мероприятия, которые проводились как в групповой, так и в индивидуальной форме. Длительность программы составила 8 учебных месяцев. Реализация программы профилактики была прекращена по окончанию запланированных мероприятий в соответствии с календарно-тематическим планированием, в апреле 2017 года.

Вывод. Программа профилактических мероприятий была реализована в соответствии с календарно-тематическим планированием в сроки, указанные в программе, с обучающимися, являющимися выборкой нашего эмпирического исследования, а именно подротсками 14-15 лет, имеющими в анамнезе ЗПР конституционального характера.

Контрольный этап

Задачами контрольного этапа являются:

1. Проведение контрольного тестирования (второго замера склонности к отклоняющемуся поведению с помощью методики «СПД») подростков 14-15 лет с ЗПР в анамнезе, склонных к девиантному поведению.

2. Сравнение показателей степени склонности к девиантному поведению у подростков, являющихся выборкой нашего эмпирического исследования, до и после реализации профилактической программы.

Контрольное тестирование подростков 14-15 лет с ЗПР,

склонных к отклоняющемуся поведению

Для решения данной задачи нами было проведено повторное психодиагностическое исследование склонности к девиантному, отклоняющемуся поведению подростков 14-15 лет, имеющих склонность к девиантному поведению. Как и на констатирующем этапе, нами повторно использовалась методика «СПД». Описание результатов психодиагностического обследования представлено ниже.

Замер № 2 за 2016/2017 учебный год

Дата проведения замера 19.04.2017

Выборка: 5 подростков из 8-9 классов, у которых ранее была выявлена склонность к отклоняющемуся поведению, имеющих ЗПР конституционального характера в анамнезе

Всего обследовано: 5 подростков 14-15 лет с ранее выявленной склонностью к отклоняющемуся поведению.

Цель замера: получить информацию об актуальном состоянии склонности к отклоняющемуся поведению у обучающихся подросткового возраста 14-15 лет, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, имеющих склонность к девиантному поведению.

В результате диагностики проведен анализ об актуальной степени склонности к девиантному поведению подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, имеющих склонность к девиантному поведению.

По результатам диагностики мы оценили степени выраженности отклоняющегося поведения по критериям

– социально обусловленное поведение (СОП)

– делинквентное поведение (ДП)

– аддиктивное, зависимое поведение (ЗП)

– агрессивное поведение (АП)

– аутоагрессивное, самоповреждающее поведение (СП)

Степень выраженности критериев

I – высокий уровень выраженности типа поведения

II – средний уровень выраженности поведения

III – низкий уровень выраженности поведения

Результаты диагностического обследования, являющегося контрольным, приведены в таблице 2.

Таблица 4. Степень выраженности социально-психологической дезадаптации по критериям (контрольное измерение, 2 замер)

  Критерии отклоняющегося поведения
Степень выраженности СОП ДП ЗП АП СП
Высокая  
Средняя учеников 100% ученика 40% Ученик 20% 2 ученика 40% 0 учеников 0%
Низкая ученика 60% ученика 80% 3 ученика 60% 5 учеников 100%

Из таблицы видно, что на момент контрольного психодиагностического тестирования получены следующие результаты. У пяти учеников выявлена средняя степень склонности к социально-обусловленному поведению, учеников с низкой склонностью к социально-обусловленному поведению нет. Склонность к девиантному поведению выявлена у 2 учеников (40%), у 3 учеников (60%) низкая степень этой склонности. Один ученик (20%) имеет среднюю степень склонности к зависимому поведению, 4 ученика (80%) – низкую степень. У 2 учеников (40%) – средняя степень агрессивного поведения, у 3 учеников (60%) – низкая степень. У всех пяти учеников (100%) низкая степень склонности к аутоагрессивному поведению.

Для наглядности, уровни склонности к девиантному поведению по итогам контрольного психодиагностического обследования у нашей выборки, представлены в диаграмме. В ней изображено распределение количества учеников из выборки, склонных к различным видам девиантного поведения (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Распределение учеников по склонности/отсутствию склонности к отклоняющемуся поведению (5 человек)

Синим цветом выделены ученики, имеющие низкую степень склонности, красным – среднюю степень склонности. Из диаграммы видно, что склонность к социально-обусловленному поведению у всех ребят средняя, т.е. они ориентируются на социальные нормы и правила.

По результатам оценки остальных шкал отклоняющегося поведения можно сказать, что у ребят есть склонности к делинквентному поведению (2 ученика, 40%), к аддиктивному поведению (1 ученик, 20%), к агрессивному поведению поведению (2 ученика, 40%). Склонности к аутоагрессивному поведению у ребят нет.

Вывод: показатели шкал социально-обусловленного и аутоагрессивного поведения показали хорошие результаты.

Сравнение показателей склонности к отклоняющемуся поведению

до и после реализации профилактической программы

Второй задачей контрольного этапа нашего эмпирического исследования является сравнение показателей степени склонности к девиантному поведению у подростков, являющихся выборкой нашего эмпирического исследования, до и после реализации профилактической программы.

Для решения данной задачи нами было произведено сравнение результатов первого и второго замеров психодиагностического исследования отклоняющегося поведения у подростков, с ранее выявленной склонностью к отклоняющемуся поведению, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера. Результаты сравнения результатов представлены графически, в диаграмме 4. В ней показано распределение степеней склонности к социально-обусловленному и различным видам отклоняющегося поведения.

Диаграмма 4. Сравнение распределения учеников по склонности/отсутствию склонности к отклоняющемуся поведению (5 человек)

По результатам сравнения результатов констатирующего этапа (1 замера, до проведения программы профилактики ПАВ) и контрольного этапа (2 замер, после реализации программы профилактики ПАВ) получены следующие результаты.

По шкале социально-обусловленного поведения в начале года у троих учеников была низкая степень социально-обусловленного поведения, что указывало на их социально-психологическую дезадаптацию. После проведения комплекса мероприятий по программе профилактики ПАВ, у всех пяти учеников показатель степени социально-обусловленного поведения стал средним, что соответствует возрастной норме подростков, т.к. их ведущей деятельностью является общение. Общение является для подростков основой личностного и психического развития. С помощью социально-обусловленного поведения у подростков происходит удовлетворение потребности в принадлежности к группе, ориентации на идеалы группы, стремление быть замеченным, понятым и принятым. При этом средняя степень социально-обусловленного поведения будет указывать на не слишком тесное слияние с группой и отсутствием зависимости от общения или других людей.

По шкале делинквентного поведения выявлена положительная динамика. До реализации программы профилактики ПАВ 5 учеников с ЗПР (100%) имели среднюю степень делинквентного поведения, после реализации программы только у 2 учеников (40%) остались проявления делинквентного поведения средней степени, положительная динамика наблюдается у 3 подростков (60%). Т.е. у двух учеников осталась склонность к проявлению антисоциального, угрожающего социальному благополучию и порядку, поведения, которое может включать действия, запрещенные законом.

По шкале зависимого поведения выявлена положительная динамика. До реализации программы профилактики ПАВ 5 учеников с ЗПР (100%) имели среднюю степень аддиктивного поведения, после реализации программы только у 1 ученика (20%) остались проявления зависимого поведения средней степени, положительная динамика наблюдается у 4 подростков (80%). Т.е. только 1 подросток (20%) имеет склонность к употреблению психоактивных веществ, у 4 подростков (80%) сформировано отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ.

По шкале агрессивного поведения выявлена положительная динамика. До реализации программы профилактики ПАВ 5 учеников с ЗПР (100%) имели среднюю степень агрессивного поведения, после реализации программы только у 2 учеников (40%) осталась средняя степень проявления склонности к агрессивному поведению, положительная динамика наблюдается у 3 подростков (60%).

По шкале аутоагрессивного поведения выявлена положительная динамика. До реализации программы профилактики ПАВ 4 ученика с ЗПР (80%) имели среднюю степень самоповреждающего поведения, после реализации программы не осталось подростков с проявлениями аутоагрессивного поведения.

Таким образом, по результатам сравнения показателей отклоняющегося поведения, в том числе склонности к употреблению психоактивных веществ, подростков 14-15 лет с ЗПР конституционального характера в анамнезе, можно подвести следующие выводы.

1. Выявлен положительный сдвиг в отношении социально-обусловленного поведения, степень его выраженности повысилась у трех подростков, что составляет 60% от выборки.

2. Выявлено прекращение аутоагрессивного поведения у исследуемых подростков.

3. Выявлена положительная динамика, проявляющаяся в уменьшении степеней выраженности делинквентного, зависимого и агрессивного поведения, в то же время остаются 2 подростка, сохраняющие склонность к этим видам отклоняющегося поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа профилактики употребления психоактивных веществ эффективна для подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, проявляющих склонность к отклоняющемуся поведению, в том числе употреблению психоактивных веществ.

Наши рекомендации