Программа эмпирического исследования
Исследование профилактики употребления психоактивных веществ у подростков 14-15 лет с ЗПР конституционального характера в анамнезе крайне важно. Учеными, занимающимися исследованием развития детей с подобным диагнозом, выявлено следующее.
Подростки с диагнозом в анамнезе ЗПР конституционального характера, отличаются такими особенностями, как высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру, быстрая утомляемость, неспособность длительное время концентрировать внимание, небольшой объем памяти, недостаточное развитие навыков и умений, неповоротливость и медлительность, довольно развитый интеллект, эрудиция на высоком уровне, невнимательность, упускают мелочи, не могут сконцентрировать внимание, болезненно воспринимают критику, легко обижаются, комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок. Именно таким подросткам чаще всего труднее учиться в школе, у них снижается успеваемость, появляется большое количество пропущенных учебных занятий, появляется грубость и безразличие в отношениях с учителями, резкое колебание настроения и физического самочувствия. Возможно, по этой причине многие из них стремятся найти ложный выход в спиртном и наркотиках. В связи с этим такие подростки чаще вступают в молодежные группы, целью деятельности которой является добывание и совместное употребление психоактивных веществ. Психоактивные вещества для таких подростков является основой всех развлечений и необходимое условие для проведения досуга. Они считаются средством приобщения к притягательному миру взрослых. Опьянение таким подросткам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Именно поэтому, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование стойкого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, выработку собственной позиции по различным жизненным вопросам, выработку умения отстаивать собственное мнение конструктивными способами.
При оценивании программы профилактики употребления психоактивных веществ у обучающихся старшего подросткового возраста, необходимо выделить критерии, по которым мы будем оценивать её эффективность. Необходимо учесть критерии, которые будет влиять на склонность к употреблению психоактивных веществ. Соответственно нам нужно выделить критерии, которые мы будем оценивать до и после реализации программы профилактики.
Оценивать уровень показателей мы будем с помощью психодиагностических мероприятий. При этом важно помнить, что психодиагностика должна определять, измерять именно те особенности личности, которые детерминируют девиантное поведение. В нашем исследовании мы будем смотреть те особенности личности, которые будут влиять на предрасположенность к употреблению алкоголя. Это склонность к отклоняющемуся поведению и показатели социально-психологической адаптации. Склонность к отклоняющемуся поведению мы будем выявлять с помощью методики «СПД», социально-психологическую адаптацию, а именно такие критерии как адаптация в классе, уровень включенности сенсорных систем, уровень информационного обмена, соблюдение школьных норм и уровень влияния субкультуры, с помощью программы «Социометрия: мониторинг». Определение социально-психологической адаптации необходимо для определения того, насколько комфортно ребенок чувствует себя в школьном коллективе, есть ли у него необходимость в признании, насколько вероятно, что подросток будет искать признания в отрицательно направленной группе, насколько его поведение соответствует норме класса и насколько он настроен на учёбу.
Целью эмпирического исследования является исследование эффективности программы профилактики злоупотребления психоактивных веществ у подростков старшего подросткового возраста (14-15 лет) с задержкой психического развития конституционального характера в анамнезе.
Задачи исследования:
1. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению обучающихся подросткового возраста.
2. Определение подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера.
3. Оценка показателей склонности к отклоняющемуся поведению подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, после реализации программы профилактики.
4. Сравнение и анализ эффективности реализованной программы профилактики ПАВ по показателям склонности к употреблению ПАВ у подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера.
Объект исследования являются мероприятия по предотвращению аддиктивного поведения у школьников-подростков раннее имевших признаки ЗПР.
Предмет исследования – оценка эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами у лиц подросткового возраста с задержкой психического развития в анамнезе.
Исследуемая выборка – пять подростков 14-15 лет, имеющих диагноз «Задержка психического развития конституционального характера», обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Горковской средней общеобразовательной школе в 8-9 классах.
Выборка состоит из 5 учеников. Выборкой являются подростки, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР конституционального характера, имеющие склонность к девиантному поведению: низко социально-обусловленному, делинквентному, аддиктивному, агрессивному, возможно аутоагрессивному поведению.
Гипотеза исследования – склонность к девиантному поведению, в первую очередь к делинквентному и аддиктивному поведению (к употреблению психоактивных веществ) у подростков, имеющих в анамнезе ЗПР конституционального характера, будет снижаться после реализации программы профилактики ПАВ.
Основные понятия
Задержка психического развития конституционального характера (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление и эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Психоактивные вещества (ПАВ) – вещества, органического или синтетического происхождения, вызывающую физическую и психологическую зависимость.
Программа профилактики ПАВ – программа профилактических мероприятий, включающая в себя комплекс профилактических мероприятий, направленных на формирование стойкого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, выработку собственной позиции и умения её отстоять.
Инструменты исследования.
1. Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) (Приложение 2).
Методика СПД разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации. Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации, легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.
Описание шкал
Разработанный способ представляет собой опросник, состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.
В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.
Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.
Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.
Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.
Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
К числу делинквентных относятся: 1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 3) преступления - общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).
В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (вопросы с 31 по 45) - 1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость; 2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций; 3) не болезнь, а нарушение поведения.
Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).
В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по 60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.
Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.
В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.
В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями.
Самоповреждающее поведение (self-injury) определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма; направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.
Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.
Признаки самоповреждающего поведения:
• умышленное желание нанести себе физический вред, преднамеренность, повторяемость;
• невозможность противостоять импульсу повредить себя;
• повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;
• чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.
Самоповреждающее поведение включает в себя:
- психологический компонент - психологическое неблагополучие индивидуума и его стремление это неблагополучие преодолеть; форма ответа «на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира»;
- физический компонент - физическая травматизация; вред, причиняемый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображивания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых намерений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергивание волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы (булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок;
- скрытые формы - поведение, связанное с пренебрежением опасностью, повышенным риском, стремлением к возбуждающим переживаниям или с избеганием депрессии.
Для проведения нашего исследования мы будем особое внимание обращать на шкалы делинквентного, аддиктивного и агрессивного поведения, в то же время будем учитывать и шкалы социально-обусловленного и аутоагрессивного поведения.
2. Медицинские карты подростков, показавших высокую склонность к девиантному поведению.
Выборкой нашего исследования являются подростки, имеющие в анамнезе диагноз «Задержка психического развития конституционального характера». Нам необходимо изучить медицинские карты подростков, у которых выявлена высокая склонность к девиантному, в том числе делинквентному, зависимому и агрессивному поведению. В картах нам нужно проанализировать информацию о диагнозах, поставленных в то время, когда ученики находились на возрастном этапе младшего школьного возраста, т.е. в период с 8 до 10-11 лет.
В международной классификации болезней десятого пересмотра, которая имеет название МКБ-10, медицинский диагноз задержки психического развития конституционального характера включен в раздел F81 под названием «Специфические расстройства развития учебных навыков». ЗПР по типу психофизического инфантилизма и конституционального психического происхождения В МКБ-10 имеет официальный шифр F81.9 и официальное международное название «Расстройство развития учебных навыков неуточненное» [33].
В медицинской карте должен стоять диагноз с шифром F81.9, что будет указывать на наличие в анамнезе у подростков интересующего нас заболевания в младшем школьном возрасте.
План проведения эмпирического исследования
Эмпирическое исследование включает в себя три этапа – констатирующий, формирующий и контрольный.
1 этап – констатирующий. Данный этап разделен на две части.
1. Исследование склонности подростков к девиантному поведению. Выделение группа риска.
2. Изучение медицинских карт подростков. Выявление и отбор подростков с ЗПР конституционального характера в анамнезе.
2 этап – формирующий. Реализация программы профилактики употребления психоактивных веществ с подростками с диагнозом задержки психического развития конституционального характера в анамнезе.
3 этап – контрольный. Проведение контрольного тестирования. По результатам психодиагностического исследования склонности к девиантному поведению проведение сравнения показателей степени выраженности склонности к социально-обусловленному, делинквентному, аддиктивному, агрессивному и аутоагрессивному поведению до и после окончания формирующего этапа. Подведение итогов эмпирического исследования.