Маленькое повествование о городе

ХЕРСОНЕ

В городе Дербенте на 3-ем магале жил некий Мешади Али-Мирза. Он приехал из города Херсона. Большую часть своей жизни он провел на Украине, занимаясь там куплей-продажей (бизнесом). В самом городе Херсоне у него был собственный магазин с двумя входами. Он считался жителем Херсона. Жил он там в дружбе и в тесном взаимопонимании с херсонцами.

Еще в молодые годы он приехал в Дербент, оставив свой магазин на попечении своего лучшего друга. В Дербенте он знакомится с девушкой по имени Абу-Ковсэр и вскоре женится на ней. После этого он возвращается в Херсон вместе со своей женой.

Спустя немного времени в 1907 году у них рождается дочь по имени Эшрефханым. Спустя еще два года рождается вторая дочь по имени Симузер. Обе дочки родились и прожили всю свою жизнь в Херсоне.

Магазин Мешади Али-Мирзы находился в центре города напротив городской церкви. В основном в нем продавался среднеазиатский кишмиш, цитрусовые и разные виды фруктов Дербента.

В один прекрасный день приходится прощаться с Херсоном. В 1916 году революция подходит и к Херсону. Мешади Али-Мирзе пришлось вернуться в Дербент, доверив свое состояние своим близким друзьям.

Впоследствии революционное движение все усиливалось. В Дербент вслед за Деникиным приходят казаки, на смену казаков приходят османские турки. Наконец коммунисты начинают грабить дома и имущество народа. Очевидцем этого, Мешади Али-Мирза в 1919 году навсегда покидает этот свет.

Его старшая дочь Эшреф-ханым прожила до 80 лет. На всю жизнь она пронесла с собой память и любовь к русскому языку, народу, к своим подругам Поле, Ангелине, Тамаре.

ШИИТЫ

(историческая справка)

Шииты — одно из древних направлений ислама. Оно возникло после смерти пророка Мухаммеда. В минуту, когда душа пророка простилась с телом, окружающие стали думать о том, кто же будет халифом после пророка. В доме остались Али и самые близкие родственники.

До смерти, в 10-й год ислама, во время месяца мухаррам, пророк перед паломниками в местечке Бейтул эл Хумме произнес, что этот год будет назван годом прощения и что после его смерти на престол взойдет его двоюродный брат Али, сын Абу-Талиба. Все стали поздравлять Али и первым был Абу-Бекир, сын ибн Абу-Гиляфе. За ним поздравил Омар ибн Хаттаб. С этого и возникло течение шиизм. Асадулла ибн Саба сказал, что после Мусы стал его брат Гарун, после Иисуса — апостол Петр. А после Мухаммеда должен быть сын Абу-Талиба Али.

Некоторые недальновидные историки происхождение шиизма относят к временам правления Шах Исмаила. На самом деле это не так. Автор книги-очерка “История Ирана” Смирнов в своей книге (1952 г.) пишет о том, как в XVI веке всего за двое суток Иран принял шиизм. Как же это возможно? Дело в том, что шиизм в Иране существовал задолго до этого, однако он был под властью шафиизма и не могло раскрыться в полной своей власти...

На южном кладбище Дербента очень много могильных плит, где отмечены даты смерти.

Например, Кербелаи Ахмед ибн Абу-Талиб умер в 137 году по григорианскому календарю. Ага Мир-Мехти умер в 1385 году (по арабскому хыджер). Эти даты не совпадают с правлением шаха Исмаила.

В “Истории Ирана” (1952 г.) Смирнов говорит, что до XVI века население Ирана находилось во власти такого религиозного, течения, как шафиизм. А в XVI веке государство с полутора миллионным населением приняло шиизм. За шиизм агитировали и почетные муфтии Ирана.

В Дербенте шиизм появился после смерти пророка Мухаммеда. Как только тело посланника божьего предали земле, среди халифов началось что-то непонятное. Они требовали провести голосование с целью избрания Абу-Бекира, сына Абу-Гиляфа. Кто же был инициатором этого голосования, сказать трудно. Но уже дербентцы приняли шиизм, хотя он был притеснен шафиизмом.

В X веке пророк посетил Мекку. И здесь он завещал, что после него первым халифом будет Али, сын Абу-Талиба. Сорокатысячная толпа поздравляла Али и Абу-Бакара.

Уходя, пророк поручил народу две вещи: книгу божью (Коран) и Ахлял Бейит (свое семейство).

В мире из династии Бани-Хашим вышли 3 генерала: один — глава государства, второй — Малик Хасан и третий — король Иордании Али Хусейн. Один из них в военной академии в Англии, а второй в Каире окончил военную академию. Третий генерал, Тофик Сейидов, относится к роду пророка Магомеда.

В этой статье мы упомянули жителей только одного магала. Из остальных магалов тоже вышли сотни знаменитых людей.

ПОТОМКИ СЕЙИДОВ-АГАМИРОВ,

ПРОЖИВАЮЩИЕ В г. ДЕРБЕНТЕ

1. Гаджи Ахунд Агамир Ахмед, сын Ага-Мирза Халила, который умер в 1975 году. Их было три брата. Второй брат Мещади Мир-ага умер в 1920 году. Третий брат — Мир-Гамдулла — 1980 г. Мирзахали, Мирсалех, Кербелаи Мир-Фатулла — сыновья Гаджи Сейид Ахмеда, который умер в 1888 году. Его брат — Кербелаи. Сеид Мухаммед умер и 1848 году. Они были сыновьями Мир-Сейид-Али, который умер в 1795 году. Мир-Сейид-Али был сыном Сейид-Амир-али. Умер в 1750 году. Его отец — Сейид Молла-Наги; Умер в 1695 году. Похоронены они на южном кладбище, в местечке Дуль-дуль али.

2. Поколение Кербелаи Мир-Садыка. Умер в 1740 году. Его потомки: Мир-Баба, Мир-Салех, Мир-Тофиг, Мир-Рафиг и Мир-Садык. Все они жители 9-го магала.

3. Поколение Мир-Мустафы и его брата Мир-Таги. Мир-Мустафа — отец покойного Мир-Багира. Он похоронен на южном кладбище.

4. Поколение Мир-Исмаила и его брата Сейид-Захида. Мир-Исмаил — отец плотника Мираллама. Они жили на 8-ом магале.

5. Поколение Мир-Гамида, отца покойного Мир-Наги, Сейид-Гасана и Сейид-Азима из 7-го магала.

6. Поколение Мир-Гаджи-Баба и его брата, отца Сейид-Валида из 7-го магала.

7. Поколение братьев Агамир-Гусейна, Мир-Джафара, Мир-Гамдуллы, Сейид-Муртаза, Мир-Ага. Все они из 7-го магала.

8. Поколение сыновей Сейид-Гашима и Мири, Сейид-Камила, Сейид-Джавада. Все они из 7-го магала.

9. Поколение Мир-Таиба, Сейид-Маммеда и его сыновей Сейид-Мустафы и Гаджи-Сейида-Ахмеда из 7-го магала.

10. Поколения Мешади Мир-Гадира, отец Сейид-Рзы, отец Мир-Зейнала-Абидина, дед Гаджи-Мир-Гаяса, дед Мешади Мир-Гадира и отец Мешади Мир-Мустафы, прадед Сейид-Гасана и Мир-Ахмеда из 7-го магала.

11. Поколение Мир-Мазана, отца Мир-Аббаса, дед Мир-Габилл.

12. Поколение Удаман Сейида, отец покойного Сейид Фазиля и Мир-Афара.

13. Поколение Мир-Исмаила, брат Сейид-Султана, отец покойного Мир-Тавагуля и Мир-Керима.

14. Поколение Агамир-Мехти. Умер в 750 году. К этому же роду принадлежат: учитель Ага-Мир-Ахмед и Мирали Экнам, покойный Сейидов Тофик — генерал, доктор военно-технических наук, профессор, заведующий кафедрой в Академии наук в Москве. Умер он в 1960 году.

15. Поколение Мир-Имама Верди и Мир-Самеда из 6-го магала.

16. Поколение Мир-Магомеда-Али, сын Ага-Мир-Казима. Их история переплетается с родом генерала Сейидова Тофика. Второй сын Мир-Магомеда-Али Мирказим, отец профессора Сейидова Фархада. Все они из 6-го магала.

17. Поколение Мешади Мир-Казима и его брата Сейид-Гусейна. Старший сын Мешади Мир-Казима был Агалар. Он из 5-го магала.

18. Поколение Сейид-Абузара, Сейид-Мехти, Сейид Музаффар ханенде из 5-го магала.

19. Поколение Ага-Мир-Гусейна и его брата, отца Сейид-Гашима, Агамир-Гусейна, сыновья: старший — Кербелаи Ага-Мир-Багыр, младший — Ага-Мир-Кемали. Ага-Мир-Кемали был отцом Мир-Гусейна и Сейид-Захида. Все они жили на 5-ом магале.

20. Поколение Шейх-Бабы, Сейид-Рзы и Абулфеза из 5-го магала.

21. Поколение Ага-Мир-Аббаса, Мир-Дайи и его сына, второго Ага-Мир-Аббаса (покойного) из 5-го магала.

22. Поколение Мир-Джафара, который умер на руках Рамис-Камы во время пожара гостиницы. Его сын Ага-Мир-Таиб погиб на фронте. Жили они на 6-ом магале.

23. Поколение Ших-Бабы (он из 2-го магала), отец Ших-Ислама.

24. Мир-Сейид-Али и его сыновья. На сегодняшний день они проживают на 2-ом магале. Выходцы из 7-го магала.

25. Сейид-Гамза, двоюродный брат Ага-Мир-Сейида-Али из 2-го магала.

26. Поколение покойного Мири, отец Мир-Али-Экбера из 1-го магала. В 1937 году он был репрессирован.

27. Шикест Мирилер, отец покойного Мир-Ислама, они из 1-го магала.

28. Поколение Гаджи-Мири, отец Мирали Аскера и отец Мир-Аббаса. 2-ой магал.

29. Поколение Мир-Кафара, отец покойного Мир-Аббаса из Гуруга.

30. Поколение Мир-Ага, отец Сейид-Ага, дед второго Мир-Ага. Они из 6-го магала.

31. Деды, прадеды Мир-Мазана. Проживали они в Чахар-тепе (1 магал).

32. Мир-Ага, отец Сейид-Ислама. Они из Чахар-тепе (1 магал).

33. Отец Сейид-Агы и Мир-Асадуллы. Они жили в Чахар-тепе (1 магал).

34. Мир-Тагы из 5-го магала.

35. Поколение Мир-Фаттаха из 5-го магала.

36. Поколение Говуш Мир-Садыка, отец Мир-Аллама, дед Мир-Садыга. Они из 5-го магала.

37. Поколение Мир-Али-Экбера. Он отец Сейид-Мухтара и Сейид Суры из 6-го магала.

38. Поколение Мир-Абдуллы. Он дед учителя Мир-Абдуллы. Проживали они на ул. Коммунаров.

39. Поколение Мир-Абдул-Вахаба из 7-го магала.

40. Поколение Мир-Гадира из 7-го магала.

41. Поколение Сейид-Аслана. У него было три брата. Внук Сейид-Аслана Сейид-Сабир. Он сын Мир-Багира из 5-го магала.

42. Поколение Мир-Зейнал-Абитдина, сын покойного Ших-Ислама. Отцом Мир-Зейнал-Абитдина был Мир-Али-Аскер. Они — коренные жители 7-го магала.

43. Сейид-Гамза из 7-го магала. Потом они жили по ул. Ленина.

44. Поколение Сейид Мухтара (мясник). Он отец Мир-Аббаса (покойного). 5-ый магал.

45. Поколение Сейид-Мухтара, Ага-Сейида. Они родом из 7-го магала. В настоящее время они живут в Ташкенте.

46. Поколение Мешади Сейид-Гасана из 5-го магала.

Выше отмеченные продолжатели рода Сейидов — это только старшее поколение. А если точно — на сегодняшний день в Дербенте проживают около ста семей Сейидов.

История Сейидов и Ага-Миров переносит нас в далекое историческое прошлое.

На Южном кладбище города Дербента на могильных плитах по-арабски написаны даты, имена покойных. Эти надписи относятся к 700-800 годам. На кладбище, на могиле генерал-майора Сейидова Тофика надпись 750 года. Здесь же находится могила Ага-Мир-Мехти. Согласно арабскому летоисчислению Ага-Мир-Мехти является потомком двадцатого поколения пророка Мухаммеда. Сейиды берут свое начало от брака дочери пророка Фатимы с сыном Абуталиба Али, Проживание Сейидов в Дербенте относится к VIII веку нашей эры. Но на сегодняшний день многие исторические памятники стерты с лица земли.

Наши рекомендации