Бывшие и настоящие невестки дербента

КУМЫКСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

1.Супруга Гаджи Сейид Рза, мать Гаджи Мир Гияса Саюбджахан. ИзАксая.

7 -й магал.

2.Супруги Мир Гамида. Две сестры: Шахханум и Саядхан. Вышла замуж в 1870 году. 7-й магал. Матери отца Мирнаги, Сейид Гасана и Сейид Азима. Похоронены на южном кладбище — Дюл-дюл Али.

3.Гилал ханум, из Башлыкента. Мать Мир Таги. Приехала в Дербент в 1908 г.

4.Хадижа ханум, из Башлыкента. Супруга Самедова Мусаиба, сына Гаджи Бешира. Вышла замуж в Дербент в 191О г.

5.Супруга сына 9-го магала Гаджирза Гаджимирзы, мать Гаджи Керима. Из Башлыкента. Вышла замуж в Дербент в 1914 г.

6.Супруга жителя 6-го магала Гаджи Наги, мать Гаджи Ахмеда вышла замуж в Дербент из Башлыкента в 1912 году. Как я отметил выше, это четыре сестры кумычки, вышедшие замуж в Дербент.

7.Супруга жителя магала Молла дашлы Джафара, мать учительницы Гумия и ее сестры Айзенет, бабушка Зубаила. Из Хасавюрта. Вышла замуж в Дербент в 1912 г.

8.Супруга жителя 2-го магала Эййуба Мама. Мать Зэби муалима и Гафлана. Вышла замуж в Дербент из Аксая в 1914 г.

9.Супруга жителя 7-го магала Мешади Гусейнкули. Мать Рыжего Адиля. Вышла замуж в Дербент в, 1930 году.

10.Мать жителя Емаме кюче Мехти и его сестры Ает, бабушка Пашы.Вышла замуж в Дербент из Каякента в 1890 г.

11.Супруга Мурсала Мурсалова Ишдек. Из Башлыкента.

12.Супруга Гасанова Салеха. Жили в Баку. С. Гасанов работал в министерстве в Баку.

13.Мать чайханщика Алигайдара Мерзия ханум.

14.Супруга Аскерали Дженнет ханум. Из Каякента.

15.Супруга жителя 7-го магала Алимирзы Пюсте ханум. Из Башлыкента.

16.Супруга Гочу Исмова. Из Хасавюрта.

17.Супруга Гусейнова Неби Асия ханум. Из Буйнакска.

18.Супруга Теймурова Халида, невестка Мамедали. 7 -й магал.

19.Невестка Аскерали, первая жена Шефи. Из Каякента.

20.Супруга чайханщика Мир Дамада. Вышла замуж в 1931 г. Из Махачкалы.

21.Супруга сына Ахада — Бейтуллы. Из Каякента.

ДАРГИНКИ, ВЫШЕДШИЕ ЗАМУЖ В ДЕРБЕНТ

1. Супруга Пашабекова Агалар бека Саяд ханум. Из сел. Иште Акушинского района. Родила 3 сыновей и 2 дочерей.

2. Младшая сестра Саяд Сакина ханум. В 1916 году вышла замуж за сына Фатуллы Алиахмеда из рода Фигаровых. Умерла через год замужества.

3. Суват ханум Ахмед гызы. В 1930 году вышла замуж за Мирзабекова Мерданбека. Родила 3 сыновей и 2 дочерей. Умерла в 1997 году. Мать Суват ханум Солтанет была дочерью сестры Амирчобана.

4. Дочь князя Абдул Джалиль бека Суват ханум была супругой Гамдуллы Абдуллаева. Родила 3 сыновей и 2 дочерей. Умерла в 98 лет в Баку.

АРМЯНКИ, ВЫШЕДШИЕ ЗАМУЖ ЗА ДЕРБЕНТЦЕВ

1. Супруга Фатуллаева Шамиля. Из рода Фигаровых. Профессор. В настоящее время проживает в г. Баку. Невестка жителя 8-го магала Алекберова Гаджигусейна.

2. Братья Исмаиловы: Халил и Велиюлла. Сыновья Исмаилова Алигайдара, жители 2-го магала. В настоящее время проживают в г. Баку.

3. Супруга Исмаилова Абульфез Гаджимирза оглы Сира Александровна. Была актрисой Азербайджанского Государственного Драматического театра в Дербенте. Прекрасная исполнительница роли Лейли в опере У. Гаджибекова “Лейли и Меджнун”. Народная артистка Дагестана.

4. Сын Молла Гусенкули Мирзагасан. Востоковед. Житель 5-го магала.

5. Алисэфа Абгюль оглы, житель 7-го магала.

6. Его брат Гафис Абгюль оглы.

7. Чыгайларын Эсэди, житель 3-го магала.

8. Супруга Манафова Гарун муалима.

9. Сын Ибада Алияр. Майор. Танкист. Умер в Баку.

10. Балашов Нариман Газанфар оглы. Дербент. Отец супруги был из Азербайджана.

РУССКИЕ НЕВЕСТЫ ДЕРБЕНТА

1. Супруга жителя 7 го магала Кероглу Ибрагима. Она вышла замуж в 1916 году.

2. Внук Зохраба Аскера, сына Гашима.

3. Талыбов Сеяд, из 7-го магала.

4. Гияс, из 7-го магала.

5. Сын Гасана Мирза Мехти, 6-й магал.

6. Мирзагусейн Эминов, внук Гаджи Шахмердана.

7. Сын Зейналова Зейнетдина, 6-й магал.

8. Мать Седретдина Сарэ хатын, 7-й магал.

9. Невестка Хайбата, из 8-го магала. Приняла Ислам, была в паломничестве в Хорасане. В Дербенте не уступала мусульманкам. Изменив настоящее имя Поля на мусульманское Субханат, ходила в чадре. Родила 5 сыновей и 3 дочерей. Умерла в 1998 году и с почестями похоронена в Дербенте. Пусть ей земля будет пухом!

10. Супруга Саад бека. Брат Сулейман бека. Люба прожила с Саад беком 10 лет. Когда он ушел на фронт, она захватила все, что есть дома, и ушла.

11. Сын Аптек Гаджибаба Насрулла и его брат Гамдулла. Их фамилия — Везиров. Гамдулла жил в имении Абдуллаевых в Баку на улицах Бондарная и Димитрова. От русской жены он имел единственную дочку, которая была профессором больницы имени Семашко. Оба брата были грамотные. Оба были женаты на русских. Насрулла умер в Дербенте, Гамдулла — в Баку. Их мать Гаджибике — дочь жителя 5-го магала купца Гаджи Джафара.

12. Внук Араблинского Мухтар бек. Сын Джахангир бека, профессор. Жена русская. Жили в Москве.

13. Его младший брат Искандер бек Араблинский тоже был женат на русской. Они жили в Саратове.

14. Сын брата Гусейнова Рагиба Абасмирзы. Житель улицы Коммунаров. Сейчас проживает в Москве. Доктор исторических наук.

15. Потомок Эбдалларов Рзаев Сейфулла.

16.Садыкок Назим Мамедали оглы. Кандидат медицинских наук. Умер в Москве.

17.Абдуллаев Юсиф Гамдулла оглы. Живет в Москве. Жена русская.

18. Невестка Мухтара Араблинского, русская.

19.Сын Алимердан бека Зейнал бек, доктор физико-математических наук, профессор. Жена русская.

20.Старший брат Шахлара из Орта капы, сын брата мясника Керима. Жена русская. Живет в Москве.

21.Супруга генерала Тофика Сейидова, русская. Она дочь генерал-полковника.

22.Алиев Аскер Мешади Салех оглы, доктор. Его супруга, тоже доктор, из прибалтийских городов.

23.Мамедов Гасан бек Фарадж бек оглы, 1-й магал. Жена русская.

24.Мамедов Шейдабек, крупный ученый, доктор исторических наук, зав. кафедрой мировой истории МГУ. Жена русская.

25.Абдурагимов Гатам. Жена русская.

26.Алиев Демиргая. Жена русская.

27.Джавадов Гатам Агаали оглы, доктор экономических наук, жена лачка. Живут в Москве.

28.Тофик, сын сестры Алиаскера. Жена русская. Живут в Москве.

29.Покойный Кесир, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории ДГУ. Жена русская.

30.Сын Мешади Гусейнбалы Зейнетдин. В Ташкенте работал начальником милиции. Жена русская. Сейчас на пенсии. Живет на 2-м магале.

31.Садыков Исмаил Мамедали оглы, доктор сельскохозяйственных наук. Из 2-го магала. Живет в Азербайджане.

32.Гаджибала из рода Эрбаблар. Как говорят в народе, зимой у него снега не выпросишь. Жена русская.

33.Сын Кербелаи Магомеда Гаджибаба. Жена русская, очень уважаемая седовласая женщина, терпеливая бабушка. Не каждая мусульманка сравнится с ней.

34.Алибала из рода Эрбаблар. Жена русская.

35.Султанов Шамиль, сын Джалиль бека. Жена русская.

36.Теймуров Шериф. Жена русская.

37.Жена Теймурова Абдуразака, мать Шерифа — русская.

38.Супруги Абдуллаева Адилгерея, сына Гамдуллы немка из Гамбурга, доктор электротехнических наук, профессор.

39.Супруга Абдуллаева Амираслана — немка. Живут в г. Брауншвейг.

40.Супруга сына Алибала бека, брата Гаджи бала бека тоже немка. Работала терапевтом.

41.Жена Александра Мирза Казимбека была русская. Последние годы жили в Ярославле. Мирза Казимбек перевел на русский язык с фарсидского “Гулистан” Шейха Саади Муслихиддина.

ПОЭТЫ ДЕРБЕНТА

(XIX—XX вв.)

Основные поэты Дербента, жившие в XIX— начале XX века, это: Шуайи, Гумри и Мирза Семендер.

Сейчас в Дербенте много пишущих, как мужского, так и женского пола. Но речь не о них. Пусть они создают свои произведения. Время покажет, кто из них есть кто. Настоящие таланты не забываются.

Сейид Азим Ширвани писал: “До меня дошел слух, что в Дербенте издается книга поэта Мухаммеда Таги Гумри. Я с нетерпением ждал ее выхода. Наконец, эту книгу доставили мне. Тут же прочитал ее от начала до конца. К сожалению, пучок укропа лучше, чем этот сборник. Прочитал книгу Шуайи. Пучок порея (род луковичного растения) лучше, чем сия книга”.

Я в недоумении. Народ любит эти произведения; ими исполняются во время религиозных церемоний, вызывают слезы. А Сейид Азим отзывается о них отрицательно. Сеййида! По оценкам литературоведов, ты занимаешь второе место после Физули. Поэтому мне непонятно твое отношение к творчеству двух наших выдающихся поэтов. А вот что говорил иранский правитель Насреддин шах: “Книга Гумри Мухаммеда Таги — это мать, рано потерявшая свое чадо. Книга же Шуайи достойна находиться в казне. Там ей и место!” Сеййида! Насреддина шаха нельзя назвать неучем. Тем более, что сочинения Гумри и Шуайи каждый год исполняются в месяце Мухаррам, оказывают огромное воздействие на мусульман. И это — при стечении неимоверно большого количества людей. В такие дни в Джума-мечети яблоку негде упасть. Сейида, был бы ты жив, и я показал бы тебе все это воочию, и ты убедился бы, что лечше: укроп, порей или же творения Гумри и Шуайи.

Потомки Шуайи в настоящее время проживают в Азербайджане.

Теюб, внук Гумри, после окончания Дербентского реального училища переехал в Баку. Этот образованный и интеллигентный человек породнился там с семьей Ашурбековых. Супруга умерла, родив ему двух сыновей. Его вторая жена — врач, профессор, сестра Магомеда Кажлаева из Кази-Кумуха. Она воспитала детей своего мужа от первой жены. Мехти, старший сын Теюба, женился на азербайджанке, работавшей учительницей, и имел от нее двух сыновей. Мир его праху!

Сейида! Не мне спорить с тобой по поводу творений Гумри и Шуайи. Ты — преемственник великого Физули. Вечный покой и вечная память вам обоим!

МИРЗА СЕМЕНДЕР

В нижней части Ген кюче, рядом с армянской церковью, были большие ворота: первые и вторые. Вторые ворота снизу принадлежали второму Хачи (обоих соседей звали Хачи). Второй Хачи был близким другом Мирзы Семендера. Хачи жил на южной части улицы, а Мирза Семендер — северной.

Мирза Семендер часто брал с собой на мероприятия Хачи. И вот ихпригласили на дачу. Утром рано из дому. Выйдя из города, они пошли по тропинкам между садами. И тут на ихглазах насмерть забивают собаку. Хачи обращается к Мирзе Семендеру: “Ай Мирза, смотри, как поступили с вашей моллой”. Мирза Семендер отвечает: “Правильно сделали”. Хачи: “Разве вам не жалко?” Мирза Семендер: “Нет”. “Почему?” “Потому что ей нечего делать среди 9-и священников”. То есть ей и этого мало. Хачи не смог удержаться от хохота и сел на землю.

В один из прекрасных дней Мирза Семендера с Хачи приглашают на хинкал с алгора (кисловатый сок незрелого винограда, употребляемый в качестве приправы к пище в имение Гаджи Насруллы. Туда был приглашен и ахунд Молла Агабала. Главная дорога была в пыли, поэтому приглашенные ходили по обходной дорожке — тропинке. И тут наши путники видят на дороге экскременты. Мирза Семендер спрашивает: “Ай Хачи, чье это дело?” Хачи отвечает: “Ай Мирза, клянусь головой нашего кателикоса, это дело мусульман”. “Ай Хачи, может, собака нагадила, а ты обвиняешь мусульман?” Хачи в ответ: “Если даже собака, то ваша собака”.

Наконец, накрывают стол и подают хинкал. По предварительному договору решено было сконфузить Мирза Семендера. Но он имел опыт в этих делах. Ахунду и Хачи подают кушанье в одной тарелке и ждут, что произойдет дальше. Недолго думая, Хачи вытаскивает из кармана коробку спичек и вместо вилки использует спичинки. Так он с помощью спичек доедает хинкал из одной тарелки с ахундом.

У Хачи был свой небольшой рыбный промысел. Однажды он садится в лодку и выходит в море. Тут поднимается волна и укачивает лодку. Хачи еле спасается от смерти. Мирза Семендер спрашивает: “Как тебе удалось спастись от шторма?” Тот отвечает: “Ай Мирза, чуть не умер. В последний момент призвал на помощь ваших имамов, и они спасли мне жизнь!” Мирза Семендер: “Теперь в каждый месяц Мухаррам ты должен внести свою лепту!” “Конечно! Обязательно!” — ответил Хачи и так поступил, отправляя в мечеть чай, сахар и т.д. Мирза Семендер сочинил для Хачи морсие (элегию):

Седьмое небо — над небом,

Иса облачился в черное.

Земля Кербела Бальзам для раны.

(Подстрочный перевод).

Однажды я шел вниз по Ген кюче. У дома Хачи поздоровался с одним человеком. Сказал: “Шел 44- ый год. Служил на границе с Узбекистаном. Наш батальон находился там. Оба служили в части НВД”.

Иду однажды по улице — навстречу девушка. На руках — часы. Ни с того, ни с сего я обратился к ней на армянском: “Агчи, который час?” “Половина двенадцатого”, — ответила она. “Спасибо”. Я обратился к ней с надеждой, что она армянка. Но здесь, в Узбекистане, отношение к людям другое. Через несколько дней я опять встретил ее. Спросил, где они живут. На что ответила: “Отец работает часовщиком в конце улицы (верхняя часть)”. На следующее утро взял старые часы и пошел по указанному адресу. “Ты откуда?” — спросил часовщик. “Кавказец”, — ответил я. “А именно?” — допытывался он. “Из Дербента”. “Из Дербента?” Он встал и начал говорить со мной на дербентском диалекте: “С какого магала?” “Второго”. “Чей сын?” “Мешади Газанфара”. “Какого Газанфара? Ты внук нефтяника Байрама?” “Да”. “Я очень тоскую по Дербенту. Эти плохие люди изгнали нас из родных мест. Я сын второго Хачи. Живу здесь. Останься, живи у нас, в семье. Я создам тебе все условия”.

Так заканчивается история рода Мирза Семендера.

Наши рекомендации