Реакции на добавочные раздражения в условиях фаз адаптации
Любая живая система, будь то простейшее животное, стоящее на низкой ступени эволюционной лестницы, или высшее животное, наконец, человек — никогда не подвергается изолированному действию какого-либо одного раздражителя. Каждый кратковременно действующий, по выражению И. П. Павлова, «экстренный» раздражитель совпадает с определенным фоном реактивности организма. В свою очередь, этот фон создается условиями жизни, теми или иными стрессовыми ситуациями. Следовательно, один и тот же организм в различные периоды времени может находиться в разных фазах адаптационного процесса. Отсюда вытекает, что резистентность его к данному «экстренному» фактору (раздражителю) может быть различной, в зависимости от того, с какой фазой адаптации совпадает в этот раз раздражитель.
Предшествующая история данного человека или животного, его настоящее состояние — все это составляет интегрированный фон, на который накладывается экстренное воздействие. Реакция на последнее определяется не только его силой, но и временными силовыми соотношениями, складывающимися между раздражителем, определяющим фоновое состояние, и данным экстремальным воздействием.
В условиях повседневной жизни человека или животного наиболее типичны ситуации, при которых действие различных раздражителей каждый раз по-разному сочетается по силе и по времени взаимодействия. Раздражители как бы конкурируют и по биологическому значению для данного организма.
Врачи с давних времен обращали внимание на различную реактивность больных в отношении патогенных факторов. Отсюда в медицине выработалась установка, заключающаяся в том, что «лечить надо не болезнь, а больного». Отдавая должное индивидуальным особенностям больного, обычно объясняли их той или иной врожденной конституцией, определенными типологическими характерологическими чертами. Следует отметить, однако, что индивидуальность складывается не только из конституциональных (врожденных) особенностей человека, что, конечно, также играет роль, но каждый отрезок времени является результатом интеграции всех реакций на предшествующие простые и сложные, физические и психологические воздействия.
В зависимости от исходного функционального состояния данный фактор может вызвать адекватную реакцию, но может вызвать и усиленную неадекватную реакцию (так называемую перекрестную сенсибилизацию). В некоторых случаях новый фактор может и вовсе не подействовать (так называемая перекрестная резистентность). Несомненно, соотношение для каждого организма фонового и экстренного раздражителя составляет большую и очень важную для медицины проблему, еще требующую своей разработки.
Рис. 103. Механизмы индивидуальной адаптации (по Ф.З. Меерсону, 1993).
Рис. 104. Критерии адаптации (по Н.А. Агаджаняну, 1989).
В проблеме адаптации имеется много и других нерешенных вопросов. Один из таких вопросов — соотношение адаптационных процессов при сочетаемом действии различных адаптогенных факторов. Известно, что в услЬвиях адаптации к холоду, когда организм приспособлен к экономии теплоотдачи — плохо протекает адаптация к повышенной физической нагрузке, поскольку она связана со способностью повышать теплопродукцию и мобильно расходовать энергетические резервы. Адаптация к гипоксии, напротив, способствует эффективной адаптации к физическим нагрузкам.