За годом - год, за пересменкой - смена

ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ

А все-таки вожатство неизменно!

Сравнения, упреки - ерунда!

За годом - год, за пересменкой - смена,

А на отрядах молодость всегда!

Идет с детьми за голубые дали,

И учится искать, дерзать, творить,

И каждому кусочек сердца дарит...

А что дороже можно подарить?

Действительно, а что еще дороже может быть у вожатого? Наверное, это те методические знания, с помощью которых каждый во­жатый делает жизнь ребенка в лагере яркой, незабываемой, творческой.

Основная задача детских оздоровительных лагерей - научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным.

Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, видят детский летний лагерь глазами не ребенка, а взрослого, организатора и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей.

Хорошая работа вожатого - это не только полная физическая отдача, но и огромное моральное удовлетворение. И от того, насколько грамотно вожатый сможет построить свою работу, зависит очень многое.

Вожатый - профессия, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в этот летний месяц.

Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое или обязан этому учиться. И учиться очень быстро.

Вожатый от слова «вожак» - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия).

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям четко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но не жестокий надзиратель, которого нужно бояться.

Успех вожатого - в умении стать своим для ребят. Он не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, он тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу.

Очень тяжело бывает в лагере вожатому, который работает в первый раз, для этого и существуют подобные пособия. Они помогут не растеряться новичку - вожатому при работе с детьми в загородном оздоровительном лагере.

 
  За годом - год, за пересменкой - смена - student2.ru

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

ЭТИКА ВОЖАТОГО

Внешний вид вожатого.

Он оценивается прежде всего по тому, соответствует ли внешний облик конкретной ситуации, в которой оказался вожатый (спортивное мероприятие, встреча родителей в родительский день, поход и т. д.). Безусловно, вожатые, не смотря на постоянную занятость, должны все же выбрать время, чтобы привести свою одежду в порядок. Никто не требует, чтобы вожатые одевались с учетом последней моды, но их одежда должна быть всегда чистой, хорошо отглаженной. Аккуратность, продуманность в одежде - это визитная карточка вожатого, особенно при первой встрече с ребятами и их родителями перед отправлением в лагерь. Но внешний облик складывается не только из одежды, но и из умения двигаться, управления собственной мимикой и пантомимикой. Дети обращают внимание на доброжелательность вожатого, приветливое выражение лица, внимание к каждому ребенку.

Культура речи вожатого.

Человек, который работает с коллективом детей, просто обязан обратить особое внимание на культуру своей речи. Вожатый должен научиться использовать грамматически правильные конструкции предложений, лексическое богатство и выразительность родного языка. Важным моментом в устной речи является отчетливое произношение слов, правильная интонация (паузы, логическое ударение), а также умение ясно и выразительно читать литературный текст. Категорически запрещается использовать нецензурные выражения и слова-паразиты, например: «ну», «понимаешь», «вот».

Следует помнить, что в общении с детьми недопустим повышенный, раздражительный тон. Криком или, наоборот, грозным молчанием трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего, перестанут воспринимать слова своего воспитателя, появится психологический барьер между ними. Наладить испорченные отношения гораздо труднее, чем сдержаться и какой-то конкретной ситуации и попробовать решить проблему мирным путем. Воспитателю всегда надо помнить, что ребёнок - это развивающаяся личность, которой нужно помогать формировать характер и обучать общечеловеческим ценностям, и новее не требовать идеального поведения и четкого выполнения всего, что говорит вожатый. Поэтому следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так поступать в дальнейшем. Разговор наедине с максимумом такта, сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное осмеяние или категоричные запреты.

Жизнедеятельности ребенка

Организационный период

Наиболее важным и ответственным периодом по охране жизни и здоровья детей, предотвращения несчастных случаев и травматизма является организационный период в лагере.

В этот период времени воспитатели, вожатые обязаны обеспечить полную организованность, порядок в отряде, уделять особое внимание организации детского коллектива, не выпускать из поля зрения ни одного ребенка, обеспечить все меры безопасности детей.

Медицинские работники обязаны результаты медицинского осмотра и рекомендации но физической нагрузке каждого ребенка довести до каждого воспитателя и вожатого.

В период акклиматизации запрещается выход и выезд отрядов и отдельных детей за территорию лагеря, долгое пребывание на солнце. На эти дни всем детям по возможности устанавливается щадящий режим. Запрещается проводить спортивные соревнования, купание, всевозможные конкурсы, которые увеличивают физическую нагрузку. Срок оргпериода в лагере устанавливается от 3 до 5 дней.

По прибытии детей к месту сбора для отправки в лагерь врач и медицинская сестра проводят осмотр кожных покровов детей, термометрию и проверяют медицинскую документацию. При выявлении признаков заболевания ребенка медицинский работник не допускает направления его в лагерь.

После распределения детей по отрядам вожатый, воспитатель (тренер-преподаватель) полностью несут ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.

При поездке в автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. В пути, в автобусе педагоги должны видеть всех ребят. Окна левой стороны должны быть закрыты. Ребята, плохо переносящие дорогу, усаживаются с правой стороны на передних сидениях.

Строго запрещается:

§ выглядывать из окон автобуса;

§ передвигаться по автобусу во время его движения;

§ портить имущество и сорить в автобусе.

При остановке машины первым выходит взрослый. Выбирать место остановки для отдыха слева от шоссе (по направлению движения) строго запрещается. При посадке в автобус педагоги должны проверить наличие детей, и только после этого можно начинать движение автобуса.

По прибытии в лагерь и распределении детей по спальным корпусам вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) знакомит их с территорией лагеря, правилами противопожарной безопасности, пользования аттракционами, требованиями по соблюдению строгой дисциплины, выполнению режима дня.

Каждый работник лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности, проявлять максимум бдительности в случае обнаружения взрывоопасных предметов или принять меры к устранению очагов травматизма, пожарной опасности. Не допускать нарушений правил техники безопасности, сангигиены и требовать от детей их выполнения; исключить посещение детьми подвалов корпусов, технических и хозяйственных служб, очистных сооружений, стройплощадок.

Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей без сопровождении взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Медицинский и воспитательский персонал обязан следить за соблюдением детьми личной гигиены, не допускать контакта здоровых детей с больными или находящимися на карантине.

Пребывание и проживание посторонних лиц на территории лагеря запрещается.

Проведение купания

Купание детей в реке, водоеме, море, бассейне проводится в присутствии начальника лагеря или старшего вожатого, вожатых отрядов и воспитателей (тренеров-преподавателей), медицинского работника, инструкторов по физкультуре и плаванию. На берегу должны находиться спасательные средства и сумка первой медицинской помощи. Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.

Вожатый или воспитатель (тренер-преподаватель) заранее выявляет детей, не умеющих плавать. Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные - купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка.

Разрешается пребывание в воде одновременно не более одной группы (10 детей). Один из вожатых (воспитателей, тренеров-преподавателей) находится у знаков ограждения в водоеме, другой наблюдает с берега за купающимися детьми. Дети во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряжения и указания взрослых, ответственных за проведение купания. Перед входом в воду и при выходе из воды вожатый (воспитатель, тренер-преподаватель) проверяет наличие детей.

Обучение детей плаванию проводится инструктором по плаванию в соответствии с организационно-методическими указаниями по физическому воспи­танию в детских лагерях.

Во время купания детей в душе, бане присутствие медработника, вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя) отряда обязательно.

Пользование плавсредствами

Прогулки на катерах (шлюпках, лодках) допускаются только с разрешения начальника лагеря в тихую безветренную погоду.

Категорически запрещается пользоваться неисправными плавсредствами, а также перегружать катера (шлюпки, лодки), вставать на сиденье, сидеть на борту, свешивать ноги за борт, доставать воду, вставать со своего места до полной остановки катера (шлюпки, лодки) у причала (помоста), берега. Причем в каждой шлюпке (лодке) должен находиться взрослый из числа работников лагеря, хорошо умеющих грести и плавать. Пересадка с кормового сиденья шлюпки (лодки) на весла разрешается только у причала или берега. Запрещается: проводить катание детей в купальных костюмах, находиться в шлюпке или катере без головного убора.

Посадка и высадка детей из шлюпки или катера происходит под непосредственным руководством старшего в шлюпке. Воспитатель и вожатый, непосредственно отвечающий за прогулку детей своего отряда, имеет право в случае плохого самочувствия детей просить прекратить прогулку, экскурсию, после чего старший шлюпки должен немедленно выполнить указанную просьбу.

И на занятиях в кружках

При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях и т.д. руководители кружков несут персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие ограждения рубильников, всех движущихся частей станков, механизмов и другого оборудования, достаточную естественную и искусственную освещаемость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Перед занятиями руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

Период разъезда

В период разъезда, как правило, чаше всего встречаются нарушения дисциплины среди детей, невыполнение ими режимных моментов и, как следствие, учащение случаев травматизма и заболеваемости. Для предупреждения этого воспитательский, медицинский и обслуживающий персонал лагеря обязаны в последние дни пребывания детей в лагере особенно внимательно следить за выполнением режимных моментов. За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое.

В день отъезда:

§ соберите белье по комнатам, пересчитайте, сдайте;

§ осмотрите комнаты, оставьте их чистыми и в порядке;

§ проверьте, все ли вещи собрали дети;

§ напомните детям правила поведения в автобусе, о том, что перед уходом с родителями необходимо предупредить вожатого;

§ рассадив детей, вожатый проверяет списочный состав, докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.

 
  За годом - год, за пересменкой - смена - student2.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы - основа будущей эффективной работы.

План - документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

§ ознакомьтесь с программой данного лагеря;

§ определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником);

§ изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста;

§ используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.);

§ изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

§ отберите средства, формы, методы, которыми владеете;

§ составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;

§ создайте творческую атмосферу в отряде;

§ учитывайте интересы детей.

План работы на каждый день, составленный накануне, корректирует­ся каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей.

Исходными данными для планирования могут служить следующие:

§ государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

§ календарь летних праздников;

§ текущие и ожидаемые события в стране и в мире, вашем городе, селе, лагере традиции оздоровительного лагеря;

§ информация о детях;

§ ожидания детей;

§ задачи оздоровительного периода;

§ модель смены.

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми.

Помните, для ребят это планирование собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее оригинальное предложение.

Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в их выборе форм отдыха, «начинать на их территории», постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность. А можно идти по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал делать то, что педагогам самим интересно, и этим увлекать детей.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом валено не перегружать план.

Требования к плану работы вожатого:

§ направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;

§ учет интересов, потребностей детей;

§ За годом - год, за пересменкой - смена - student2.ru разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

§ систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;

§ посильность и реальность планов для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам);

§ согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

Форма, структура и содержание плана

Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро - день - вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план.

В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; тематические дни, дни дежурства; и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

 
  За годом - год, за пересменкой - смена - student2.ru

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ

Очень многие из ребят приехали в лагерь впервые. И со «страной детства», где они проведут довольно большое время, ребят надо познакомить. Как?

Например, организовать обзорную экскурсию по лагерю в различных формах:

§ рассказ о достопримечательностях лагеря;

§ экскурсия с различными шуточными препятствиями;

§ составление легенд об определённых объектах;

§ экскурсия с экспресс - опросом работников лагеря;

§ организация игры-путешествия «Здравствуй, лагерь!».

Создайте несколько групп по сбору секретной информации. Каждой группе вручите пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «Центр». Объясните, что на сбор «стратегических данных» группе дается один час. Предупредите, что каждая группа действует автономно, быстро, по возможности незаметно, и та группа, которая преуспеет в разведдеятельности и соберет информацию в полном объеме и более точную, будет отмечена особыми знаками отличия.

Вопросы в пакете с грифом «Совершенно секретно» могут быть такие:

Какого цвета шторы в комнате директора лагеря?

Умеет ли плавать шеф-повар?

Сколько урн на территории лагеря?

Как зовут маму музыкального работника?

Какие въездные ворота в лагерь самые широкие?

Любимое домашнее животное заместителя директора?

При какой температуре можно купаться?

Какой размер обуви у физрука и т. д.

А когда, несколько раз обежав лагерь и познакомившись со всеми, разведчики вернутся с задания, не забудьте проверить аккуратность их донесений, похвалить за находчивость и вручить обещанные награды наиболее отличившимся.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и итоговый.

За годом - год, за пересменкой - смена - student2.ru Организационный период смены

Организационным периодом называют первые три дня пребывания детей в лагере. По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Задачи организационного периода:

§ обеспечить быстрое знакомство ребят друг с другом, с педагогами, администрацией, территорией лагеря, программой деятельности; адаптацию детей к жизни в лагере, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;

§ выявить лидеров (ребят, обладающих организаторскими способностями, оказывающих положительное влияние на других), сформировать актив, органы детского самоуправления (распределить поручения между членами отряда, определить участие каждого в выполнении общей задачи);

§ предъявить единые педагогические и организационные требования к выполнению режима и распорядка дня, самообслуживанию, личной гигиене, организации питания, дисциплине и поведению, организации совместной деятельности;

§ создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, условия для раскрытия способностей, возможности для самоутверждения; создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;

§ выявить возможности и интересы детей; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой.

В оргпериод важно:

1. Познакомить ребят друг с другом, с вожатыми
Для этого необходимо: § включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; § создать доброжелательную атмосферу; § помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; § помочь проявиться в лучших качествах; § дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; § рассказать о себе самом, показать себя в деле; § проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Как это сделать? Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонек» знакомства, совместные дела на знакомство творческие, музыкальные, конкурсные про­граммы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение ито­гов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами ит.п.
2. Познакомить детей с окружающими людьми и с самим лагерем
Для этого необходимо: § познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, § познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, § познакомить с территорией, § помочь научиться ориентироваться в лагере; §познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; § познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря. Как это сделать? Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности
Для этого необходимо. §познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; §познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют; §познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой; §познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; §договориться о нормах §поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым. Как это сделать? Оргсбор отряда, огонёк знакомств, вечер легенд, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.
4. Формирование представлений о перспективах деятельности
Для этого необходимо: § предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; § заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности; § задать ситуацию выбора деятельности; § выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Как это сделать? Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

Основной период смены

Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Задачи основного периода:

§ создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе;

§ корректировка личностных отношений;

§ создание условий для самореализации ребенка;

§ стимулирование активности, поощрение успеха;

§ координация взаимодействия детей внутри отряда;

§ обеспечение условий воспитательной эффективности деятельности временного детского коллектива;

§ систематический анализ результатов деятельности, корректировка воспитательных задач;

§ создание условий для демонстрации коллективных достижений.

Вожатым необходимо устраивать побольше мероприятий, которые будут направлены на укрепление психологического климата в отряде. Можно достаточно часто проводить соревнования в различных видах деятельности. Главное обеспечить занятость ребенка, так как самое характерное для этих дней – разобщенность, которая возникает как результат разных потребностей и интересов. Обеспечивая занятость детей, нужно предложить им занятия, способствующие их развитию и росту.

Важным аспектом работы вожатого является организация межотрядного сотрудничества. Необходимо вовлекать ребят в общелагерные мероприятия. Вожатому рекомендуется почаще при принятии решений уходить в сторону, не брать на себя всю долю ответственности как в организационный период, а предоставлять творческую свободу детям.

Итоговый период

Итоговый период - это заключительный период смены (2- 3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, и что их порадовало. Последние несколько дней смены очень грустные - оттого, что необходимо paccтаваться с новыми друзьями, летней сказкой. Заключительный период посвящается творческому отчету. В отряде организуются выставки поделок, фотогазет, отрядных газет.

В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения после кризисных дней.

Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. В этот период вас ждёт небольшая проблема - пик усталости, ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома, в постоянной деятельности и т.д. Именно в этот период вы должны быть особенно внимательны к каждому ребенку, заботясь о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтобы каждый yexaл с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз.

Для ребенка важно в этот период: чтобы труд ребенка оценили, чтобы произошло обогащение личного багажа знаний, услышать как можно больше теплых слов.

Для вожатого в этот период важно: подведение итогов смены с детьми, анализ смены с напарником, планы на будущее, оформление итогов, настрой детей на лирический, на оптимистический лад, особенный контроль над детской дисциплиной. В последние дни во­жатые вплотную заняты подготовкой к вожатскому концерту. В эти дни важно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («Вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, поэтому вожатому необходимо стремиться ограничить свободное время детей и подростков, стараясь организовывать коллективные дела с привлечением каждого ребенка.

Отрядные дела для итогового периода:гала-концерт, награждение детей по номинациям в отрядах, музыкальные вечера, КТД «Скоро лагерю скажем "Прощай!"», прогулки по любимым местам в лагере, итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?, прощальный вечер «Я оставляю вам на память...», итоговые огоньки (для отряда, для лагеря), беседа «Что вы будете делать после лагеря?», бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен адресами и прощальными письмами, написание вожатым писем-отзывов о его работе, анкетирование детей и вожатых, подготовка лагеря к следующей смене - уборка территории и помещений.

За годом - год, за пересменкой - смена - student2.ru СЕКРЕТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ

ЛАГЕРНОГО ДНЯ

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал «Подъем»; дети встают и, почти не одевшись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастических упражнений; дети возвращаются в корпус, начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводным кранами; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные протирают пыль, чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой.

И так каждый день! В итоге к началу второй недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов.

К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как избежать превращения утра в источник раздражения на весь день. Их знания держится на двух «китах»:

§ дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех утренних режимных моментов.

§ в проведении утренних режимных моментов нужно постоянно вносить разнообразие.

Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо...

... Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоятельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, установке подушки «корабликом». Эту информацию можно получить через наблюдение за детьми в «естественных условиях».

А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способами. Среди них: громко включить музыку; сымитировать крик петуха; хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести. «Вставайте, господа хорошие, вас ждут великие дела!»; организовать в коридоре джаз-рок-банду ...

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разному объявлять и объяснять.

Можно придумать комплексы: «морской», «индейский» и т.д.

Можно сопровождать упражнения стихами в модном стиле рэпа

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вымпел - дух соревнований порой стимулирует детей лучше всего.

Можно менять места проведения зарядки.

Главное - вызвать у ребят любопытство: «А что будет на зарядке сегодня?» А самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше приветливое обращение, ваше «настроенное на оптимизм биополе».

ОГОНЬКИ ПЕРИОДА КОНФЛИКТОВ

Каждый отряд в своём развитии проходит через конфликты. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный «огонёк».

Конечно же, такой «огонёк» - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы. Он нацелен на то, чтобы каждый высказал своё мнение, своё отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком «огоньке» - честный, справедливый арбитр («арбитр» - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой «огонёк» готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результат вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть построенные и продуманные педагогические ситуации, «разыгранные» в течение дня, предшествующего проблемному «огоньку». Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьёзный. Они могут либо «подогреть», либо «охладить» конфликтную ситуацию, создать наиболее «выгодный» эмоциональный настрой у ребят перед «огоньком».

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны вожатого. Важно, чтобы ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип «не навреди!!!». Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с психологом.

«Конверт откровений»

Проводится в 4-5 день смены, в начале периода конфликтов. Вожатый заранее готовит конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно - этический характер, типа:

§ Что ты больше всего ценишь в людях?

§ Какая твоя самая большая цель в жизни?

§ Какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

§ Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили?

§ На кого их известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т. д.

Ребята по очереди вытягивают вопросы и отвечают на них. Огонек позволяет раскрыть личность человека с новой стороны, выявить жизненную позицию, найти общие ценностные ориентиры.

«Здравствуй, мне очень нравится...»

Каждый из сидящих в кругу по очереди говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...», продолжая её по своему усмотрению, стараясь найти в своём товарище что-то приятное, хорошее.

«Я не понимаю …»

Каждый из сидящих в кругу по очереди говорит фразу: «Я не понимаю...», продолжая её по своему усмотрению. Таким образом, ребенок может высказать проблемы, сомнения, которые возникли за прожитые дни.

«По одежке встречают...»

Ведущий: «Каждый раз, при встрече человека, у нас создаётся о нём какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ва

Наши рекомендации