Острая сердечная недостаточность. Кардиогенный шок.
В основе этих синдромов лежит нарушение насосной функции сердца (миокардиальная недостаточность, нарушения ритма) при достаточной преднагрузке желудочков. Терапия при этих синдромах направлена на усиление сократительной функции миокарда (инотропы) и нормализацию сердечного ритма (содержание электролитов, антиаритмические средства, электрокардиостимуляция) на фоне поддержания адекватного ОЦК. коллоидно-осмотического давления и газового состава крови.
Добутамин назначают в дозе 5—20 мкг/кг/мин. Иногда доза может постепенно нарастать, доходя до 40 мкг/кг/мин. из-за прогрессивного снижения чувствительности миокарда к добутамину. Дополнительное назначение Неотона (экзогенного фосфокреатина) в дозе 0,1—0,15 г/кг в сутки в виде непрерывной инфузии позволяет повысить эффективность добутамина и снизить его дозу. При застойной сердечной недостаточности к терапии добавляют вазодилятаторы и при необходимости диуретики.
При патологических состояниях, развивающихся на фоне хронической сердечной недостаточности, в программу интенсивной терапии необходимо включать добутамин в дозах, зависящих от степени недостаточности кровообращения.
Принципиальный подход к назначению инотропных и вазоактивных средств при лечении больных с острой сердечной недостаточностью и кардиогенным шоком представлен на рисунке 4.
При кардиогенном шоке, если среднее артериальное давление ниже 65 или систолическое — ниже 90 мм рт.ст., для подъема АД вместе с добутамином назначают допамин (4—15 мкг/кг/мин) или дозу которых титруют по давлению и другим показателям гемодинамики и газообмена. Если допамин вызывает чрезмерную тахикардию и при этом не дает достаточного увеличения АД, предпочтение отдают норадреналину (от 0,02 до 2,0 мкг/кг/мин), оставляя допамин в "ренальной" дозе. Добутамин, как мы уже отмечали, в значительно большей степени увеличивает ударный объем, чем допамин, при меньшем повышении пост-нагрузки и тахикардии и. соответственно, меньшем увеличении потребления кислорода миокардом.
Рис.4. Принципиальный подход к назначению инотропных и вазоактивных средств при острой сердечной недостаточности и кардиогенном шоке.
При обострении хронической сердечной недостаточности проводят комплексную медикаментозную терапию, включающую в себя Добутрекс (5—15 мкг/кг/мин), вазодилятаторы, средства улучшающие реологию крови, её электролитный состав и метаболизм миокарда, при необходимости добавляют допамин в "ренальных" дозах и респираторную поддержку. У больных с терминальной стадией хронической сердечной недостаточности, находящихся в листе ожидания трансплантации сердца, эту терапию подбирают при полноценном гемодинамическом мониторинге с использованием катетера Сван-Ганц и рассматривают как "медикаментозный мост", позволяющий поддержать кровообращение больного и правильно оценить показания и противопоказания к замене сердца.
Правожелудочковая сердечная недостаточность
В силу морфологических и функциональных особенностей правый желудочек сердца в отличие от левого плохо приспособлен к преодолению нагрузки давлением и гораздо лучше переносит объемную нагрузку. Помимо того необходимо учитывать особенность кровоснабжения миокарда правого желудочка, заключающуюся в том, что кровоток по правой коронарной артерии осуществляется в основном в фазу систолы, а не диастолы, как в сосудистом русле левой половины сердца. Гипертензия малого круга кровообращения, которая часто сопровождает РДС и полиорганную недостаточность, приводит к развитию недостаточности правого желудочка, усугубляющей расстройства кровообращения. Наряду с уже упоминавшимися факторами, угнетающими миокард, свой вклад в развитие правожелудочковой сердечной недостаточности дает также ишемия миокарда, поскольку при артериальной гипотензии коронарная перфузия правого желудочка страдает. Тяжелая недостаточность правого желудочка развивается при его инфаркте.
Если диагностированная ПЖ сердечная недостаточность обусловлена ишемией миокарда, назначение вазопрессоров нередко может значительно улучшить гемодинамическую картину и состояние больного. Норадреналин вводят внутривенно в дозе 0.02—0.5 мкг/кг/мин при тщательном мониторинге гемодинамики. Особое внимание при этом обращают на систолическое давление, повышение которого способствует улучшению кровоснабжения миокарда правого желудочка. Иногда дозу приходится увеличивать до 2,0 мкг/кг/мин. Однако, если АД удается поддерживать лишь с применением столь высоких доз норадреналина, спасти больного только медикаментозными средствами вряд ли удастся и необходимо поставить вопрос о механической поддержке кровообращения.
Добутамин при этом назначают в дозах, обеспечивающих увеличение сердечного выброса и снижение постнагрузки правого желудочка — 5—15 мкг/кг/мин. Допамин используют как средство поддержания перфузии почек под контролем диуреза в "ренальных" дозах.
Благоприятный эффект при тяжелой острой правожелудочковой сердечной недостаточности оказывают назначаемые вместе с катехоламинами такие мощные дилятаторы сосудов малого круга кровообращения. как простагландин Е1 и, особенно, окись азота (NO), которую вводят ингаляционно (Э.М. Николаенко и соавт. 1995).
Септический шок
Септический шок, как мы уже отмечали, представляет собой тяжелое нарушение распределения сердечного выброса со снижением артериального давления и периферического сопротивления сосудов. Ведущими факторами нарушения гемодинамики и доставки кислорода к тканям являются расстройства микроциркуляции и транспорта О2 из крови капилляров к местам его использования в клетках, дисфункция миокарда и гиповолемия. Сохраняющаяся гиповолемия и сердечная недостаточность не дают возможности улучшить периферическое кровообращение и уменьшить тканевую гипоксемию, что приводит к полиорганной недостаточности, включая респираторный дистресс-синдром. Кроме того, при нарушениях микроциркуляции затрудняется отдача тепла организмом, что усугубляет гипертермию, и остается ненормальным распределение вводимых медикаментозных средств, включая антибиотики.
Терапевтическая стратегия при септическом шоке (см. Алгоритм) сводится к увеличению доставки кислорода к тканям в такой степени. чтобы потребление его достигло максимума. Основой этой терапии являетсядостаточный объем переливаемой внутривенно жидкости— коллоидных и кристаллоидных плазмозаменителей и, при низком гематокрите, эритроцитарной массы. Безусловно, чрезмерное увеличение давления в малом круге кровообращения при больших объемах инфузий создает опасность прогрессирования интерстициального отека легких и ухудшения легочного газообмена, поэтому терапию необходимо проводить при тщательном мониторинге по строгому протоколу, ориентированному на увеличение ТО2 (Алгоритм ТО2), на фоне оптимизированной респираторной поддержки.
Наряду с активной инфузионно-трансфузионной терапией назначаютинотропные средства даже при скрытой сердечной недостаточности, когда сердечный выброс остается нормальным или даже повышенным.
При раннем назначении добутамина в дозе 5—8 мкг/кг/мин (если нет показаний к большей дозе) и достаточном объеме переливаемой жидкости наблюдается значительное увеличение сердечного выброса. транспорта О2 и потребления кислорода без существенного изменения давления. Наблюдающееся иногда снижение среднего АД при введении добутамина свидетельствует скорее всего о гиповолемии. Исходя из основной стратегической цели при интенсивной терапии больных с септическим шоком, дозу добутамина (до 15, редко — до 40 мкг/кг/мин) подбирают, стремясь увеличить ТО2 до такой степени, чтобы потребление кислорода достигло максимума и перестало увеличиваться по мере увеличения сердечного выброса.
Hankeln и соавт. (1987) убедительно показали, что вероятность выживания значительно выше у тех больных с РДС и шоком, у которых сердечный индекс был больше 4,9 л/мин/м2 ТО2 > 740 мл/мин/м2, а потребление О2 > 182 мл/мин/м2 При развитии септического шока у кардиохирургических больных с сердечной недостаточностью сердце. как наиболее слабое звено в системе транспорта кислорода, не может самостоятельно увеличить сердечный выброс настолько, чтобы обеспечить доставку О2, адекватную возросшим метаболическим потребностям организма. По-видимому, поэтому мы не наблюдаем у них отчетливой фазы "горячего шока". Выживают лишь те из этих больных. у кого удается с помощью комбинированной инотропной поддержки увеличить ТО2 настолько, что потребление кислорода достигает максимума, а соотношение VО2/TO2, выходит на плато (Nicolayenko, 1994).
Если АД остается низким, назначаютвазопрессоры,которые необходимы для обеспечения достаточного перфузионного давления в жизненно важных органах. Обычно стремятся повысить систолическое АД до 90—100 мм рт.ст. или среднее АД — до 75—80 мм рт.ст. Наиболее подходящим для этой цели является допамин с его a- иb-миметическим действием; однако чрезмерная тахикардия заставляет иногда переходить на введение более сильного вазоконстриктора норадреналина. Некоторое время тому назад многие клиницисты категорически отвергали использование вазопрессоров при шоке. поскольку они могут усугубить нарушения микроциркуляции. Однако после ряда углубленных исследований (Desjars et.аl. 1987. 1989; Hesselvik a. Brodin. 1989; Martin et.al. 1990) это отношение к прессорным аминам изменилось. Действительно, у больных с септическим шоком норадреналин в комбинации с добутамином способствует восстановлению сосудистого тонуса и ауторегуляции периферического кровообращения и улучшению обеспечения тканей кислородом. К тому же тахикардия и аритмия при назначении норадреналина менее существенны, чем при использовании допамина. а почки, как оказалось, не только не страдают при этом от ишемии, по и, наоборот, улучшают свою функцию. При введении норадреналина в дозе 0.5 мкг/кг/мин Hesselvik и Brodin (1989) обнаружили повышение среднего АД с 50 до 69 мм рт.ст. и существенное увеличение диуреза.
Тем не менее при использовании мощных вазопрессоров необходимо иметь в виду, что сокращение емкости сосудистого русла и повышение ЦВД и давления в легочных капиллярах могут маскировать сохраняющуюся гиповолемию и приводить к ошибочному решению об ограничении объема вводимой жидкости. Этой ошибки можно избежать, если в определении объемы инфузионной терапии руководствоваться не только и не столько показателями давления, сколько показателями ТО2 и VO2, и придерживаться представленной выше терапевтической стратегии с использованием инотропной поддержки добутамином. который снижает преднагрузку левого желудочка и позволяет увеличить объем инфузий и, в конечном счете, улучшить оксигенацию тканей.