Последовательность упражнений

Упражнения начинаются с того, что, начиная произносить сокращенные и сжатые формулы, слушатель обращает свой взгляд внутрь себя и вверх, как это практиковалось в старых методиках погружения.

Близоруким при этом следует соблюдать осторожность. Им рекомендуется смотреть на кончик своего носа. Как только возникают неприятные ощущения, от этого вспомогательного метода следует отказаться.

Формула упражнений на всех семи (или восьми) занятиях, продолжающихся по два часа, одинакова:

„Спокойствие – тяжесть – тепло (я спокоен, расслаблен, мне тепло). Сердце и дыхание совершенно спокойны и равномерны. По телу разливается тепло. Лоб приятно прохладный. Мышцы лица расслаблены. Спокойствие углубляется. Перед моим внутренним взором разворачивается картина… Спокойствие все глубже и глубже. Краски и образы становятся четче – краски и образы совершенно ясные".

Снятие происходит всегда одним и тем же образом:

„Краски и образы постепенно отодвигаются – краски и образы становятся менее четкими – краски и образы совершенно исчезают".

Я снимаю:

„Выпрямиться – потянуться – вытянуть все конечности – громко зевнуть".

При таком снятии, которое применяется в медитативной форме психогигиенической тренировки, за многие годы не было случая, чтобы после медитации зрительные образы оставались дольше, чем на 1-3 минуты. Разумеется можно использовать и старую, более длинную формулу снятия из аутотренинга: „Я считаю до шести. При счете „шесть” я буду свободен, свеж и здоров – Один: мои ноги легкие – Два: мои руки легкие – Три и четыре: сердце и дыхание совершенно нормальные – Пять: лоб имеет нормальную температуру – Шесть: руки напряжены, глубоко вздохнуть, открыть глаза”. В целом тренировка продолжается от 10 до максимум 20 минут. Снятие проводится немедленно при появлении неприятных ощущений. На наших курсах ни у кого не возникало желания тренироваться дольше 15 минут, но лежа это время часто превышается. Так, например, Шульц рассказывал о своем пребывании в состоянии погружения на протяжении 30-60 минут.

Первый час занятий мы начинаем с очень известного упражнения, предложенного К.Хаппихом, которое играет важную роль и в символической драме под названием „ка-татимное переживание образов”. В этой методике психиатр из Геттингена Х.Лёйнер предлагает представить себе зеленый луг, обращая при этом внимание на погоду, время года, животных и людей и, прежде всего, на ограждения. Слушателей просят пройти от луга к ручью, искупаться в нем и затем следовать по течению до самого источника.

Приведем два примера. 16-летняя девушка рассказала: „Луг был полностью огорожен колючей проволокой”. Ей посоветовали в следующий раз попытаться найти проход, но на этот раз она увидела, что луг был огорожен высоким дощатым забором. На третьей тренировке она смогла, наконец, найти маленькую калитку и добраться до ручья. В конце курса ей представлялся уже ничем не огороженный луг, и она чувствовала себя „свободной и раскрепощенной”.

17-летний школьник писал: „Луг оказался сплошным болотом… я бросился в ручей, не раздеваясь… источник оказался настоящей клоакой”. Как можно понять из этих образов, он не хотел обнажаться, то есть в переносном смысле раскрывать свою душу, и после этой тренировки больше не появлялся.

Уже из этих двух примеров даже непосвященному становится ясным символический характер всего того, что можно увидеть и пережить во время медитации. Образная медитация является хорошо зарекомендовавшим себя методом относительно быстрого оказания помощи при психических расстройствах.

В качестве следующего задания предлагается отыскать свой любимый цвет. Он не обязательно должен быть идентичен с тем цветом, который вам больше всего нравится в реальной жизни.

Второе занятие начинается опять с упражнения из области символической драмы. При этом может быть, например, поставлено задание исследовать пустой дом от подвала до чердака. Вот, например, переживания студента, проходившего в то время службу в бундесвере: „В доме я нашел сейф, разрезал его автогеном и увидел внутри множество маленьких золотых фигурок. Я вытащил их, засунул в карман, вышел из дома и взорвал его". Такие упражнения достаточно несложны, участники очень быстро обучаются толковать символическое содержание своих образов.

В качестве следующего упражнения слушателям предлагается как можно рельефнее и объемнее представить себе конкретные предметы: цветы, фрукты, горящую свечу, якорь, людей или пейзаж. Иногда при этом рекомендуется ждать до тех пор, пока на экране закрытых век появится „что-то”. На третьем занятии мы переходим к рассмотрению абстрактных понятий. К. Томас попытался систематизировать упражнения высшей ступени. Он различает упражнения, в которых слушатели образно представляют такие понятия, как мир, покой и тишина; упражнения на представление сущностных ценностей типа свободы, гармонии, силы, здоровья, жизни, радости и т.д.; упражнения на представление духовных ценностей – счастья, справедливости, доброты, красоты и т.д. и, наконец, упражнения на представление религиозных ценностей – любви, веры, милости и др. Религиозные образы обычно очень часто встречаются у глубоко верующих людей, но нередки они и у атеистов.

Четвертое занятие имеет целью формирование характера и личности. При этом под характером понимаются скорее статичные представления, а под личностью динамичные. Уже при освоении упражнений низшей ступени могут оказать помощь правильно подобранные формулы: „Я спокоен и расслаблен. Я уважаю себя и других” – „Пусть другие делают, что хотят, я руководствуюсь совестью” – „Обязанность – это радость” – „Я пробьюсь” – „Я принимаю решения быстро” и т. д.

Многим помогла формула: „Я смел, свободен и весел. Я спокоен и расслаблен. Так держать”.

Формула „я уважаю других” может при психических расстройствах иногда вызывать неприятные реакции. В этом случае ее приходится изменять на „Я не забываю о ближних” или „Я такой же, как ты”. Может быть использовано и библейское „Возлюби ближнего своего, как самого себя” или, в вольном переводе: „Я с уважением отношусь к другим, они такие же, как я”.

Однако на высшей ступени эти образы необходимо „увидеть”. В упражнениях, направленных на углубленное самопознание, которые проводятся на четвертом занятии, нужно представить себе образы, показывающие, „кто я такой”, „как я должен измениться". Перефразируя девиз „Познай самого себя”, можно назвать это упражнение: „Я познаю самого себя” или „Кто я?”

В качестве ответа на указанный вопрос можно увидеть образы, представляющие символических животных, людей или предметы. Один начальник отдела кадров увидел крадущуюся кошку, школьник – своего знаменитого деда, домохозяйка и школьница независимо друг от друга – раковину, в которой была большая жемчужина.

Очень важно при выполнении всех упражнений, чтобы из увиденного делались выводы. Без выводов, без последующих действий любая медитация в аутотренинге остается искусством ради искусства.

В ходе других упражнений четвертого занятия, посвященных самоутверждению, можно увидеть образы, показывающие, „как я охватываю мир в самом себе”, „как мне стать таким или иным”, „кем мне надо быть”, „кем мне надо стать” и т. д.

На пятом занятии слушателям предлагается „путешествие на дно моря”. Ввиду грозящих на этом пути опасностей, слушателям говорится, что в правой руке у них волшебная палочка, которая отводит любую опасность, превращает любых чудовищ и устраняет любые преграды. Также с помощью палочки слушатели могут добывать свет, освещающий любую тьму. При необходимости они могут также воспользоваться водолазными костюмами или миниатюрными подводными лодками. Таким образом, они настолько хорошо подготовлены к путешествию вглубь моря, что могут ничего не бояться на этом пути.

Из многих положительных впечатлений в ходе этого упражнения следовало бы прежде всего упомянуть о выходе агрессивности. Многие участники с успехом участвуют в подводных битвах, обращают в бегство гигантских спрутов, распарывают брюхо нападающим на них акулам и даже топят корабли. У некоторых эта агрессивность, в том числе и направленная на самих себя, находит более мирный выход. Они собирают под водой водоросли или кораллы.

„Путь на вершину горы” на шестом занятии, так же как и морское путешествие, направлен по вертикали, что обычно легче всего реализовать. В качестве дополнительного задания выступает исследование пещеры, перед которой сидит старый отшельник. После того, как одного почтальона при входе в пещеру атаковала свора собак, я порекомендовал ему захватить с собой волшебную палочку. Ему удалось добраться до вершины.

Беседа со старым мудрецом часто оказывает исключительно благотворное влияние, особенно на молодых людей. Одна 15-летняя девушка перед принятием всех своих личных решений советовалась с отшельником, который представлялся ей воплощением собственной совести. „Он единственный, с кем я могу поговорить откровенно", – рассказывала она. 17-летний ученик, принявший участие в занятиях из-за психических особенностей своего характера, описывал вершину горы как „темную липкую массу, из которой вырастал желтый конус, а на вершине его стоял крест”. Последнее занятие мы посвящаем фрустрациям, напряженным состояниям, являющимся истинными причинами расстройств, на которые жалуются слушатели. При этом возникают, например, следующие зрительные образы: „Перед моим внутренним взором разворачивается картина, показывающая мне причины моих страхов (разочарований и т. д.)”. Далее можно воскресить в памяти ситуации из прошлого, например, родительский дом, или представить себе начало своей болезни, ее первое проявление, или понаблюдать за извержением вулкана, или увидеть себя в зеркале, или вступить в беседу со „Сверх-Я”, то есть провести внутренний диалог со старым мудрым человеком. Именно это последнее упражнение мы проводим дважды, чтобы участники как следует освоили его и при необходимости могли обратиться к данному методу.

Тот, кто хочет разглядеть сам себя, познать свои положительные и отрицательные стороны, вряд ли сможет сделать это каким-либо более эффективным способом, чем методика высшей ступени аутотренинга, затрагивающая глубины психологии. Это действительно „чистая форма глубинного психологического познания человека в его отношении к другим и к себе самому”, по словам гамбургского врача Х.Хенгстмана. С ним нельзя не согласиться, так как далее он пишет: „Заблуждения аутотренинга таятся не в том, что он говорит, а в том, о чем он умалчивает. Его возможности значительно шире, чем мы предполагаем”.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Заболеваемость вряд ли снизится, если мы не будем проводить в жизнь действенные меры по воспитанию здорового образа жизни. Так называемые болезни цивилизации будут существовать и в будущем. Как мы увидели, аутотренинг может оказывать здесь разнообразную помощь. Он может поправить пошатнувшееся здоровье или восполнить его нехватку. Он может, прежде всего, привести человека к пониманию самого себя и, таким образом, дать ему ключ для облегчения общения с другими людьми. И что еще важно: он может модернизировать „устаревшего” человека и позволить ему легче приспособиться к техническим достижениям современности.

РОДСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

Жизнь, как и наука, развивается непрерывно. Новые идеи всегда основываются на мыслях других людей. Однако это не умаляет заслуг исследователей. Шульц никогда не скрывал, что аутотренинг ведет свое начало от гипноза. Он также никогда не отрицал, что на него оказали влияние исследования О.Фогта. Здесь не представляется возможным отметить точки соприкосновения аутотренинга со всеми родственными методиками, основанными на внушении и разрядке. Ограничимся самыми известными из них.

КУЭИЗМ

Люди старшего поколения еще хорошо помнят систему французского аптекаря Эмиля Куэ (1857-1926). Она относится к „пассивным методам самовнушения и разрядки”, которые ранее играли очень большую роль. Значение метода Куэ основано на том, что он в очередной раз обратил внимание на важность самовнушения для здоровья. Он добился, вне всякого сомнения, больших успехов, оказывая влияние на пациентов своей сильной личностью и формулами, которые они повторяли про себя перед засыпанием, а также в других ситуациях, так же как и в аутотренинге. Его фразы: „День за днём и во всём мне становится все лучше и лучше” или “Все пройдет, все пройдет” – обошли весь мир.

Как и все „массовые целители", он не обращал внимания на характер болезни. В этом заключался большой недостаток, от которого я уже предостерегал: начинающиеся тяжелые болезни могут таким путем оставаться нераспознанными в течение длительного времени, а благоприятное время для операции может быть упущено.

Куэ постоянно подчеркивал старую известную истину: „Не учитесь лечить себя. Вы это уже умеете. Я никогда никого не вылечил. Эта возможность заложена в вас самих. Призовите на помощь свой дух, поставьте его на службу вашего телесного и душевного здоровья, и он излечит вас. Вы будете сильны и счастливы”. Тот, кто верит в себя, содержит в себе „инструмент выздоровления”, утверждал он. Хотя все эти мысли и не новы, его заслуга заключается в том, что он убеждал людей самих заботиться о своем здоровье. Такой импульс, направленный на воспитание здорового образа жизни, не исходил ни от одного из его многочисленных критиков.

Врач Э.Йолович попытался избежать упущений Куэ. Он считал, что сначала необходимо поставить диагноз и лишь затем лечить болезнь с помощью формул цели, которые по содержанию очень напоминают формулы аутотренинга.

ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Имеется множество коллективных, а еще больше индивидуальных методов пассивного самовнушения и релаксации, но они не представляют для нас особого интереса. Среди активных же упражнений аутотренинг в немецкоязычных странах играет ведущую роль. В английском языковом пространстве известен метод „прогрессивной релаксации" профессора Эдмунда Джекобсена из Чикаго. Под прогрессивной релаксацией понимается распространяющееся по телу расслабление мышц.

Целью метода релаксации Джекобсена является освоение систематического расслабления, вследствие которого происходит гармонизация вегетативной нервной системы. Важным показанием для этого метода являются нарушения сна. Релаксация происходит в шесть этапов, начиная с рук, за которыми следуют ноги, дыхание, лоб, глаза и, наконец, мышцы органов речи. Благодаря этой релаксации, исчезают многие симптомы и болезни, так как психические расстройства зачастую сопровождаются повышенным

напряжением мышц. Однако и отдельные упражнения метода прогрессивной релаксации подобно изометрическим упражнениям в рамках аутотренинга могут применяться для быстрейшей реализации ощущения тяжести, как уже упоминалось. Чтобы почувствовать тяжесть при расслаблении мышц, имеется испытанный метод, при котором предплечья на 4-5 секунд прижимаются к бедрам, а затем сразу же ощущается реактивное расслабление мышц.

ТРЕНИРОВКА ПСИХОГИГИЕНЫ

Некоторым слушателям занятий по аутотренингу с трудом даются упражнения на расслабление. Для этой группы лиц я в начале семидесятых годов разработал метод, позволяющий эффективнее и легче осваивать аутогенную тренировку. Давайте вспомним: аутотренинг – это главным образом метод самовнушения. Психогигиена также основана на самовнушении, но здесь расслабление усиливается благодаря специальной методике психогигиенического дыхания, а также благодаря более интенсивному обращению к собственному телу, которое в похожей форме практикуется в нидра-йоге. В отличие от аутотренинга, психогигиеническое дыхание является единственным методом расслабления, который может незаметно и в то же время с успехом применяться непосредственно в ходе воздействия стресса, например, на экзамене, на сложных переговорах или на конференции. Точно также психогигиеническое упражнение на ощущение тела может делаться изолированно, в частности при нарушениях сна. Можно рассматривать психогигиеническую тренировку как модернизированный аутотренинг. Многие рекомендации психогигиены могут с большим успехом использоваться и в аутогенной тренировке.

Я выбрал название „психогигиеническая тренировка” потому, что долгие годы читал в Боннском университете лекции по данной теме. При этом в центре рассмотрения было, с одной стороны, учение о психическом здоровье, а с другой – умение самостоятельно расслабляться, которое и получило впоследствии название „психогигиена”. Во всех релаксационных методиках цель одинакова: расслабление. Но пути к этой цели различны. Одному больше подходит аутотренинг, другому психогигиена. Люди, склонные к свободному образу жизни, лучше чувствуют себя в рамках психогигиенической тренировки. Тем же, кому требуется наглядность и уверенность, больше нравится строгая методика аутотренинга. Однако все это общие советы, так как окончательный выбор метода релаксации зависит в большей степени от конкретной личности, чем от руководителя курсов.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

О том, что благодаря релаксационным гимнастическим упражнениям можно „стать другим человеком”, известно не только инструкторам лечебной физкультуры. „Закрепощенный человек изолирован”, – с полным правом говорил один инструктор лечебной физкультуры при любой возможности. Лечебная гимнастика поддерживает способность поддерживать контакт с другими людьми. Физическое раскрепощение становится духовным.

Расслабление мышц сказывается, как нам уже известно, на всем организме. Человек становится другим. Раскрепощаются не только мышцы, но и весь организм. Оказание влияния на какую-то конкретную часть тела невозможно. Поэтому на своих курсах я постоянно рекомендую дополнительно к аутотренингу посещать занятия лечебной физкультуры. Сегодня почти нет таких групп физкультуры, где не применялись бы упражнения йоги на расслабление.

ЙОГА

У аутотренинга намного больше общего с йогой, чем просто релаксация. Что такое йога? Санскритское слово „йога" имеет общее происхождение с нашим словом „иго”, оно означает груз, тяжесть. Все, что давит на человека, лишает его свободы – влечения, страсти, невротические представления, – должно устраняться с помощью йоги. Йога развилась из индийской философии и, не в последнюю очередь из вед. Веда означает знание. Учения вед были первым индийскими литературными памятниками.

Йога представляет собой индийское духовное направление. Она нацелена на то, чтобы с помощью определенных поз тела и внутренней концентрации добиться более высокого состояния сознания и избавить йога от влияния окружающего мира. Индийский специалист А. К. Бхакти-веданта Свами пишет по этому поводу: „Йога – это связующее звено между душой и сверхдушой, между высшим и крохотным существом”. Далее у него говорится: „Существуют различные виды йоги. Йога означает систему, а йог – это человек, придерживающийся этой системы. Окончательная цель йоги состоит в познании Кришны”.

В текстах йоги можно найти упоминание о ее различных ступенях – „анга”. Последняя ступень – это погружение, „самадхи”, в котором человек объединяется с объектом своих мыслей, своей концентрации и медитации. Этой стадии достигают лишь немногие. Аутотренинг также может служить путем к ней. Я достиг этой последней ступени, когда в конце своего плавания через океан вследствие постоянной аутогенной тренировки, а также, возможно, из-за большой потери веса и сильного шторма оказался в состоянии, в котором не мог больше ничего слышать и видеть, не чувствовал боли, полностью лишился собственного „Я” и не помнил даже своего имени. Я был в состоянии нирваны, как она именуется в буддизме, я стал единым целым с океаном.

ДЗЭН

В японской школе дзэн эта высшая цель медитации называется „сатори”. Это просветление, „достижение нового угла зрения”. Последователь дзэн умеет концентрироваться, как никто другой. Часами, днями, целыми неделями

он сосредоточивается ни на чем. В дзэн концентрация и покой являются очень интенсивным занятием и достижением. Это та самая знаменитая „тишина, которая пронзает любой шум”.

Однако вот уже многие годы японские спортсмены готовятся к соревнованиям, в том числе и к Олимпийским играм, чаще всего с помощью аутотренинга. Что интересно, индийские психиатры, как правило, тоже пользуются аутотренингом, а не йогой, как утверждают знатоки индийской жизни.

Многие методы имеют общие черты с низшей и высшей ступенями аутотренинга. „Вопросы, обращенные к подсознанию”, можно задавать и на низшей, и на высшей ступени. Они известны из психологии религии. Те, кто имел опыт постановки подобных вопросов, часто соглашается с ответами, полученными из подсознания, словно они снизошли из высшего мира. В книге „Психология религиозной мистики” Джеймс X. Лейба пишет: „Лишь когда человеческая воля перестанет стремиться куда-то и подчинится божественной воле, Бог сможет послать весть”.

Позволю себе еще раз напомнить, что во время плавания на лодке через океан я на протяжении многих недель задавал своему подсознанию вопросы: „Доплыву ли я?”, „Оправдано ли это плавание?” Ответом мне было „космическое” чувство безопасности. Это, видимо, сможет понять лишь тот, кто пережил нечто подобное. Я „знал”, что доберусь до противоположного берега живым. Поэтому считаю целесообразным указывать слушателям курсов на возможность сознательного установления контакта с подсознанием в случае возникновения тяжелых жизненных проблем. Многие слушатели подтверждали, что им помогал такой способ заглядывания внутрь себя.

Точно так же, как йогой или дзэн надо заниматься всю жизнь, аутогенные тренировки должны проводиться на протяжении всей жизни. Они служат совершенствованию каждого отдельного человека, а тем самым и всего общества.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

Наши рекомендации