Аутотренинг против факторов риска

Поскольку от инфракта в США ежегодно умирает около 600000, а в Германии почти 100000 человек, необходимо еще раз остановиться на факторах риска, на которые можно воздействовать методом аутогенной тренировки. В первую очередь, следует назвать высокое давление крови.

Гипертония – очень распространенная болезнь. В крупных городах, по данным исследований, проводившихся в 1970-1992 годах, от нее страдает около трети всего взрослого населения. Существует мнение, что гипертония – главная причина каждой четвертой смерти. Гипертония ведет к атеросклерозу, инфаркту и инсульту. Если своевременно не заняться ее лечением, ожидаемая продолжительность жизни существенно снижается.

Если высокое давление не имеет явных органических причин, то в этом случае говорят о так называемой эссенциальной гипертонии. Полагают, что она основывается на общем сужении мелких кровеносных сосудов. Однако трудно определить, что заставляет сосуды сокращаться. В этом играют роль многие внешние и психические условия. Результаты различных исследований показывают, что больные гипертонией реагируют на физические раздражители и психические нагрузки дальнейшим ростом давления.

Умерший несколько лет назад психоаналитик Франц Александер характеризовал этих пациентов как чрезмерно уступчивых и вежливых людей. Такая раболепная позиция является признаком защиты от хронически подавляемой ярости, которая зачастую наблюдается у них. Она же имеет следствием чувство неполноценности, которое усиливает агрессивные побуждения. Если такие люди вынуждены постоянно подавлять свои агрессивные наклонности и не используют „каких-либо невротических симптомов для нейтрализации этих импульсов”, может развиться гипертония, констатирует Александер.

С помощью приобретающего все большую значимость метода биологической обратной связи, в котором регистрируются непроизвольные функции организма, удается добиться того, что животные и люди получают возможность произвольно управлять работой того или иного органа, что обычно невозможно. Таким путем в серии экспериментов студенты повышали и понижали у себя давление крови. Однако в настоящее время этот метод еще очень дорог, чтобы в широких масштабах найти применение в лечении, в том числе, и других психосоматических болезней.

Намного легче и естественнее для больных гипертонией побольше двигаться каждый день на свежем воздухе, чтобы понизить давление. Можно порекомендовать и бессолевую диету (проконсультироваться с врачом), но прежде всего достаточное количество свежих фруктов и овощей. Однако многие пациенты ленятся предпринимать что-либо для собственного здоровья.

Аутотренинг может сыграть важную роль в лечении гипертонии. Это показали уже первые опыты, проведенные Шульцем. У многих занимающихся аутогенной тренировкой давление быстро снижается. Достаточно ли этого, чтобы обходиться без медикаментов, будет решать лечащий врач.

«В начале заболевания аутотренинг может использоваться с большой надеждой на успех. По мере того, как болезнь становится хронической (это относится и к другим болезням) шансы на успех уменьшаются. Формулы цели должны основываться на основных упражнениях:

„Я совершенно спокоен и свободен.

Голова свежая и легкая, лоб приятно прохладный".

Несмотря на большое количество инсультов, являющихся следствием гипертонии, в индустриально развитых странах (в одной только Германии ежегодно отмечается около 120000 случаев) вряд ли можно говорить о каких-то специфических мерах профилактики. Чаще всего действовать приходится, когда инсульт уже случился. Высшая цель при этом заключается в том, чтобы не допустить рецидива и компенсировать возникший ущерб здоровью. Тем, кто уже пережил инфаркт или инсульт, можно посоветовать вступить в одну из групп самопомощи. При большой нагрузке необходимо уже в молодые годы изыскивать меры противодействия атеросклерозу и гипертонии.

Избыточный вес в половине случаев ведет к гипертонии. Поэтому он имеет особое значение среди факторов риска. Кроме того, излишний вес, разумеется, создает дополнительную нагрузку на больное сердце.

Важным фактором риска является неумеренное курение. Зачастую оно представляет собой также симптом нестабильной психики, особенно у молодых людей. Лишь очень небольшое количество людей, перенесших инфаркт, никогда в жизни не курили. Стремление к успеху и курение со временем могут убить любого.

При определенных условиях фактором риска может стать и алкоголь. Главный врач курортной клиники в Бад-Верисхофене В.Тайхман указывает, что даже после инфаркта 56,4 процента из 729 опрошенных пациентов выпивали ежедневно свою дневную норму – два литра пива. Правда, за пределами Баварии эти цифры значительно ниже.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ИНФАРКТА

В современных больших санаториях для перенесших инфаркт аутотренинг играет большую роль в рамках их реабилитации. Однако даже сегодня случается, что занятия проходят под магнитофонную пленку, которая не может заменить настоящей тренировки. В результате у пациентов наступает скорее разочарование, чем мотивация. Лучше было бы привлекать опытных тренеров со стороны, чтобы во всяком случае побудить пациентов посещать такие или аналогичные курсы и позднее по месту жительства. Не могу умолчать о том, что глубинное расслабление по методу йоги и тренировка психогигиены (см. ниже) часто оказывают более эффективное воздействие, чем аутотренинг.

Реабилитацию после инфаркта без методов расслабления, без аутотренинга как наиболее часто используемой методики вряд ли можно себе представить. Ведь пациенту приходится постоянно думать о своей ситуации, болезни и физическом состоянии. Ему ни в коем случае нельзя жить так же, как прежде, он должен научиться изменить свое мышление, подчиненное стремлению к успеху, отказаться от своих жизненных целей. С помощью аутотренинга это становится возможным. Однако дело не ограничивается только коррекцией психических несоответствий. Из результатов исследований, проводившихся во многих странах мира, прежде всего, в США нам известно, что несложной и полезной профилактической мерой против рецидива инфаркта является ограничение потребления животных жиров и их замена маргарином и растительным маслом.

Не менее важны ограничение питательного рациона и разумная физическая нагрузка. Наряду со многими другими больными президенты Эйзенхауэр и Джонсон доказали, что даже после инфаркта можно в течение десятков лет выполнять ответственную работу и вести активную жизнь.

Изучая пациентов санатория в Бад-Тельце, врач Лизе-лотта фон Фребер установила, что половина из них видели в работе самый важный фактор своей болезни. Если такие пациенты снова возвращались на свое рабочее место и сталкивались с прежними условиями, то вряд ли можно было рассчитывать на стойкое улучшение состояния, если только они не изменили сами себя с помощью аутотренинга. Уже неоднократно цитировавшиеся формулы успокоения особенно рекомендуются для перенесших инфаркт:

„Везде и всегда только спокойствие".

„Я совершенно спокоен и свободен".

„Я уважаю себя и других (коллег по работе)".

“НЕРВНОЕ” СЕРДЦЕ

В наших краях считается чуть ли не постыдным „нервничать" или иметь “нервное” или “чувствительное” сердце. Медики говорят в этом случае о функциональных сердечных расстройствах. Сердечные клапаны и мышцы в порядке, электрокардиограмма ничего особенного не показывает, но пациент жалуется на здоровье. Ни один уважающий себя врач не оставит подобные жалобы без внимания, но ему трудно объяснить пациенту, что это болезнь не сердца, а самого человека, его мировоззрения, его жизни. Пациент относится к людям, принимающим все близко к сердцу.

У многих людей, имеющих по работе дело с большой Психической нагрузкой, возникают временные “нервные” расстройства сердечной деятельности. Такие симптомы могут быстро пройти, особенно если отсутствует соответствующий источник нагрузки. Но если сердце „нервное", то жалобы становятся постоянными. Иногда от них можно избавиться с помощью регулярных занятий спортом, порой помогает и курс похудания, но, как правило, должно быть проведено психотерапевтическое лечение. Некоторым удается избавиться от недуга, взглянув на себя со стороны. Они разговаривают сами с собой, с юмором, словно с маленьким ребенком. Этим можно заниматься постоянно в качестве дополняющей терапии при органических заболеваниях нервного характера. Как же можно изменить себя или других, если не посредством юмора?

В качестве первопричинных факторов часто выступают осложнения в семье и на работе, нерешенные жизненные проблемы, всевозможные волнения и, прежде всего, страхи. Таким пациентам аутотренинг помогает на удивление хорошо. Один 51-летний журналист написал мне спустя два месяца после окончания курса: „Сердечная аритмия у меня прошла уже в последние две недели учебы. Теперь полностью исчезли и экстрасистолы, которые врачи находили у меня в течение почти двух лет".

Нарушения сердечного ритма с экстрасистолами часто служат признаком вегетативной слабости. Движение и аутотренинг, как правило, быстро ликвидируют этот симптом. Если в основе недуга лежат страхи, можно использовать следующие формулы цели:

„Я живу настоящим".

„Я спокоен и весел и останусь таким".

„Я совершенно спокоен и защищен".

„Я смел и свободен",

„Я верю в свою добрую судьбу".

При всех функциональных расстройствах может порой помочь формула безразличия:

„Сердце мне совершенно безразлично".

АСТМА – „КРИК В ПОИСКАХ МАТЕРИ”

За множеством факторов, которые могут вызвать приступ астмы (холод, вредные вещества в воздухе, физические нагрузки, инфекции, эмоции и т.п.), кроется, как правило, воспоминание о сочетании психодинамических событий из детства. Аллергические факторы также могут служить первопричиной астмы, но при определенных обстоятельствах под влиянием метода расслабления они теряют свою действенность. Цель аутотренинга заключается в такой стабилизации психического состояния, чтобы эмоциональные и другие факторы не были в состоянии вызвать приступ. Многие участники курсов таким путем преодолели самих себя, а следовательно и свою астму. Правда, есть много астматиков, которые не могут себя изменить, что в конечном итоге означает, что их мотивация недостаточно глубока или они не в силах ликвидировать свою блокировку. Лежащие в основе астмы психические факторы были проанализированы чикагским ученым Ф. Александером.

Основная проблема, по его словам, заключается „в конфликте вокруг не разорванной эксцессивной связи с матерью”. По данным его исследований, не существует характерного портрета личности для страдающих астмой. Однако в качестве постоянной движущей силы прослеживается зачастую вытесненная из сознания слишком тесная связь с матерью, желание обрести защиту со стороны матери или образа матери. Разумеется, пациент не осознает, что все, „что угрожает разлучить его с матерью или с заменяющим ее образом", может вызвать приступ астмы. Другие авторы характеризуют астматический приступ как подавленный крик в поисках матери и обращают внимание на наблюдаемое у детей явление, когда сдавленный плач ведет порой к затруднениям дыхания. Однако попытки психосоматического объяснения чаще всего мало чем могут нам помочь.

Как и при всех психосоматических заболеваниях, при астме вначале имеется целый комплекс взаимодействующих условий, которые в конечном итоге приводят к возникновению болезни. К приступам астмы надо относить ся серьезно, так как они, хотя и редко, могут стать непосредственной причиной смерти.

Считают, что в Германии проживает около 500000 астматиков. Таким образом, астма принадлежит к самым распространенным психосоматическим заболеваниям. Под этим понимается органическое заболевание, в возникновении которого решающую роль играют душевные факторы. Психотерапевт Х.Ланген говорит о необходимости двойного психотерапевтического воздействия. Во-первых, это аналитический процесс, вскрывающий причины, а во-вторых, меры, направленные на поддержку и лечение организма типа аутотренинга. По методике Лангена, после того, как достигается ощущение тяжести и тепла, проводятся дыхательные упражнения. Затем путем форсированной конвергенции глаз пациент пытается быстро войти в гипноидное состояние. Добиться конвергенции можно, если смотреть на воображаемый палец, находящийся в 5- 10 см от глаз. Этот прием с успехом применяется и в аутотренинге, особенно на высшей ступени. В методике Лангена и Э.Кретчмера другие упражнения аутотренинга не выполняются. Свой метод они назвали „поэтапным активным гипнозом”.

С помощью аутотренинга у детей усиливается сознание собственного „Я”, поддерживается процесс взросления, а также постепенного естественного отхода от матери. Психотерапевт и педиатр Герд Бирман требует, чтобы мать и ребенок занимались аутотренингом порознь, чтобы сохранять дистанцию между ними и подкреплять в ребенке чувство самостоятельности и ответственности.

Для астматика важно научиться сохранять безразличие по отношению к собственному дыханию. Это достигается с помощью формул „мне свободно дышится” или „дыхание происходит само по себе”, которые либо вставляются в упражнение на дыхание, либо используются самостоятельно как формулы цели.

В легких случаях астмы мы добивались хороших результатов. Так, например, одна 25-летняя домохозяйка рассказывала, что после тренировок чувствует себя совершенно свободно и жалобы на астму стали значительно реже. 17-летний ученик писал: „Я ко всему теперь отношусь свободнее, чем раньше. Приступы астмы, как ни странно, прекратились. Исчезла нервозность”.

Успех на курсах достигается, как правило, уже на стадии основных упражнений. В больницах чаще применяется другая методика, где наряду с аутотренингом используются специальные дыхательные упражнения, массаж, лечебная физкультура и т. п. Пожилые люди, страдающие заболеваниями сердца, должны при этом знать, что глубокое равномерное дыхание облегчает деятельность сердца. Говорят, что дыхание делает подготовительную работу для сердца.

Хорошие успехи, а иногда и полное излечение достигаются при хроническом кашле, а также при других формах нарушений дыхания, вызванных психическими причинами.

Наши рекомендации