Общие принципы борьбы с природно-очаговыми заболеваниями
Проведение мероприятий по борьбе с природно-очаговыми болезнями в каждом отдельном случае должно исходить из анализа конкретной экологической обстановки. Основная цель мероприятий – разрыв цепи:
хозяин (донор) переносчик хозяин (реципиент).
Можно выделить два направления:
1. Окультуривание ландшафтов.
2. Оздоровление очага.
· Окультуривание ландшафтов предусматривает ликвидацию самой основы существования очага путем коренного изменения экологической системы таким образом, чтобы исключить хотя бы один из компонентов, составляющих очаг. Хранители весенне-летнего энцефалита – клещи – живут в неухоженных лесах, где преобладают валежник, густые заросли подлеска, толстый слой лесной подстилки. Очистка лесов и их просветление создают условия, непригодные для жизни клещей. Не живут таежные клещи в лесах паркового типа. Таким образом, культурное ведение лесного хозяйства ведет к уничтожению таежных клещей и к полной ликвидации природного очага весенне-летнего энцефалита.
· Оздоровление очага включает комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию очага без коренной перестройки ландшафта.
- Уничтожение переносчиков ядохимикатами (эффект часто непродолжителен).
- Санитарное благоустройство населенных пунктов. Своевременная утилизация отходов и отбросов, охрана поселковых водоемов от загрязнения бытовыми отбросами приводят к сокращению численности резервуаров переносчиков, ограничивают возможности циркуляции возбудителя в населенном пункте, что в конечном итоге ведет к затуханию очага.
Э К О Л О Г И Я
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ЭКОЛОГИИ
Экология – наука, изучающая исторически сложившиеся взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.
Этот термин ввел известный немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 году.
Среда обитания – часть природы, которая окружает живые организмы и с которой они непосредственно взаимодействуют (материальные тела, явления и энергия, воздействующие на организмы).
Экологические факторы – отдельные элементы среды, которые способны оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы.
Основным содержанием современной экологии является исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-видовом, биогеоценотическом уровнях и изучение биологических систем более высокого ранга: экосистем и биосферы, их продуктивности и энергетики.
Предметом изучения экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы), исследование их динамики во времени и пространстве.
Задачи экологии:
- исследование закономерностей взаимоотношений различных организмов (популяций, видов и др.) с факторами внешней среды и их влияния на среду обитания;
- изучение взаимоотношений популяций разных видов в сообществе;
- разработка научных основ рационального использования человеком природных ресурсов;
- прогноз изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;
- разработка и внедрение мероприятий по охране окружающей среды.
Основные разделы экологии
Эндоэкология – изучает взаимоотношения между макроорганизмами и их симбионтами (биоценоз ротовой полости, кишечника).
Экзоэкология – изучает взаимоотношения организма с окружающей средой. Она подразделяется на:
- аутэкологию– изучает взаимодействие одной особи со средой;
- демэкологию, или популяционную экологию – изучает взаимодействие популяций со средой;
- специоэкологию – изучает взаимодействие видов со средой;
- синэкологию, или биоценологию – изучает взаимоотношения организмов в сложных сообществах;
- биогеоценологию – изучает взаимоотношения экосистем;
- биосферологию – изучает основные закономерности существования биосферы;
- экосферологию – глобальная экология;
- экологию человека – изучает взаимоотношения человека с окружающей средой.