Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

Объем работы, соответствующий данному разделу, суще­ственно зависит от того, какой вариант дислексии или дис-графии обнаружен у ребенка: «дисфазический» или «дис-гнозический». В первом случае обычно используется весь комплекс приемов по развитию навыков устной речи: звуко-произношения, грамматических навыков, диалогической и монологической речи и т. п. При «дисгнозической» дислек­сии или дисграфии достаточно ограничиться формировани­ем лишь основных речевых предпосылок письма и чтения (фо­нематического слуха, фонематического анализа и т. п.).

Стимуляция осознания звуковой стороны речи. С помо­щью игровых и дидактических упражнений ребенка подво­дят к самостоятельному осознанию того факта, что непрерыв­ный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки. Могут быть использованы игры: «Кто приду­мает конец...» [Фомичева М. Ф., 1981], «Какое слово поте­рялось?» [Максаков А. И., Тумакова Г. А. 1983], «Какой звук потерялся?» (там же), «Подскажи Петрушке звук». Под­бирая картинки к словам-паронимам («дом — том», «коза — коса» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.

Стимуляция слухового внимания. Для этого могут быть использованы игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Уга­дай, что делают?» [Фомичева М. Ф., 1981] и др. Детей учат понимать смысловое значение интонации. Подобные упраж­нения особенно важны в тех случаях, когда причиной оши­бок в письме является опора только на проговаривание.

Совершенствование фонематического восприятия и вос­питание правильных фонематических представлений. Од­новременно с постановкой правильного звукопроизношения (если оно нарушено) детей учат различать и дифференциро­вать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводится работа со слова­ми, данными в различной грамматической форме. Напри­мер, ребенка просят показать на картинках: где нарисован

стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где девоч­ка рисует карандашом и т. п.

Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения:

а) отклепывание слоговой структуры слов;

б) игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записы­вает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апель­син). Материал для таких игр приведен в книге Л. Ф. Тихо­мировой и А. В. Басова (1995);

в) игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую струк­туру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя из присутствующих отсту­чал педагог?);

г) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово; более сложный вариант игры представляет собой называ­ние слогов, паузы между которыми заполнены интерфери­рующей речевой продукцией (это отвлекает и затрудняет удержание слогов в памяти). Например: «Первый слог в слове МО, за ним идет слог ЛО, после него следует слог КО» (молоко);

д) игра «Собери в корзинку»: логопед «кидает» слоги в корзинку одному из детей, называя их в неправильном по­рядке. Ребенку предлагается догадаться, какое слово собра­лось в корзинке.

Этот раздел работы подробно описан в работах Р. Е. Ле­виной (1968), Р. И. Лалаевой (1983), И. Н. Садовниковой (1995) и др.

Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления

Как показали наши исследования, высокий уровень раз­вития наглядно-образного и конструктивного мышления зна­чительно повышает успешность коррекционной работы при Дислексии. Данный раздел включает следующие основные направления работы.

Отработка ориентировочной фазы при выполнении пер­цептивных и конструктивных заданий. Ребенка учат пла-

8 Зак. № 35 225

номерному последовательному анализу изображений и кон­струкций. Основные значимые элементы изображения или фигуры выделяются сначала на предметном уровне, с помо­щью шаблона, а затем эти действия переводятся в мыслен­ный план. Так, например, осваивается дифференциация эта­лонной фигуры и фона: сначала путем наложения шаблона, а затем на образном уровне. Для этой же цели годятся куби­ки Кооса.

Совершенствование оперирования сенсорными эталона­ми и овладение соответствующими словесными понятия­ми: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий — узкий, длинный — короткий и т. п.), обозна­чением пространственного взаиморасположения (над — под, перед — позади, право — лево и др.).

Для этого удобно использовать игру «Угадай, что заду­мано?». Один из детей описывает задуманный предмет, а остальные должны догадаться, что это за предмет.

Аналогична по направленности игра «Догадайся, что нарисовал художник». Например, учитель описывает де­тям рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него — квадрат поменьше, кото­рый поделил двумя линиями крест-накрест на четыре час­ти. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?» Кроме того, полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм (рис. 22).

Развитие навыков мысленного перемещения и транс формации зрительных образов. Для этого могут быть ис­пользованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, модификации матриц Равена, некоторые из заданий, приведенных Г. Айзенком (1972) (рис. 23).

Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений. Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лаби­ринте [Венгер Л. А., Холмовская В. В., 1978]. Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии ус­воение схем фонематического, морфологического и грам­матического анализа.

Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой - student2.ru

Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой - student2.ru

Наши рекомендации