На всякий случай для ознакомления
«Батарея Луриевских методов» включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;
4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
5) исследования зрительного гнозиса (восприятия) - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз;
9) исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;
10) исследования письма - букв, слов и фраз;
11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;
12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
13) исследования системы счета;
14) исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
2. Психометрический (Северно-американский) - используется батарея тестов, результаты оцениваются по стандартной шкале. Н-р: Батарея Лурия-Небраска, Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых и др.
3. Индивидуально ориентированный (Британская школа нейропсихологов) – Первоначально проводятся скрининговые (отбор, сортировка) исследования. Затем формируется индивидуальный комплект тестов.
Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации (тесты на исследование ощущений – зрительных, слуховых, тактильных; исследование функции мозжечка, латеральной доминантности и др., на академическую успеваемость, обучаемость, интеллект и др.).
14. Основные направления нейропсихологии.
• Клиническая НП (Из учебника Кулганова, Белова, Парфенова «Прикладная клиническая психология», в скобках из учебника Карвасарского «КП»)
изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга. Объектом в ней является мозг больного, а предметом — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, трав мой их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями психических процессов. (Для качественной оценки тех или иных психических потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования. Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений мозга (Вассерман).) В этом направлении работали: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и другие
· Экспериментальная нейропсихология из учебника Карвасарского «КП» ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями, а также проводить допустимые аналогии между изменениями, возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых структур и предположительными изменениями у человека с подобной формой патологии. Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон. Это направление развивает Е. Д. Хомская со своими учениками
• Реабилитационная НП (Из учебника Кулганова, Белова, Парфенова «Прикладная клиническая психология») занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой на разрушенных функциональных систем для выработки нового набора психологических средств нормального функционирования человека в бытовой, профессиональной и социальной сферах. В этом направлении работали и работают Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, и другие.
• Детская НП (Из учебника Кулганова, Белова, Парфенова «Прикладная клиническая психология»)изучает онтогенетически обусловленные изменения мозговой организации психических процессов. Предмет — за-кономерности становления отдельных психических функций в связи с неравномерным созреванием различных отделов мозга; особенности протекания патологогических процессов у детей разного возраста; отличие психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых. Важной задачей является разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, и эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность. Это направление развивали Е.Д. Хомская, Б.А. Маршинин, С.В. Квасовец, В.В. Лазарев и другие.
• НП позднего возраста (Из учебника Кулганова, Белова, Парфенова «Прикладная клиническая психология») — изучение закономерностей функционирования мозга человека в период инволюции
· Психофизиологическая нейропсихология (Из учебника Карвасарского «КП»)
- отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее "карте".
(взяла с сайта) Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально "переучивать" группы нейронов.
Четких границ между указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.
· (взяла с сайта) Нейропсихология нормы и индивидуальных различий изучает психические процессы и состояния у здоровых лиц. Исходит из того, что в норме у здоровых людей в поведении и психике
проявляются индивидуальные различия, связанные с латеральной межполушарной асимметрией мозга. Это направление Е.Д. Хомская развивает со своими учениками.
· (взяла с сайта) Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Формирование этой отрасли нейропсихологии началось с изучения влияния малых доз радиационного воздействия на функции головного мозга на материале чернобыльской аварии.
15. Систематизация /классификация нейропсихологических факторов.
Нейропсихологический фактор является связующим понятием между психическими функциями и мозгом.
Нейропсихологический фактор одновременно:
1. является продуктом работы определенной зоны мозга
2. обеспечивает реализацию специфического звена в различных психических процессах.
Глубинные
Нейродинамические
Где: ствол мозга и ретикулярная формация
Роль: баланс процессов возбуждения и торможения, активационный фон на котором разыгрываются все психические процессы, чувствительна к кислороду
Особенности развития: внутриутробное важный момент – 1 год жизни. Функциональная зрелость к 13-14 годам
Сбои: из-за генетической предрасположенности, родовые травмы, недоношенность, токсикоз, заболевание на 1 году жизни, сердечные заболевания, нарушение контакта с матерью, не дозированные психические нагрузки, нарушение ритма жизни.
Проявление слабости фактора: короткое время активности, синдром дефицита внимания и гиперактивности .
Корковые
Передние
1) регуляции и контроля
Где: пред фронтальная кора
Роль: Цель, программа, контроль( человек сам ставит цель, сам контролирует и …)
Особенности развития: 3-4 годы – активное созревание, 7 лет – важная точка, 20-25 – заканчивается развитие
Сбои: хаотичное внимание, ошибки при знании правил, слабо развитое произвольное внимание, импульсивные ошибки
2) кинетический
Где: премоторная кора
Роль: обеспечивает переход от одного элемента к другому при выполнении различных действий
Особенности Развития: 2-3года начинает развиваться, сензетивный период в дошкольном возрасте, 9-10 лет – заканчивает формироваться
Сбои: макродвижения, трудности с плавными движениями, персеверация, упрощение сложных слов, телеграфный стиль речи, персеверация на письме
Задние
1)модально специфические
Где: затылочные доли, височные доли
Роль: обеспечивает восприятие, обработку и запоминание информации соответственно модальности
Особенности развития: 1 год – активно созревают, 5-6 лет – завершают созревание. Вначале тактильный и киностетический, затем слуховой, зрительный и речевой
Сбои: затрудненное восприятие информации
2) пространственные
Где: зона ТПО(пересечение зретельной, слуховой и кинестетической зон)
Роль: восприятие и переработка пространственных и квазипространственных характеристик информации.
Особенности развития: начало в 2-3 года, сензетивный период – школьный возраст, заканчивают формирование к 9-10 годам
Сбои: зеркальное изображение букв при письме, плохо понимает время по циферблату, трудности с геометрией и схемами, черчением карт, не любят конструктор, при говорении страдает логико - грамматическая конструкция, трудности в ориентировании по своему телу
Межполушарные
1)Правополушарные
Где: Правое полушарие мозга
Роль: целостное восприятие, одновременный синтез
Особенности развития: формируются к 9 годам
Сбои: фрагментированность восприятия, не может синтезировать условия
2)Левополушарные
Где: левое полушарие мозга
Роль: анализ, последовательность действий
Особенности развития: формируются до 9-10 лет
Сбои: сложно анализировать, расчленять на части, делить на сегменты, расписывать по шагам
3)межполушарное взаимодействие
Где: мозолистое тело
Роль: изменение стратегии работы с информацией, решение задач на реципрокное взаимодействие
Особенности развития: формируются до 9-10 лет
Сбои: трудности в смене стратегии обработки информации, недоступны