Алекситимия: дословно нет слов для эмоций
v Приставка а- против или отсутствие
v Лекс – слово
v Тимия – эмоции
Алекситимия- это такая личностная особенность, когда человек не может с помощью слов называть свое состояние.
Это не болезнь! Это определенное свойство личности.
Высок риск соматических заболеваний. Потому что:когда я злюсь, повышается уровень адреналина, мышцы напряглись, сердце напряглось, сосуды напряглись, давление повысились, дыхание становится поверхностным. В норме я позлилась и после некоего действия (накричала на кого-то), уровень адреналина снизился и все прошло. А если человек не замечает свои чувства, то он не будет их выражать и давление не упадет. Организм работает на износ и быстро изнашивается.
Причины алекситимии:
А) Семенович считает, что на это есть физиологические причины. Нарушение вертикальных связей в коре мозга.
Б) Большинство говорит о значимости воспитания и обучения.
Нужно заниматься ребенком, спрашивать о его эмоциях и чувствах.А не спрашивать « как прошел день».
В обществе есть запреты на выражение чувств:
Когда ребенок говорит, что он любит девочку начинают смеяться и т.д.
Ребенок чего-то боится. А взрослый отвечает: «Да не бойся!» или мальчикам вообще нельзя бояться.
Гнев тоже под запретом. Мама говорит, что не надо дверью хлопать, а ребенок слышит «не надо злиться».
Если ребенок говорит «я тебя убью» – это знак, что он злится, а не на самом деле хочет воткнуть матери нож в сердце и т.д.
Опросник – Торонская аликситимическая шкала. Адаптирована в институте Бехтерева. 24 или 26 вопросов. Определяет аликситимический, не аликситимический тип личности или зона риска. Если аликситимический тип - нужно учиться выражать свои эмоции.
Билет. Предмет и задачи нейропсихологии
Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы ВПФ на материале локальных поражений головного мозга.
Предмет Нейропсихологии - изучение мозговых механизмов психической деятельности (совокупность зон мозга в коре полушарий), а также изучение связи между нарушением работы этих зон и нарушениями психической деятельности.
Задачи:
1) Теоретические – экспериментальные исследования мозговой организации психики, конструирование моделей ПФ, к-ые раскладываются по мозгу.
Исследуются отдельные составляющие тех или иных психических пр-ссов; взаимосвязь, системность в строении психической деятельности человека.
Построение синдромов нарушений ПФ при мозговой патологии. В основу проблемы ставится вопрос о закономерности сочетаний симптомов расстройства отдельных ПФ при определенной, строго дифференцированной мозговой патологии (если кратко: теоретическая нейр-я решает задачу построения синдромологии нарушений ВПФ).
2) Практические (прикладные): диагностика, экспертиза, интервенция
· Топическая диагностика – определение места, где повреждающий очаг, где опухоль.
· Функциональная диагностика – не нужно делать заключение о месте; делаем описание структуры нарушений ВПФ при определенной локализации поражения мозга, т.е. на описание синдрома без обязательного сопоставления с местом поражения мозга.
· Психологическая помощь: восстановление ВПФ после повреждений мозга (реабилитация), коррекция – дети с трудностями обучения в школе
· Оценка эффективности лечебных мероприятий.
Методы нейропсихологии.
Выделяют 2 группы методов:
1. Первая группа методов (научные) -сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.
- Сравнительно - анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.
- Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ(высшие психические ф-ции) при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.
1. Метод прямого раздражения - это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями
Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.
2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры - выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов
3. Метод разрушения (или выключения) - предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.
2. Вторая группа методов (методы практической деятельности) –используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.
Выделяют 3 подхода:
1.Предложенный А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России) метод синдромного анализа или "батарея Луриевских методов".
Метод основан на системном подходе и качественном анализе дефекта познавательных процессов и личностных особенностей (речи, мышления, письма, счета, памяти), произвольных движений и действий.