Памяти Александры Николаевны Стрельниковой
В комплексе естественных, немедикаментозных методов коррекции возникающих нарушений в организме человека - натуротерапии - важное место занимает метод парадоксальной дыхательной гимнастики, созданный А. Н. Стрельниковой, человеком большой души и открытого сердца, которая стремилась дарить людям радость избавления от многочисленных страданий.
Разработку системы дыхательной гимнастики еще в 30-40-е годы прошлого века начала ее мать - Александра Северовна Стрельникова - во время своей работы над методикой восстановления певческого голоса. Будучи педагогом-вокалистом, она постоянно помнила, как ее наставница, великая певица Полина Виардо твердила своим ученицам: "Если ты приготовилась петь, взяла дыхание и не пришла в экстаз, ты его не верно взяла. Ищи!"
Поиском такого правильного дыхания и занималась всю свою жизнь Александра Северовна. Она пробудила интерес к этой проблеме и у своей дочери - Александры Николаевны Стрельниковой. В процессе работы Стрельникова-старшая пришла к выводу, что расстройства певческого голоса (как и многих других функций организма, что было выявлено впоследствии Стрельниковой-младшей) могут быть обусловлены тремя причинами:
1) дизритмией системы дыхания, в частности, ее мускулатуры;
2) нарушением функции диафрагмы ("второго сердца", как указывал известный натуротерапевт А. Залманов), обеспечивающей нормальную работу легких, сердца и органов брюшной полости;
3) расстройством психоэмоционального состояния человека.
Возникла мысль: если для восстановления работоспособности и оздоровления любой мышцы организма требуется постоянная нагрузка на нее, то нельзя ли использовать этот же принцип для укрепления дыхательной мускулатуры и голосовых связок?
Первой пациенткой Стрельниковой-старшей была собственная дочь, неожиданно и, как казалось, бесповоротно потерявшая голос. Однако, занимаясь под руководством матери, Александра Николаевна вновь обрела его. После нее были тысячи людей с различными нарушениями голоса.
В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865). Однако специалисты Минздрава СССР не пожелали признать его как метод лечения.
А. Н. Стрельникова могла вернуться на сцену, но, как и ее мать, стала педагогом-вокалистом. Она постоянно работала в театрах Москвы, занимаясь постановкой голоса драматических актеров, вокалистов, дикторов, педагогов и людей самых разных профессий, нуждавшихся в этом. Ее подопечными были Лариса Голубкина, Армен Джигарханян, Людмила Касаткина, Андрей Миронов, Маргарита Терехова, Валентин Шевелев, Максим Штраух и многие другие. Стрельниковская дыхательная гимнастика была популярна и среди певцов, таких как Ольга Воронец, Алла Пугачева, София Ротару.
Практика Александры Николаевны показала, что гимнастика восстанавливает и возвращает не только голос: она способна естественно и эффективно оздоравливать весь организм. Это подтвердил многолетний опыт Стрельниковых, их последователей-учеников, а также письма-отзывы благодарных больных, исцеленных при помощи гимнастики от самых различных заболеваний. Об этом восторженно писали журналисты, рассказывалось в радиопередачах. Официальная же медицина не приняла и не утвердила это открытие. Многочисленные обращения А. Н. Стрельниковой в Министерство здравоохранения СССР оставались без ответа. Различные проверки и комиссии только унижали автора, не врача, безосновательно подчеркивая ненужность ее метода в медицине. А. Н. Стрельникова понимала причины: если ее систему оздоровления признают и утвердят, исследования множества диссертантов от ортодоксальной науки пойдут прахом. А нужно ли это официальной медицине?
И в то же время, мы с удивлением и недоумением узнали из книги доктора М. Я. Жолондза (Астма. От непонимания к излечению. 1998), выдуманную им историю "вызова А. Н. Стрельниковой в Минздрав СССР, за которым последовало отречение ее от своего метода и признание его полной непригодности при лечении бронхиальной астмы". При том что М. Я. Жо-лондз с большим уважением относится к личности А. Н. Стрельниковой и признает пользу разработанного ею метода, однако считает, что ему недостает теоретического обоснования. Но возможно ли было провести подобного рода научные исследования в те застойные времена? А. Н. Стрельникова сама мечтала об этом, но осуществить не смогла. И что важнее для больного человека: теория или практическая польза? Есть ли научная основа в гомеопатии? А у народа она столетиями в великом почитании!
Вопреки негативному отношению медицинских чиновников к стрельниковской системе дыхательной гимнастики, больные потоком шли к ней за помощью. Она избавляла взрослых и детей от мучительных недугов, в том числе и от приступов удушья при бронхиальной астме. А. Н. Стрельниковой запрещали частную практику, но она никогда не отказывала больным людям.
В конце ее жизни мы помогли ей связаться с сотрудниками Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, где она в клиническом отделе бесплатно обучала своему методу больных, страдающих паркинсонизмом. И только смерть помешала ей осуществить свою мечту: научно обосновать метод парадоксальной дыхательной гимнастики. 17 сентября 1989 года А. Н. Стрельникова трагически погибла.
При жизни ей не удалось опубликовать свою методику и практические результаты ее применения. Единичные статьи на эту тему в газетах по содержанию ее мало удовлетворяли. Но все же они способствовали популяризации метода, и даже за это она была благодарна издателям.
С кончиной Александры Николаевны Стрельниковой ее метод исчез бы из арсенала медицины, если бы не единственный ученик, помощник и последователь - Михаил Николаевич Щетинин, работавший в клинической больнице № 50, в институте туберкулеза и других лечебных учреждениях, который здравствует и трудится сейчас в Москве.
Продолжая дело А. Н. Стрельниковой, не имея средств, он все же сумел опубликовать брошюру, популяризирующую метод своей наставницы. В 2000 году он издал свой второй труд, в котором опубликовал новые комплексы упражнений при различных заболеваниях и собственные данные, полученные после усовершенствования метода.
Другие публикации, вышедшие после смерти Александры Николаевны, - не что иное, как либо фальсификация ее метода, либо плагиат недобросовестных авторов. Так, В. Д. Казьмин, переименовавший парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой в "гимнастику вдоха", без стыда и совести изложил технику данного метода по материалам второй книги М. Н. Щетинина. При этом Казьмин кое-где частично переписал текст по своему усмотрению, а где-то просто скопировал его слово в слово, даже не потрудившись сослаться на автора первоисточника.
В другом случае В. Г. Радченко и О. И. Куклина свой опус "Лечебная дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания" (СПб.: Изд-во "Петрополис", 2001. 29 с.) создали, переработав брошюру Ю. Я. Каменева "Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой (методические рекомендации)" (СПб.: "Изд-во KN",1996. 51 с). И даже уведомили читателей: "Материалы охраняются законом РФ об авторском праве. Воспроизведение запрещается без письменного разрешения издателя".
А вот "произведения", созданные Н. Ф. Герелой - "Дыхание, движение, самомассаж. Методика самовыздоровления на основе парадокс&аыюй гимнастики А. Н. Стрельниковой" и Г. П. Малаховым - "Целебное дыхание: авторский учебник", извращают не только суть метода Стрельниковой, но и технику выполнения разработанных ею упражнений.
Мы не рекомендуем пользоваться всеми этими источниками для освоения и применения дыхательной гимнастики, поскольку это может повредить здоровью, в чем автор этой книги смог убедиться на практике.
Для того чтобы обучить больных гимнастике Стрельниковой, недостаточно одного дня. Надо провести рядом с учителем, больными и учениками немало часов и даже дней, "прошмыгать" носом, выполняя все упражнения под счет или стрельниковские напевы (наиболее ей импонировавшие) из Высоцкого или Пугачевой. Задача врача - показать, научить и проследить за правильностью исполнения упражнений для уверенности, что больной уже может самостоятельно применять метод дыхательной гимнастики.
Учиться у природы
Обучение своему методу дыхательной гимнастики А. Н. Стрельникова начинала со слов: "Не мудрствуя, я училась у Природы. Наш предок ежесекундно смотрел, слушал, нюхал: кто может съесть меня, кого - я? Это было свойственно и человеку, и дикому животному, иначе бы они не выжили. Представьте, как активны были при этом их вдохи, и какую тренировку имели их ноздри! Восстановим эту способность вдыхать через ноздри - "парадный вход" воздуха в легкие".
Врачи, как констатировала Александра Николаевна, не придают значения важности и правильности дыхания через нос. Ротовая полость природой предназначена для употребления воды и пищи. И на ее состояние следует обращать серьезное внимание с детства. Даже у здорового человека во рту находится огромное количество всевозможных не только полезных, но и болезнетворных микробов.
По бактериальной загрязненности ротовую полость можно сравнить с прямой кишкой. Несоблюдение гигиены рта в течение дня, а особенно после ночи, и ведет к обсеменению организма патогенной микрофлорой. Любые заболевания полости рта, как и хронический тонзиллит являются фактором риска развития патологии всего желудочно-кишечного тракта. И мы считаем, что такое заболевание, как пародонтоз, является не локальным, а общим заболеванием организма.
При патологии дыхательной системы или ЛОР-органов рот может стать всего лишь "аварийным входом" для воздуха. Но вдох носом глубже, к тому же он ограждает организм от пыли и микробов, предохраняет от переохлаждения.
Активный вдох - первый акт в жизни человека на Земле. "Это вдох предков, созданный Природой для защиты жизни. Без зрения жить можно, - говорила А. Стрельникова, - без слуха - тоже, без дыхания - нельзя". Знакомя со своим методом дыхания, она пыталась наглядно продемонстрировать его суть с помощью такого приема: "Гарью пахнет! Тревога!", и вы начинаете активно вдыхать воздух по всей квартире глубоко и шумно. Неправильно производимые вдохи способствуют развитию болезни легких, искажают их форму. Неверен объемный вдох, ставящий грудь колесом, или глубокий, выпячивающий живот. Лишь короткий, как укол, вдох не искажает, не перегружает дыхательные пути, и посему не ощутим внутри тела.
Немалую роль в этих процессах играет диафрагма; самая мощная мышца в нашем теле совершает в норме 1000 колебаний в час, со средней амплитудой движений 8 см. Она, как совершенный нагнетательный насос, влияет на вентиляцию легких, оживляет крово- и лимфообращение органов брюшной полости.
При дыхательной гимнастике диафрагма совершает не 1000 движений в час, а в 4 раза больше.
Одновременно нагрузка па дыхательную мускулатуру грудной клетки и ее тренаж обеспечиваются созданием препятствия вхождению воздуха за счет сжатия грудной клетки и уменьшения ее объема различными физическими упражнениями (во время поклонов, приседаний и поворотов тела). Именно в этой парадоксальности А. Стрельникова видела действенность своей гимнастики, в то время как прочие европейские и йоговские методы основываются на тренаже как вдоха - за счет расширения грудной клетки, - так и выдоха при ее спадении.
Важной особенностью системы дыхательной гимнастики является ритмичное проведение вдохов с одновременными движениями тела под четко задаваемый счет. Это корректирует болезненное нарушение ритма дыхательной мускулатуры и диафрагмы, восстанавливает их функцию. В результате этого увеличивается резерв воздуха в организме, восстанавливается в теле нарушенный газообмен крови и тканей, который начинает работать в физиологически точном и четком ритме. Следовательно, гарантируется сочетанная деятельность всех органов и систем организма, повышается его жизнеспособность, и появляется возможность устранения патологических расстройств.