Ресурсные направления работы социально-психологической службы дома – интерната

На сегодняшний день Куйбышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов один из крупнейших учреждений социального обслуживания в Омской области. В его стенах проживают около 400 граждан пожилого возраста и инвалидов. Для того чтобы обеспечить достойный уровень и качество жизни пожилых людей, специалистам социально-психологической службы дома-интерната нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, четко представлять их социальные и психологические особенности и проблемы.

А проблем разного характера пожилые люди имеют множество: психологические, социально-бытовые, социально-медицинские, проблемы одиночества, проблемы трудовой занятости.

Психологические проблемы являются наиболее острыми в жизни одинокого пожилого человека. С прекращением привычного образа жизни и общения, с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при более ярком проявлении особенностей характера в результате развития склеротического процесса появляется множество заболеваний. Пожилые люди зачастую отличаются раздражительностью, обидчивостью, наличием старческих депрессий. Снижение жизненного тонуса, являющееся основой всевозможных недугов, объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования, изменением социального статуса пожилых людей, затруднением социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Важной социальной проблемой является отсутствие семьи, которая могла бы позаботиться о пожилом человеке. Психологическая неудовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физической дряхлости. Пожилому человеку бывает трудно справиться со своим недомоганием и одиночеством.

Анализ частных случаев показывает, что индивидуальные проблемы пожилых людей во многом типичны, особенно, если речь идет о гражданах, проживающих в доме – интернате:

-Чувство отвергнутости, ненужности;

-Эмоциональное одиночество;

-Монотонный образ жизни;

-Ограниченность жизненного пространства;

-Недостаток бытового комфорта;

-Психологическая несовместимость проживающих.

Социальные проблемы: трудовая незанятость, разрушение традиционных семейных устоев, проблемы со здоровьем, сужение контактов, сужение социальных ролей, социальная изоляция, дефицит общения, материальные возможности.

Психологические проблемы: раздражительность, депрессия, одиночество, чувство невостребованности, ухудшение памяти и внимания, страх смерти, своеобразное ощущение времени (часто пребывают в прошлом).

Для решения этих проблем необходимо выявить и активизировать скрытые собственные ресурсные возможности личности, использовать их для реализации жизненных целей, решения житейских и творческих проблем, развития памяти, интеллекта, остроумия, развития или активизации творческого мышления, создания хорошего настроения, преодоления трудностей и стрессов.

Под ресурсными возможностями мы понимаем некоторые способности, возможности и особенности пожилых людей, которые могут способствовать благополучному старению и решению возрастных задач, но, как правило, не находят себе применения без внешней поддержки.

Вот эти ресурсы:

1. Мудрость или жизненный опыт;

2. Нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого плана;

3. Способность и желание к изменению жизненных стереотипов;

4. Способность к социальным контактам и потребность в них;

5. И самый важный жизненный ресурс, данный каждому, но не всегда используемый продуктивно и с отдачей – это время.

А наша задача – обеспечить эту внешнюю поддержку, помочь в реализации сохранившихся у пожилого человека способностей и потребностей и в результате обеспечить благополучную позитивную старость.

Представленные далее формы социально-психологической реабилитации дают определенную возможность гражданам пожилого возраста преодолеть их проблемы, поддержать эмоционально-психологическое состояние и физическое здоровье. Все формы работы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Данный метод нашел широкое применение среди людей преклонного возраста, так как при поступлении на проживание в дом-интернат изменяется привычная жизнь пожилого человека, появляется масса свободного времени, которое, если ничем не заполнить, вызывает негативные эмоции, человек начинает думать, например, о болезнях, жизненных неурядицах и пр., т.е. «накручивать» себя. К тому же, отсутствие какого-либо занятия крайне негативно сказывается на здоровье и психике человека.

Арт-терапия для пожилых людей помогает не попасть в состояние «жизнь без цели» и сохранить хорошее настроение, продолжая радоваться жизни, привнося в жизнь новые впечатления.

Каждый метод арт-терапии имеет свои плюсы и имеет свое лечебное действие. Например, краски и кисточка – хороший помощник в борьбе с нервным перенапряжением, он развивает мелкую моторику, помогает самовыражению; вязание, вышивание плетение из бисера улучшают работу мозга; вокальные упражнения повышают настроение, положительно влияют на работу дыхательного центра и мышц, танцы помогают поддерживать тело в тонусе, учат держать баланс.

Арт-терапия имеет ряд весомых преимуществ в сравнении с другими методами взаимодействия с пожилыми людьми:

-отсутствие ограничений по возрасту;

-в основе лежит невербальное общение (доступно людям с ограниченными возможностями);

-поднятие таких тем, о которых не говорят, а например, создавая рисунок, проблема выходит на поверхность, однако говорить о ней вслух необязательно, деликатное решение проблемы;

-раскрытие внутреннего потенциала;

-возможность развития (можно попробовать что-то новое, чего раньше делать не приходилось);

-расширение кругозора;

-выход из депрессии, улучшение настроения и общего самочувствия;

-улучшение навыков общения.

Она повышает иммунитет, улучшает коммуникацию, помогает пожилому человеку завести новые интересные знакомства, указывает на его необходимость в обществе и на то, что жизнь продолжается;

Методов арт-терапии множество, каждый пожилой человек, может выбрать именно то, что ближе ему по духу, или попробовать сделать что-то новое, то, на что во время работы просто не было времени. На групповых занятиях в кабинете психоэмоциональной разгрузки, которые проходят три раза в неделю, мы применяем различные методы арт-терапии.

Рукоделие

Эти виды творчества (батик, вязание, вышивание, бисероплетение, макраме, шитье, плетение кружев, лепка и др.) тренируют мелкую моторику: пальцы рук становятся более послушными и гибкими, – а также помогают поддерживать интеллектуальную активность. Постоянные выставки, сезонные и тематические, где выставляются экспонаты, стимулируют к дальнейшему творчеству. На сегодняшний день в учреждении работает клуб любителей вязания и вышивания.

Пение

Ни один концерт, праздник не обходится без выступления ансамбля народной песни «Самородки». Помимо того, что это единый дружный и позитивный коллектив, вокальные упражнения тренируют память, улучшают вентилируемость легких и всего дыхательного аппарата, поднимают настроение и блокируют приступы депрессии. Кроме того, регулярные занятия в хоре повышают уровень особых веществ – иммуноглобулина-А и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета.

Танцетерапия

Каждую субботу и воскресенье у проживающих дома-интерната есть возможность потанцевать под баян, летом на территории действует танцплощадка. Из числа молодых инвалидов организован танцевальный коллектив «Девчата». В комнате психологической разгрузки проводятся индивидуальные сеансы танцтерапии.Это не только развлечение, но и отличная возможность поддерживать тело в тонусе. Легкая физическая нагрузка в пожилом возрасте только полезна. Кроме того, у танцующих увеличивается скорость ходьбы, улучшается чувство равновесия, что помогает предотвратить получение серьезных травм в результате падений.

Изотерапия

Свободное рисование, заданное рисование, рисуночные тесты (говорящий рисунок), групповое рисование, анти-стрессовые раскраски, работа с эмоциями. (Нарисуй: свой страх, болезнь, настроение). Это занятие дарит свободу самовыражения, помогает бороться со стрессом, избавляет от переживаний, успокаивает нервы. И опять же, тренирует мелкую моторику и память.

Цветотерапиялечение цветом – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Для работы используется световая пушка с цветными фильтрами, цветные карточки Люшера, антистресс-раскраски, цветные карандаши, краски для коррекции настроения и эмоции в рисунках.

Куклотерапия.Кто хоть раз побывал в нашем кабинете, наверняка обратил внимание на наших кукол. Общение с игрушками — важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения является очень даже действенным.

Игра в куклы ничем не хуже раскрасок для взрослых: с помощью такой игры, доверительного разговора с предметом, который одушевляется и наделяется особыми свойствами, можно добиться отличных результатов. Действительно, метод куклотерапии помогает снять стресс, стимулирует развитие и даже корректирует поведение в определенных случаях.

С одной стороны, посредством куклы взрослый человек ощущает ответственность за ее действия, поведение, находит выражение эмоциям, чувствам, состоянию, с другой стороны, опосредованно осуществляет воспитательное воздействие, которое не воспринимается как указание, поручение и не вызывает сопротивления.

Когда человек играет с куклой, он создает собственную реальность, воспроизводя конкретную ситуацию. А так как игра является максимально естественным процессом, использование ее в качестве метода психологической помощи и коррекции — пожалуй, один из самых мягких, но эффективных способов.

Любая психологическая методика направлена на достижение определенных целей: коррекцию поведения, снятие зажимов, стрессов, определение социальной роли, помощь в самосовершенствовании, развитии и т.д. Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем настроения, поведения, межличностных контактов.

Во-первых, куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт между участниками группы и легко сплотить коллектив или помочь в его естественном формировании.

Во-вторых, доверительный разговор с куклой, игра или совместное изготовление куклы, которая затем «оживет» — это рука помощи в снятии эмоционального напряжения.

В-третьих, куклотерапия способствует развитию внимания, художественного восприятия, долгосрочной и краткосрочной памяти.

В-четвертых, куклотерапия бесконечно разнообразна, а значит — этот метод может включать в себя и образовательную функцию.

В-пятых, психологические игры с куклами помогают в социальной адаптации.

В-шестых, сеансы куклотерапии могут помочь справиться с фобиями и травмами эмоционального характера.

Часто проживающие приходят в кабинет помимо занятий, чтобы «поиграть», подержать куклу на руках, поговорить с ней. Чаще всего это замкнутые, хмурые, малообщительные люди со слабо выраженным или невыраженным эмоциональным фоном, которые не могут ни с кем сблизиться, подружиться, а в «общении» с куклой они улыбаются, иногда плачут и готовы пойти на откровенный разговор.

Как же происходит сеанс куклотерапии? Если говорить о методике в общих чертах, то вместе с участниками разыгрываем с помощью куклы (кукол) историю в лицах, которая помогает разобраться в причинах стресса, конфликта, отклонений поведения и других реалиях повседневности (об этом мы говорили в предыдущем параграфе). Это может быть доверительный разговор на определенную тему с помощью одной или нескольких кукол. Порой взрослому человеку легче открыть самое сокровенное не равному себе, а мягкому зверю или сказочному персонажу. В процессе разговора человек рассказывает о самом главном, это позволяет выяснить истинные причины стресса, зажимов и других психологических проблем, которые могут возникнуть в любом возрасте. Следует упомянуть и о том, что в этом методе арт-терапии могут быть использованы самые разнообразные куклы. Любимая игрушка большинства наших участников – «хомяк-повторюшка». Проживающие приходят утром, чтобы с ним поздороваться, а вечером пожелать спокойной ночи и обменяться добрыми словами. Ограничений нет. Главное – деятельность, являясь способом самовыражения, должна приносить удовольствие и удовлетворение.

Библиотерапия (терапия чтением) – это один из методов лечения, в основе которого, лежит воздействие словом, специально выбранной для этого литературы, с целью нормализации психо-эмоционального состояния человека. Один из любимейших и нами, и проживающими методов работы. Преимущество его в том, что провести занятие можно не только в специализированном кабинете, но и в любом помещении, в уходовой палате, в холле отделения «Милосердия». Больше всего мы любим читать сказки, притчи, стихи. Это не просто чтение, а обязательное обсуждение прочитанного. Притчи подбираются специально под любую ситуацию. Часто совместное обсуждение притчи помогает разрешить конфликтную ситуацию, примирить ссорящихся, подтолкнуть к какому-либо решению. Задача библиотерапии - отвлекать больного от проблем, связанных с болезнью. Работа с книгой является составляющей частью лечения и должно полностью удовлетворять потребность пациента. В принципе, это может быть любая литература, любого автора и любого жанра, написанная в разный период времени.

Философская литература, к которой относятся и притчи, помогает разносторонне оценить себя и других, принять мир вокруг, таким, какой он есть, понять разницу между прошлым, настоящим и будущим. Такое субъективное понимание, помогло многим людям, обрести успокоение и удовлетворенность.

Очень ценна для верующих в Бога людей содержащая не малый жизненный опыт и огромное количество информации духовная литература. Такая литература, опирается на любовь и оказывает доброе влияние на человека, открывает его истинное предназначение на этой земле, помогает проявить жизнелюбие и добро. Имея существенное воздействие на душевное состояние и подсознание, такие книги, подводят слушателя к переоценке смысла жизни и своего предназначения. Периодически на групповых занятиях используется юмористическая и сатирическая литература, тренинг остроумия, который обучает полноценному общению, учит в шутливом тоне вести разговор, тем самым укрепляя уверенность других людей в своих силах. Совместный разбор книги, помогает читающему найти то, что он искал, а также получить ответы на свои вопросы. В ходе разбора слушателя необходимо направить в правильное русло, совместно провести эмоциональную и интеллектуальную работу, которая приведет к решению проблем и перестановке ценностей.

Преимущества терапии чтением:

- доступно в разное время;

- ничего не нужно, кроме заинтересовавшей книги;

- возможность индивидуального чтения;

- сами книги имеют справедливое и ненавязчивое действие;

- в любое время, к чтению литературы легко вернутся.

Процесс вовлечения пожилых людей в различные формы социальной активности является важным аспектом жизни данной категории людей.

Пожилой возраст – период в жизни человека, когда он набрался уже достаточно опыта, владеет многими умениями и навыками и может их всецело применить в своей жизни и на благо общества. Так как в данном возрасте основной проблемой стариков является их невостребованность и ненужность, то задачей специалиста по реабилитационной работе будет не допустить возникновение этого чувства, или, по крайней мере, избавить человека от него. В данном аспекте необходимым является помощь пожилым людям в применении их знаний, умений и навыков в жизни, то есть активизация трудовой деятельности пенсионеров. Кроме этого, специалист может помогать найти досуг по душе каждому человеку, наладить взаимоотношения с близкими и друзьями и т.д. То есть, пожилой возраст – это этап, когда стоит начать заниматься тем, чем еще не занимался, и исправить те ошибки, которые совершались ранее. К тому же, согласно исследованиям, интенсивная творческая работа, социальная активность, подвижный образ жизни позволяют увеличить продолжительность жизни.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для эффективного решения социальных проблем пожилых людей необходимо стимулировать и поддерживать социальные проекты, направленные на активизацию социального поведения пожилых людей, потому что пожилые люди – одна из самых незащищённых категорий населения.

Внимание следует акцентировать на нужности и полезности накопленных опыта и знаний пожилого клиента для окружающих, для общества в целом. Воспринимать пожилого человека в социальной работе следует не только как объект, но и в качестве субъекта. Это должно помочь в поиске и развитии внутренних резервов клиента, способствующих его самореализации, самоподдержке и самозащите.

Специалист, работающий с данной категорией граждан должен знать психологические особенности людей этой категории. Это поможет ему правильно построить свою работу, найти общий язык с людьми, объективно оценить ситуацию, выявить причины психологического дискомфорта клиента, а также подобрать оптимальные пути решения возникающих проблем.

Е.Г. Миске,

психолог АСУСО «Марьяновский

психоневрологический интернат»

Наши рекомендации