Мула-бандха как составная часть йогической практики

Очень важно, чтобы человек, занимающийся йогой, воспринимал мула-бандху в комплексе с другими йогически-ми практиками. По традиции вместе с мула-бандхой ученик осваивает следующие аспекты техники и практики:

1. Яма — общественные нормы и правила, обряды и обычаи.

2. Нияма — самодисциплина, самоограничение.

3. Шаткарма — очистительные техники.

4. Асана — различные позы.

5. Пранаяма — дыхательные упражнения.

6. Уддияна-бандха — напряжение мышц живота.

7. Ашвини-мудра — сокращение ануса.

8. Мула-бандха — сокращение промежности/шейки.

9. Ваджроли-мудра — сокращение передних отделов промежности.

Чтобы быть достойным обучаться у гуру, по традиции ученик должен отвечать определенным требованиям. Эти требования называются «яма» и «нияма». В «Йога-сутрах» Патанджали перечисляет следующие аспекты ямы и ниямы:

Яма. Ненасилие, честность, истинность, отказ от чувственных удовольствий и отказ от собственности — вот пять самоограничений.

Нияма. Чистоплотность, непритязательность, аскетизм, стремление познать себя и посвятить себя Богу — вот пять обязательных обетов.

Яма уравновешивает взаимоотношения человека с обществом, а нияма гармонизирует его чувства. Совместное действие ямы и ниямы заключалось в том, чтобы уменьшить трения между внешними поступками и внутренними убеж­дениями человека. Пройдя этот этап (что обычно занимало несколько лет), ученик допускался к изучению шаткарм. В Гхеранд-самхите написано :«Дхаути, басти, нети, лаулики (наули), тратака и капалбхати — вот шесть крий, известных как шаткармы».

(Гхеранд-самхита, 1:12)

Шаткармы — это очистительные техники. К дли­тельному путешествию следует надлежащим образом под­готовиться, чтобы оно увенчалось успехом. Но, даже если человек выполнит все необходимые приготовления, но не подготовится к путешествию физически и морально, то путешествие необходимо отложить, ибо оно закончится неудачей. Так и на пути духовном: тело и ум следует подготовить. Это достигается с помощью шаткарм.

Шаткармы очищают и оздоровляют тело, делают его крепким и сильным, что необходимо на духовном пути длиною в жизнь.

Когда тело очищено, его следует укрепить и сбалан­сировать. Эта цель достигается с помощью практики йогасан. В Гхеранд-самхите сказано: «Асан столько, сколько живых существ в этом мире. Господь Шива сказал, что всего существует 84 лакха (8.400.000) асан, но среди них лишь восемьдесят четыре асаны важны для добра и благоденствия человека».

(Гхеранд-самхита, 2:1—2)

Научившись находиться в асанах достаточно долгое время, ученик может приступить к освоению пранаям (дыхательных упражнений). Здесь, возможно, ученика ждет первое постижение более тонких аспектов йоги. Шаткармы и асаны очистили физическое тело, а пранаяма очищает праническое тело.

ВХатха-йога-прадипике сказано: «Когда вычистишь грязь из нади (пранические каналы), сможешь задерживать воздух столько, сколько пожелаешь, аппетит твой улучшится, проснется божественный звук и тело станет здоровым».

(Хатха-йога-прадипика, 2:1).

Наверное, самым важным эффектом очищение нади является то, что йогин обретает возможность накапливать и сохранять прану. Сохранение праны жизненно важно для духовной садханы. Традиционные практики развивали и расширяли эту способность.На следующем этапе ученик знакомился с концепцией бандх и изучал уддияна-бандху — основу для дальнейшей работы.

«Уддияна (означает взлетать, парить) получила свое название потому, что связанная с нею прана великой птицы (дыхание) парит, не зная усталости. Об этом написано далее. Живот выше пупка прижимается к позвоночнику. Уддияна-бандха подобна льву, который побеждает слона смерти. Ее легко освоить, если осваивать под руководством гуру. Уддияна возвращает старикам молодость. Области выше и ниже пупка следует прижать к позвоночнику. Занимаясь уддияной полгода, человек несомненно может одолеть смерть. Уддияна — одна из лучших бандх, ибо усердное ее выпол­нение ведет к спонтанному освобождению.»

(Хатха-йога-прадипика, 3:54—9)

Рекомендуется прежде освоить уддияна-бандху , так как при полном и сильном сокращении мышц живота (на выдохе) зачастую происходит непроизвольное сокращение мышц промежности. Но, даже если это и не происходит, то потом освоить мула-бандху значительно проще.

После уддияны ученик осваивает ашвини-мудру. Это также служит подготовкой к мощному эффекту мула-бандхи. Затем, практикуя мула-бандху, ученик познает могуществен­ную силу кундалини. Для этого ему следует тщательно изу­чить нижние отделы таза. Ашвини-мудра помогает ученику медленно приблизиться к порогу духовного перерождения.

Глава 10

Мула-бандха-садхана

Техника выполнения мула-бандхи достаточно проста. В этом разделе вы найдете краткие, четкие и понятные инструкции. Мула-бандха может также быть составной частью многих йогических техник. В данную книгу мы включили лишь те упражнения, которые напрямую относятся к освоению мула-бандхи как отдельной и необычайно мощной техники. Сложность овладения этой бандхой заключается лишь в том, чтобы правильно отыскать место расположения муладхара-чакры. Поэтому мы решили включить в книгу некоторые подготовительные упражнения, которые помогут вам сосредоточить внимание на этой чакре.

Некоторые более сложные техники, направленные на пробуждение муладхары, также служат расширению сознания и контроля и несомненно помогут при выполнении мула-бандхи. Эти техники придадут основному упражнению некоторые дополнительные возмож­ности. Они тоже приведены здесь, чтобы практикующий смог довести свое владение этой садханой до пределов совершенства.

Руководство наставника

Лучше всего осваивать мула-бандху под руководст­вом опытного учителя йоги. Если же у вас нет подобной возможности, постарайтесь связаться со знающим наставни­ком, чтобы одиночные занятия не вызвали у вас затруднений и не принесли разочарования. Правильные наставления позволят ученику избежать большого числа трудностей, с которыми он столкнется в своих занятиях. Если вы страдаете болезнями сердца, высоким кровяным давлением, голово­кружениями, повышением внутричерепного давления или аменореей, то приступать к освоению этой техники — равно как и любой другой — вам можно только после консультации с врачом и квалифицированным специалистом по йоге.

Говоря другими словами, человеку с вышепере­численными нарушениями здоровья не следуетзаниматься мула-бандхой до тех пор, пока здоровье не восстановится. Ваш учитель по йоге посоветует для этого подходящие упражне­ния.

Наши рекомендации