Значение диагностики слабоумия у детей.
Основную часть случаев данного заболевания можно опознать в раннем
возрасте ребенка. Умственная отсталость, которая возникла по
генетическим причинам, проявляется еще во время внутриутробного
развития, к примеру, синдром Дауна. Чтобы ее выявить проводят в женской
консультации скрининговое обследование будущей матери на ранних сроках
беременности. Это дает ей возможность выбрать сохранять ли беременность,
или перерывать ее. Существуют такие формы умственной, которые
развиваются из-за недоразвитой определенной системы у малыша. Самым
распространенным заболеванием в этой группе есть фенилкенутрия. Дети с
фенилкетонутрией при рождении абсолютно ничем не отличаются от здоровых
детей. Но на первых месяцах жизни дети становятся вялыми, появляются
высыпания на коже, возникает частая рвота, повышенная потливость, что
имеет неприятный специфичный запах. Если лечение начать до
трехмесячного возраста, то интеллект у ребенка можно сохранить.
При дебильности и нерезко выраженной имбецильности, если с детьми заниматься, они могут адаптироваться в социуме.
Коррекционная школа №8
Приобретенное и врожденное слабоумие. Принципы разграничения у детей.
Деменция – это патологическое нарушение работы головного мозга ребёнка, при котором развивается приобретённое слабоумие, утрачиваются ранее освоенные навыки и знания, снижается интерес к окружающему миру.
Клинические формы: лакунарная (страдает память), тотальная (память, мышление, воля, восприятие), эпилептическая (ригидность мышления, вязнет в деталях, обстоятельное мышление, эгоизм), шизофреническая (нарушение воли и эмоций, логического мышления, интеллект сохранен)
При олигофрении интеллект взрослого физически человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня и она является непрогредиентным процессом
В отличие от олигофрении деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте 2—3 лет. Этим временным фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении. К 2—3-летнему возрасту значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает их повреждение, а не только недоразвитие. Энцефалит, травма головного мозга, сосудистые заболевания, интоксикация.
Задержка же психического развития церебрально-органического генеза от органической деменции отличается значительно меньшей областью поражения нервной системы.
К приобретенному слабоумию (снижению интеллекта) приводит шизофрения, эпилепсия, а также органические заболевания, при которых разрушается вещество головного мозга (сосудистые или воспалительные заболевания головного мозга, тяжелые черепно-мозговые травмы).
При заболевании в старшем дошкольном возрасте наиболее выражено искажение игровой деятельности: ее стереотипность, однообразие. Если же заболевание возникло в младшем школьном возрасте, то мы имеем довольно сохранную речь, элементарные учебные навыки. Но в то же время наблюдается резкое снижение интеллектуальной работоспособности и учебной деятельности б целом.
Детский аутизм.
Синдром, проявляющегося неспособностью ребенка формировать эмоциональные отношения с окружающими.
Наиболее распространенной гипотезой детского аутизма является полиэтиологическая,
объединяющая генетическую предрасположенность и перинатальные
нарушения.
Аффективная блокада является признаком врожденной
эмоциональной недостаточности, проявляемой пониженной эмоциональной
откликаемостью, холодностью, избеганием контактов, привязанностей.
Нарушение пищевого влечение, могут есть несъедобное. Избирательны в еде.
При раннем детском аутизме часто отмечается умственное недоразвитие,
неравномерное интеллектуальное развитие и их сочетания. При этом у них, как правило, обнаруживался большой словарный запас, нормальные
способности к обобщению, хорошая оперативная память.
Трудности в воспиятии своего "я" и "ты". Следствие холодного отношения родителей к ребенку, неудовлетворение базовых потребностей в общении.
они замкнуты, пассивны, отгорожены от сверстников, обладают плохой интуицией,
слабыми эмпатическими способностями, мечтательны, погружены в себя.
Признаки аутизма появляются в возрасте до 3 лет. В возрасте 2-7 лет больные
отстают от сверстников в росте, задержана латерализация верхних конечностей,
С раннего возраста дети не обнаруживают интереса к звуку человеческого
голоса, не ждут, чтобы их взяли на руки. Когда начинают ходить, не
следуют за родителями, не боятся оставаться одни или встречаться с незнакомыми
людьми. Отсутствует дифференцировка родственников и близких лиц
от посторонних. Избегают игр со сверстниками, поскольку не проявляют интереса
к ним.
Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из
1), 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по
одному из перечней 2) и 3).
1. Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия
проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального
взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию
и позы тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом
и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что
включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;
в) отсутствие социоэмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной
или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие
модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или)
слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного
поведения;
г) отсутствие спонтанного поиска разделяемой радости, общих интересов
или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает
другим людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их
внимание).
2. Качественные аномалии в'общении проявляются минимум в одной из
следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается
попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой
(часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при
любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности
с другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое использование
слов и выражений;__
г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых или (в более раннем
возрасте) подражательных игр.
3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и
активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые
аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые аномальны
по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержанию
или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным
поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые включают
прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более
сложные движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным
элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими
шуму или вибрации).
Фактически, это шизофрения в раннем детском возрасте, но новый термин для того, чтобы улучшить адаптацию в обществе.
Основное в лечении — стимуляция речевого и социального развития ребенка
и контроль над дезадаптивным поведением в рамках семейной психотерапии.
Фармакотерапия направлена для контроля таких симптомов, как гиперактивность,
агрессивность, саморазрушающее поведение, расстройства сна, судорожный
синдром. Наиболее показаны галоперидол и антиконвульсанты
в соответствующих возрасту дозах. Есть альтернативные методы, например, безглютеновая диета.