Занятие 6. Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье.
Цели занятия:
• Предоставить информацию об основных этапах адаптации ребёнка в приёмной семье;
• познакомить с особенностями каждого этапа;
• сформировать представления о способах преодоления возникающих трудностей.
План занятия
1. Приветствие и разминка
2. Мини-лекция «Первый этап адаптации ребёнка («Медовый месяц»)»
3. Мозговой штурм «Причины возникновения кризиса взаимоотношений»
4. Упражнение «Преодоление кризиса»
5. Мини-лекция «Третий этап адаптации ребёнка («Вживание»)»
6. Упражнение «Поведение и чувства»
7. Мини-лекция «Особенности этапа стабилизации отношений»
8. Подведение итогов и обратная связь
Методические рекомендации
Данное занятие должен проводить психолог, знакомый с этапами адаптации
ребёнка в приёмной семье.
1. Приветствие и разминка
Цель
• включить слушателей в работу;
Форма проведения
• Разминка
Материалы
• Не требуются
Содержание
Ведущий приветствует участников и предлагает провести небольшую разминку: каждый участник по очереди приветствует группу из какого-нибудь образа (например, как капитан корабля, как школьный учитель и пр.) По окончании разминки, ведущий благодарит всех за участие.
2. Мини-лекция «Первый этап адаптации ребёнка («Медовый месяц»)»
Цель
• предоставить информацию о первом этапе адаптации ребёнка в приёмной семье;
Форма проведения
• Мини-лекция
Материалы
• Плакат «Этапы адаптации» (плакат должен находиться на видном месте на протяжении всего занятия)
1. «Медовый месяц» 2. «Уже не гость» 3. «Вживание» 4. «Стабилизация отношений» |
Содержание
Ведущий сообщает слушателям о существовании определённых закономерностей в процессе адаптации ребёнка в приёмной семье, обращая их внимание на плакат «Этапы адаптации». Затем ведущий коротко рассказывает о первом этапе адаптации, имеющем образное название «медовый месяц».
Материал для тренера
Теоретический блок «Первый этап адаптации ребёнка («Медовый месяц»)»
После знакомства и первых встреч ребёнка с потенциальными приёмными родителями он отправляется в гости в семью, а затем начинается постоянная совместная жизнь. На первых этапах, как правило, все участники процесса стремятся понравиться друг другу. Семья радуется, что остались позади испытания и волнения подготовительного периода. Приёмные родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, позитивным настроем. В этот период характерны идеализированные ожидания, как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослых.
В интересах ребёнка, и для достижения долгосрочного успеха в формировании приёмной семьи, взрослые обязаны сдерживать в себе желание слишком быстро сближаться с ребёнком без учета его эмоциональных возможностей. Необходимо напомнить участникам введенное на предыдущих занятиях понятие «психологическое насилие».
Еще один важный момент, который следует учитывать родителям: с точки зрения ребёнка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» – в приют или детский дом, а с приходом в приёмную семью. Часто ребёнок чувствует себя предателем («это я во всем виноват») и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответного чувства благодарности.
Первый этап адаптации может продолжаться от нескольких дней (иногда нескольких часов) до двух-трех месяцев.
Ответив на вопросы слушателей по этой части, ведущий говорит, что для второго этапа («Уже не гость») характерен кризис взаимоотношений в приёмной семье. Резко ухудшается поведение ребёнка, появляются трудности в эмоциональной сфере и во взаимоотношениях ребёнка с приёмными родителями. У некоторых родителей возникает ощущение, что ребёнка как будто подменили. Однако родителям не нужно паниковать: это закономерный процесс, обусловленный множеством причин, совокупно действующих как на ребёнка, так и на семью.
3. Мозговой штурм «Причины возникновения кризиса взаимоотношений»
Цель
• побудить участников задуматься о предпосылках кризисного периода в процессе адаптации ребёнка в замещающей семье, о сложности и противоречивости отношений между приёмным ребёнком и членами его новой семьи.
Форма проведения
• Мозговой штурм
Материалы
• Чистый лист бумаги, маркер;
• плакат «Порочный круг»
Содержание
Ведущий предлагает участникам подумать и составить список причин, по которым может возникать кризис в процессе адаптации. Все идеи ведущий записывает на листе бумаги.
Обсуждение
При подведении итогов мозгового штурма ведущий предлагает дополнительную информацию о возможных причинах кризиса и подробно останавливается на отдельных факторах.
1. Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».
Можно продемонстрировать родителям рисунок пружины в двух состояниях – сжатом и разжатом – и пояснить, что эмоциональные переживания ребёнка на начальных этапах жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью. Ребёнок временно подчиняет свою личность взрослым. Он старается сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагает, могут не понравиться окружающим («тогда прогонят»). Эту напряженность иллюстрирует сжатая пружина.
Однако ребёнок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состоянии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье – это разрешение для ребёнка «отпустить» эмоциональную напряженность, отреагировать на фрустрацию обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически, ребёнок с этого момента доверяет семье свои истинные, не всегда хорошие стороны, что является признаком близости в отношениях. Ребёнок чувствует, что его «уже не прогонят». Появление доверия по отношению к родителю – очень важный момент в жизни приёмной семьи, без которого невозможно двигаться дальше.
В «разжатом», более расслабленном состоянии ребёнку легче адаптироваться как в приёмной семье, так и в детском учреждении, что в конечном итоге создает лучшие, чем прежде, условия для его развития.
2. Неготовность ребёнка к появившимся требованиям и ожиданиям.
Здесь возможны следующие ошибки взрослых:
· Ожидание благодарности от ребёнка. Нужно пояснить, что дети благодарны
взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить – это то, чему
приёмные родители должны научить ребёнка.
• Приписывание ребёнку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребёнок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования
взрослого. Он просто не привык это делать. Его надо научить – так же, как
мы учим детей более младшего возраста.
• Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребёнка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами (например, социально-педагогическая запущенность, трудность
сосредоточения внимания, повышенная тревожность, возбудимость и т. д.)
и не требовать от него много.
• Ведущий вводит понятие порочного круга, который возникает в случае неверного понимания взрослыми своих задач на данном этапе адаптации. Можно продемонстрировать участникам плакат, изображающий порочный круг взаимодействия взрослого и ребёнка. На плакате показана схема взаимозависимости трех составляющих: тревога не даёт ребёнку хорошо учиться и нормально себя вести, плохое поведение ребёнка и проблемы в обучении вызывают негативные реакции взрослых, а это еще больше тревожит ребёнка. В итоге получается замкнутый порочный круг, из которого очень трудно найти выход.
Порочный круг
Ребенок плохо учится, плохо себя ведет |
Негативная реакция взрослых |
Тревога ребенка |
3. Нарастание тревоги ребёнка в связи с неотчетливым пониманием своего места и роли в приёмной семье.
Когда ребёнку не до конца ясна его роль и положение в семье, это может дополнительно тревожить маленького человека и побуждать его испытывать приёмных родителей на прочность. Нужно учитывать, что «проверки» со стороны ребёнка – это информация семье о неполном благополучии во взаимоотношениях. Поговорите с ребёнком, проясните ему, как вы видите ваши будущие отношения.
4. Переживание стресса нового образа жизни.
Любые изменения, даже позитивные – это стресс. Ребёнку нужно так много усвоить, понять. Он сталкивается с новыми требованиями и правилами, с новыми людьми. Он может переживать горе в связи с утратой прежних друзей, привычек, ценностей.
5. Влияние на ребёнка предыдущего травмирующего опыта.
Ребёнок своим трудным поведением может символически показывать качество внутрисемейных отношений в его «прежней» жизни. Возможность «отреагировать» (эмоционально и в поведении) травмирующих его переживаний создает условия для дальнейшего нормального развития ребёнка.
6. Эмоциональные трудности в связи с возможными продолжающими встречами ребёнка с биологическими родителями или другими родственниками.
4. Упражнение «Преодоление кризиса»
Цель
• Привлечь внимание к позитивным сторонам второго этапа и условиям выхода из кризиса
Форма проведения
• Работа в небольших группах (обсуждение)
Материалы
• Чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)
Содержание
Упражнение выполняется в двух подгруппах, образовавшихся после того, как участники рассчитались на «фрукты-овощи». Одна группа получает задание обсудить и перечислить позитивные моменты этапа кризиса отношений, а вторая работает над поиском условий выхода из кризисного периода. После завершения работы группы представляют ее результаты для общего рассмотрения.
Обсуждение
В процессе обсуждения необходимо обсудить с участниками возможность появления у неподготовленного родителя чувства отчаяния, что может привести к ложным выводам: мне достался «не тот» ребёнок, мне с ребёнком не справиться, я — плохой воспитатель и т. д.
Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить следующее:
1. На приёмном родителе лежит большая ответственность, поэтому он не должен легко сдаваться. Он не должен забывать о «полосатости» жизни, о том, что после темных полос обязательно бывают светлые (и наоборот), и это нормально как в жизни приёмной семьи, так и в обычной жизни.
2. Ребёнку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому (взрослый находится у себя дома, у него большой жизненный опыт совладения с трудными ситуациями, он умеет лучше контролировать свое поведение).
3. Если семья чувствует, что не справляется сама, она должна обратиться к специалистам службы сопровождения.
Ведущему следует подчеркнуть важность второго этапа в развитии отношений между ребёнком и приёмными родителями. Положительные стороны этого этапа в том, что он:
• выявляет для взрослых проблемы ребёнка: взрослые лучше понимают ребёнка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем;
• побуждает приёмных родителей пересмотреть свои подходы к воспитанию ребёнка, серьезно задуматься о причинах трудного поведения;
• невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, так как «не пустят» эмоциональные проблемы;
• пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреплению семьи;
• ребёнок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
• снижение уровня тревожности и повышение самооценки ребёнка позволяют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
• полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачивают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений.
Необходимо указать участникам занятия на парадокс: ухудшение поведения
ребёнка следует рассматривать как хороший знак, который должен радовать и
специалистов, и родителей. Во время «медового месяца» ребёнок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам. Это свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяло ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако в следующем периоде ребёнок решает другую важную задачу. Она может быть сформулирована как утверждение своей личности.
Проявлениями самоутверждения отчасти могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребёнка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера.
5. Мини-лекция «Третий этап адаптации ребёнка («Вживание»)»
Цель
• предоставить информацию о третьем этапе адаптации ребёнка в приёмной семье.
Форма проведения
• Мини-лекция
Материалы
• Не требуются
Содержание
• Ведущий делает небольшое сообщение о третьем этапе адаптации ребёнка
в приёмной семье.
Материалы для тренера