О том, как это делают другие
Сегодня имеется достаточно простой инструмент анализа рынка – интернет. Безусловно, он не дает полноценный картины ситуации на рынке услуг, но эту полноценную картину не нарисует ни один из имеющихся сегодня инструментов анализа. Интернет может дать, как минимум, примерный очертания. Мы этим и воспользуемся. Выделим три запроса: «Психотерапевт Москва», «Психологическая помощь Москва», «Психотерапевтический Центр Москва» и рассмотрим результаты, выдаваемые http://google.com на первой странице. А в конце рассмотрим положение дел у сайтов «брендовых» имен в психологии и эзотерике.
Результаты по запросу «Психотерапевт Москва»:
Всего результатов 12 (10 по поиску и 2 по рекламе). Как правило, сайты рекламируют деятельность одного, индивидуально ведущего прием, психотерапевта или Центров, в которых работает группа психотерапевтов. Так же, иногда попадаются справочные сайты (на которых размещена теория и ссылки) и клиники, которые уделяют внимание не только психологии, но всяким интересным лечебным препаратам. Для лучшего понимания рассортируем данные, полученные по запросу в таблицу:
Сайт психотерапевта, который ведет частный прием клиентов | Сайт Центра, объединяющего в себе группу психотерапевтов | Клиника, базирующаяся на медицинских методах лечения | Справочные сайты |
Консультации* | Приём клиентов | Тренинги | Лечение, с использованием медицинских препаратов |
* Во второй части таблицы представлены виды услуг, которые предлагаются на сайтах. Для точности понимания, разберемся в терминологии:
Консультации – общение между психотерапевтом и клиентом по телефону или лично, при котором определяются проблемы клиента и возможности их решения психотерапевтом (или клиенту дается справочная информация, где эти проблемы можно решить)
Приём клиентов – непосредственная работа психотерапевта по решению проблем клиента.
Тренинги – обучающая программа, которая излагается группе слушателей с целью научить слушателей решать проблемы своими силами.
Лечение, с использованием медицинских препаратов – использование различных таблеток, других химических средств, приборов внешнего воздействия на мозг и прочее.
Рассмотрим результаты следующих двух запросов для полноты картины:
Результаты по запросу «Психологическая помощь Москва» (всего результатов 13, три из которых рекламные):
Сайт психотерапевта, который ведет частный прием клиентов | Сайт Центра, объединяющего в себе группу психотерапевтов | Справочные сайты 2 | ||||
Консультации | On-line консультации* | Прием клиентов | Расстановки по Берту Хелленгеру | Тренинги | ||
*On-line консультации – общение клиента и психотерапевта через интернет (как правило, телефонную систему Skype), с целью пояснения клиенту над чем и как стоит работать.
Расстановки по Берту Хелленгеру – психотерапевт или группа психотерапевтов, которая специализируется на работе по методу расстановок Берта Хелленгера.
Сайт Центра, объединяющего в себе группу психотерапевтов | Клиника, базирующаяся на медицинских методах лечения | Справочные сайты 1 | |||
Приём клиентов | Лечение, с использованием медицинских препаратов | Специализация на лечении химических зависимостей | Специализация на сбросе веса и личностном росте | ||
Общая таблица по трем запросам:
Сайт психотерапевта, который ведет частный прием клиентов | Сайт Центра, объединяющего в себе группу психотерапевтов | Клиника, базирующаяся на медицинских методах лечения | Справочные сайты 5 | |||||
Консультации | On-line консультации | Прием клиентов | Лечение, с использованием медицинских препаратов | Расстановки по Берту Хелленгеру | Тренинги | |||
Картина, вроде бы логичная. Но теперь самое интересное. Проанализируем сайты людей и Центров, которые уже проявили себя на данном рынке, по средствам написания книг, пользующихся стабильным спросом. Методика, которую использовал автор при анализе, заключается в том, что берутся имена авторов книг из разделов практической психологии, эзотерики на http://ozon.ru и вбиваются в поиск на http://google.com, анализируется результат. По данной методике сайт Ковалева С.В. так же был бы найден. А далее, с сайта, получена информация о деятельности С.В.Ковалева. Вот что было найдено о других авторах:
Литвак М. – деятельность заключается в проведении психологических семинаров, где людям объясняется, как правильно себя вести, т.е. в стиле «идите и не грешите»
Некрасов А.А. – психологические и эзотерические семинары + разветвленная сеть самоорганизующихся школ, обучающих личной и семейной мудрости. Самоорганизующихся значит, что любой человек может взять «бренд» Некрасова и создать у себя в районе школу-клуб, где время от времени люди будут встречаться и общаться.
Пеунова С. – индивидуальные консультации + тренинги по своей методике, ориентированные на личностный рост и работу со стрессом
Пинт А. – эзотерические семинары, с целью перехода от дуальности к Единству
Жикаренцев В.В. – психологические и эзотерические семинары, ориентированные на личностный рост и обретение ощущения Единства
Левшинов А. – индивидуальные консультации, эзотерические семинары, физические тренинги (йога, цигун)
Открытый Темперологический Институт – преподавание своей теории в «университетском» стиле
Свияш А. – тренинги, направленные на благополучие личное и денежное
Козлов Н.Н.(тренинг-центр Синтон) – тренинги, направленные на личностный рост
Мир Вашего Я – центр, специализирующийся на приеме клиентов, их консультации и лечении + тренинги, направленные на обучение психологической науке
Хазин М. – семинары, ориентированные на раскрытие творческих способностей человека и личностный рост
Московский НЛП-центр – личные и корпоративные тренинги, ориентированные на раскрытие бизнес-способностей у человека
НЛП-центр Плигина А.А. - личные и корпоративные тренинги, ориентированные на раскрытие бизнес-способностей у человека + тренинги известных зарубежных специалистов НЛП.
О рынке услуг в целом
Из «брендовых» сайтов в изученные три запроса («психотерапевт Москва», «психологическая помощь Москва», «психотерапевтический центр Москва») попал только один – сайт А. Свияша, в запрос «психотерапевтический центр Москва».
Все остальные позиции заняты личными сайтами психотерапевтов, сайтами Центров, особо не гремящих своим названием в психологических кругах и парочкой затесавшихся клиник, которые специализируется на медикоментозном лечении своих пациентов. То есть рынок свободен, нет еще «брендовых» имен, которые забили своим «брендовым» именем все вокруг. Где вы видели рекламу НЛП-центра Плигина А.А. например? Вроде бы люди пиаряться, известны в НЛП кругах, но найти их можно только вбив на http://google.com «НЛП-центр». И вместе с ними ссылки на Московский, Петербургский, Уфимский, Сибирский, Воронежский, Пермский, Ростовские НЛП-центры + НЛП-центр Гагина Т. Далее, на второй странице, находим Центр Ковалева С.В. и продолжаем путешествие по городам России, вперемешку со справочными сайтами по НЛП. Рынок сжат до минимума. КОНКУРЕНЦИИ нет, как таковой. Берись и делай.
Безусловно, одна из причин того, что психотерапевты предпочитают «сарафанное радио» является то, что спрос не так велик. Например, запрос «НЛП-центр» интересует всего 1.141 человек в месяц, хотя запрос «практик НЛП» уже 3.756 человек J Три проанализированных запроса («психотерапевт Москва», «психологическая помощь Москва», «психотерапевтический центр Москва») дают в сумме (749 + 729 + 1.088)= 2.566 заинтересованных человек, что крайне мало. Зачем напрягаться, если это никому не нужно?
Но почему это никому не нужно? Вроде наука о познании себя, но обывателя почему-то всегда пугала наука «психология», не говоря уже о «психотерапии». Даже сейчас, когда эти науки вышли на новый уровень, люди продолжают бояться. Похоже, что подача информации о данных науках не вяжется с позитивными мыслями у людей. Слово «псих» всегда отражалось в обществе с плохим оттенком. Люди бояться этого слова. Пойти к «психологу», значит признать, в некотором роде, что ты псих. Не лучшее решение в жизни, по мнению большинства людей.
А что, если спросить у человека «ты бы хотел жить в гармонии?», «ты бы хотел быть счастливым?», «ты бы хотел, что бы твоя семья была счастлива?», «ты бы хотел узнать свое предназначение?», это уже совершенно другой посыл, который вызывает позитивную реакцию при восприятии. Самое поразительное, что слово «психология» и предложение «ты бы хотел жить в гармонии» направлены на одно и то же. Просто, у второго преимущество за счет прямого изложения цели.
Может, стоит изменить посыл и тогда люди поймут, что им предлагают? Мы, ведь, занимаемся не психологией. Это просто метка, просто название. Мы занимаемся познанием себя с целью обретения гармонии, счастья и понимания своего предназначения, того зачем мы появились здесь. Это фундаментальные вопросы, которые интересуют любого человека.
Рынок необходимо переворачивать, необходимо показать, что скрыто за другой стороной монеты под пугающим названием «психотерапия». В некотором роде, необходимо рождать новую науку, ориентированную на счастье, а не психику. Нынешняя психотерапия уже готова к этому. Она сейчас не изучает психику в прямом смысле этого слова, дело ушло за изначально обозначенные пределы. Энергетика, эзотерика, карма, имаго-мир стали неотъемлемой частью современной психологии. Но это уже не психология. Это уже что-то другое. Современная психология переросла те, как оказалось, «короткие штанишки» ;) , которые предлагала изначальная психология.
Я надеюсь, вы уже поняли, о чем говорит автор. Это новая маркетинговая политика, которая должна привлекать людей, а не отталкивать. Меньше науки, больше счастья. Донести это до людей и рынок перевернется на 180 градусов. Ибо, нынешняя ситуация, когда самая фундаментальная наука о человеке пугает самого человека – напоминает шизофрению. Опять эта терминология… страшная вещь. Необходимо уходить от слов «психология» и «психотерапия» и переходить к более понятным словам, которыми данная наука занимается на самом деле. По мнению автора, это основная вещь, которая сможет изменить рынок услуг, который давно пора изменить.
О преградах