Анализ проблемы подросткового алкоголизма в современном обществе
Феоктистова К.А.
студентка магистратуры 2 курса ППО
Семин М.А.
студент магистратуры 2 курса СР
научный руководитель: к.п.н., профессорГ.Н. Тюрикова
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орёл
На современном этапе проблема алкоголизма перестала быть только медицинской и моральной, она затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего человечества и непосредственно влияет на всех членов общества.
Сегодня наряду с экономическим кризисом наблюдается и кризис социальный, к которому наиболее восприимчивы подростки. Место старых установок занимают новые ценности и подростки в силу специфики своего возраста не успевают перерабатывать новую информацию самостоятельно и тогда на помощь им приходит улица со своими законами. Именно на улице подросток впервые знакомится с алкоголем, никотином, наркотиками. Алкоголизм - это несчастье не только семьи, но и общества в целом, и решать ее необходимо совместными усилиями.
В контексте этой проблемы следует отметить и роль наследственности в формировании нового поколения. Увеличение количества семей больных алкоголизмом приводит к тому, что дети родителей, страдающих алкогольной зависимостью, попадают в категорию потенциальных алкоголиков. [4,c.11]
Все это приводит к тому, что значительно уменьшается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12% подростков начинает пить в 8-12 лет, а к 14-15 годам уже наблюдается систематическое употребление алкоголя. Начало злоупотребления алкоголем тесным образом связано с психологическими особенностями подросткового кризиса. При анализе процесса алкоголизации несовершеннолетних употребление ими спиртных напитков необходимо рассматривать как девиацию, т.е. одну из форм нарушения поведения.
Чтобы избежать отрицательных последствий подросткового алкоголизма, необходимо вовремя обратить внимание на молодого человека в подростковом периоде. Будущее и подрастающее поколение можно уберечь от алкоголизма, сформировав у него самостоятельное и разумное отношение к употреблению спиртного. С этой точки зрения, очевидно, что подросток может и должен быть вовлечён в профилактическую работу, инициатором которой должен стать социальный педагог, в полной мере осознающий всю сложность рассматриваемой проблемы.
В медицинском понимании алкоголизм - это хроническое заболевание, основанное на непреодолимой тяге к спиртным напиткам. С социальной точки зрения алкоголизм – это форма отклоняющегося поведения, основанная на постоянном влечении к алкоголю с последующей социальной деградацией личности. Ранняя стадия развития алкоголизма, характеризующаяся болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и постоянного употребления спиртосодержащих напитков, называется пьянством. [1,с.56] Характерность пьянства и алкоголизма, как форм отклоняющегося поведения, состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие общественные отклонения: преступность, правонарушения, безнравственное поведение, склонность к суициду.
Поведение, вызванное употреблением психоактивных веществ без сформированной зависимости, называют аддиктивным поведением. Оно отличается широким индивидуальным разнообразием, но в целом можно выделить три основных этапа его формирования.
Первый этап – это первоначальное употребление алкоголя, которое совершается обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют интерес, групповая позиция и мотивы группового самоутверждения.
Второй этап - поисковое аддиктивное поведение. Оно характеризуется применением различных видов психоактивных веществ и обычно наблюдается в младшем подростковом возрасте. На этом этапе индивидуальной психической зависимости еще нет, но может образовываться групповая психическая зависимость.
Третий этап –это период, в течение которого осуществляется переход аддиктивного поведения в болезнь. Оно присходит под влиянием многих факторов, среди которых можно выделить социальные, социально-психологические, психологические и биологические.[2,с.43]
Таким образом, становится понятным, что у подростков, в отличие от взрослых, алкоголизм имеет ряд характерных особенностей, к которым относится, например, быстрое привыкание к алкогольным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у подростка развитие хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическими особенностями юного организма. Мозговая ткань молодого человека, в отличие от взрослого, насыщена водой, но бедна белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и хорошо усваивается организмом, при этом лишь только 7% алкоголя выводится лёгкими и почками, а остальные 93% действуют как яд, оказывая сокрушительное влияние на все органы и системы, что приводит к опасному течению болезни.
Помимо этого для подростков характерно употребление больших доз алкоголя; это связано с тем, что принятие алкоголя подростками не одобряется обществом, поэтому они, как правило, пьют втайне от всех, чаще всего без закуски, принимая всю дозу сразу.
Не менее опасно и быстрое развитие у подростков запойного пьянства. Для них становится нормальным пить по любому поводу и без него, при этом в состоянии лёгкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них необычным состоянием; для них характерна склонность к полному опьянению - только в этом случае выпивка расценивается как удачная и полноценная.[5,с.38]
Очень важно отметить, что употребление алкогольных напитков в подростковом возрасте способствует появлению или заострению таких черт характера, как нервозность, враждебность, замкнутость, отчуждённость. При неустойчивой нервной системеи ещё несформировавшихся жизненных взглядах подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчив к воздействию отрицательной информации.
К проблеме подросткового алкоголизма обращались разные учёные: врачи, педагоги, психологи, которые рассматривали причины алкоголизма у детей, а также последствия его воздействия на организм подростка. Например, психологи пытались объяснить развитие алкоголизма в таком возрасте преимущественно внутренними причинами. В защиту этих взглядов выдвигались всевозможные теории происхождения алкоголизма: аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма видят в различных биологических сдвигах в организме или в подсознательном стремлении человека к алкоголю. Однако все сходятся на том, что главным звеном в развитии алкоголизма у школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе ровесников.[6,с.14]
Таким образом, нами проанализированы основные причины алкоголизма в подростковом возрасте, к которым можно отнести неблагополучные семьи; динамично-позитивную рекламу в средствах массовой информации; избыток свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; желание уйти от проблем; психологические особенности личности подростка; его стремление к самоутверждению. В связи с этим с большой долей вероятности происходит формирование у подростка влечения к алкоголю, которое затем перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости.
Очевидно, что подростковый алкоголизм развивается не на пустом месте. Молодой человек, который имеет какие-либо увлечения, цель в жизни, чувствует поддержку родных ему людей, не станет убивать свою жизнь алкоголем. Совсем иначе складывается ситуация, при которой и времени свободного много, и планов на будущее нет, и компания подвернулась не самая благоприятная. Такое стечение обстоятельств, как правило, и приводит к появлению проблемных пристрастий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взрослым необходимо уделять должное внимание увлечениям и способностям подростков, их самореализации и занятости, а также личностному развитию детей. И здесь хорошими помощниками станут всевозможные кружки, школы, клубы различной направленности.[3,с.24]
Главное помнить, что подростковый возраст — это кризис во взаимоотношениях между родителями и детьми. И в это время нужно не столько «закручивать гайки» в воспитании ребенка, сколько следить за своим поведением и за тем, какой пример, мы ему подаем.
Использованные источники
1. Кондратенко В.Т., Скугаревский А.Ф. Алкоголизм. — Минск, 2003
2. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. — М., 2006
3. Корченов В.И. Пьянство, алкоголизм, наркомания: причины и следствие / Медико-биологические и социальные аспекты наркологии / Сб. науч. трудов. — М., 2007
4. Психология и клиника алкогольной зависимости. Современные подходы в психотерапии алкоголизма и взгляды на реабилитацию больных и членов их семей [Электронный ресурс]: http: // hot-line.chart.ru /
5. Татаринова Н.М. Педагогическая диагностика социальной адаптации учащихся с отклоняющимся поведением. – М.,2009
6. Шпейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.,2005