Маха-ведха-мудра — символ великой мудрости
Маха-ведха-мудра является одной из трех великих мудр, совмещенная практика которых относится к ключевым аспектам внутренней энергетической работы в Йоге. Для освоения Маха-ведхи необходимо вначале научиться выполнять Маха-бандху, Ашвини-мудру и простейшие пранаямы — Сахаджа-пранаяму и Пашчатья-пранаяму. Лучше всего выполнять Маха-ведху в полной позе лотоса — Падмасане, но можно воспользоваться также любой из асан, предписанных для практики Маха-бандхи. Без Маха-ведхи Маха-бандха неполноценна ( Если Маха-бандха прорабатывает переднюю часть серединного кольца, то Маха-ведха — заднюю). Обе практикуются для того, чтобы на их основе можно было выполнить Маха-мудру.
Техника выполнения. Принять одну из подходящих асан, выпрямиться, подобрать живот, выдохнуть и со вдохом медленно выполнить одновременно Маха-бандха-мудру и фиксированную Ашвини-мудру. Выполнить Джаландхара-бандху, вытянув вверх шею так, чтобы подбородок вжался в подъяремную выемку, и остановить дыхание примерно на пять секунд.
С медленным выдохом отпустить все три бандхи. Повторить 10—20 раз. Поменять положение ног на зеркальное и повторить столько же раз. По мере того как возрастает способность задерживать дыхание, длительность фиксации Маха-ведха-мудры также должна увеличиваться.
Во время выполнения Маха-бандхи и Маха-ведхи можно с легкостью проследить, как во время вдоха и сжатия внизу прана устремляется к голове, а во время выдоха и расслабления — опускается вниз, сосредоточиваясь внутри живота в области чуть ниже пупка.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[Существует также вариант практики этих мудр, в котором во время выдоха не расслабляются, а наоборот — выполняют полную жесткую Мула-бандха-мудру и, сжимая внутренние органы нисходящим напряжением диафрагмы, под давлением «упаковывают» в живот нисходящий поток праны, расслабляясь лишь после того, как выдох завершен. Однако эта техника довольно сложна, поэтому подробно описывать ее здесь нецелесообразно.]
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Действие. Действие Маха-ведха-мудры подобно действию Маха-бандха-мудры. Циркуляция крови в области таза и кровоснабжение расположенных там органов и эндокринных желез усиливается. Маха-ведха фиксирует анальный канал — еще одно отверстие на пути прохождения задней ветви серединного кольца, сквозь которое при отсутствии должного контроля тонкое тело теряет силу. Кроме того, Маха-ведха-мудра способствует избавлению от таких проблем, как неконтролируемые поллюции у мужчин, опущение матки у женщин, и укрепляет организм в целом посредством накопления в нем жизненной силы.
19. Маха-мудра — великий символ
Маха-мудра, или Маха-мудрасана, — третья составная часть тройственной практики, состоящей еще и из Маха-бандхи и Маха-ведхи. Маха-мудра является квинтэссенцией тройственной практики — она заставляет прану устремляться вверх по центральному каналу, напрямую — сквозь тело — соединяющему «Врата жизни и смерти» с точкой выхода Брахмарандхры из головы — «Центром схождения потоков».
Техника выполнения. Маха-мудра, Маха-бандха и Маха-ведха дополняют друг друга и должны практиковаться именно в таком порядке, обычно Маха-мудра выполняется посредственно перед первыми двумя, хотя в некоторых случаях цикл строят, начиная с Маха-мудры и затем выполняя Маха-бандху и Маха-ведху.
Сесть на пятки, выпрямить правую ногу и слегка сдвинуть тело так, чтобы левая пятка оказалась точно под промежностью (рис.2-19.1).
рис.2-19.1 рис.2-19.2
Слегка наклониться вперед, подкорректировать положение ягодиц и таза, захватить кистями рук ступню вытянутой вперед правой ноги, выпрямить позвоночник. Таз и поясничный отдел позвоночника — в одной плоскости! Вытянуть вверх шею, прижимая подбородок к подъяремной выемке — Джаландхара-бандха.
Как следует расправить плечи и грудную клетку, вытягивая позвоночник вверх к макушке головы. Напрячь спину, подтягивая носок правой ноги к себе, — спина плоская и твердая от напряженных мышц. Это — исходное положение (рис.2-19.2). Выдохнуть. С медленным вдохом выполнить Маха-ведху, напрячь мышцы тазового дна и мышцы передней стенки живота, подтянуть вверх диафрагму — жесткая Мула-бандха с мышечной Уддияна-бандхой, вытесняющая прану из яйцеобразного внутритазового пространства — Канды — вверх.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[При этом прана не может подниматься вверх по всему объему энергетического тела, а положение тела и сжатие живота не позволяют ей двигаться по передней и задней ветвям серединного кольца. Потоку праны не остается никакого другого выхода, кроме движения вверх по центральному каналу.]
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тот, кто страдает повышенным кровяным давлением или испытывает какие-либо болезненные ощущения при таком варианте практики, может вместо Мула-бандхи и Уддияна-бандхи при вдохе выполнять в позе Маха-мудры Маха-ведху или даже просто Маха-бандху.
Эффект будет тем же, но не столь явным. Необходимо отметить, что Уддиняна-бандха на вдохе — прием довольно сложный. После вдоха остановить дыхание на несколько секунд и затем медленно выдохнуть, полностью расслабляя живот, промежность и анальный сфинктер.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[Существует вариант практики Маха-мудры, в котором пауза на вдохе весьма продолжительна и уравновешивается паузой, выполняемой после выдоха. Во время второй — «пустой» паузы выполняется глубокая вакуумная Уддияна-бандха. Джаландхара-бандха — прижатие подбородка к грудине — удерживается в обеих паузах и во время вдоха. Отпускать Джаландхара-бандху можно во время выдоха через несколько секунд после его начала.]
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Повторить от 10 до 20 раз. Поменять ноги местами и выполнить такое же количество повторений в зеркально измененной позе.
Действие. «Ничто не может повредить, ибо практикой этой мудры гибельное действие любых веществ
разрушается. Даже самые страшные из ядов, попадая в тело, благотворны и подобны нектару. Туберкулез, проказа, геморрой, кишечные колики и все болезни органов пищеварения одолеваются Маха-мудрой» («Хатха-Йога-Прадипика», 3-16,3-17).