Глава 25. Ранние трупные явления.
К ранним трупным явлениям относятся охлаждение, окоченение, трупные пятна, высыхание, помутнение роговицы.
После смерти температура трупа сразу же начинает падать вследствие прекращения в организме окислительных процессов: наступает трупное охлаждение. Быстрота и степень его зависит от многих факторов — температуры окружающей среды, влажности, движения воздуха, поверхности, на которой лежит труп (дерево, железо и т. п.), наличия и свойства одежды, а также от индивидуальных особенностей самого трупа (степень упитанности, температура тела в момент смерти).
На открытых частях тела охлаждение трупа становится заметным обычно через час-два после смерти; в местах, прикрытых одеждой, через четыре-пять часов.
Однако эти данные имеют лишь относительное значение для установления давности наступления смерти, поскольку они в зависимости от указанных выше причин подвержены колебаниям в широких пределах.
Охлаждение тела, ощутимое на ощупь, само по себе не может служить достоверным признаком действительного наступления смерти, так как у живых людей при некоторых болезненных состояниях также наблюдается значительное понижение температуры.
Трупное окоченение выражается в том, что как скелетные мышцы, так и мышечная ткань внутренних органов уплотняются, укорачиваются, как бы напрягаются, становятся «неподатливыми». Вследствие этого суставы тела, конечности представляются «застывшими» в определенном положении, нередко фиксирующем ту позу, которую человек принял в момент смерти (если только она вскоре не была изменена). Чтобы изменить расположение окоченевших суставов, требуется некоторое усилие. Если такое воздействие на окоченевшую мышцу производится в первые четыре-пять часов после смерти, то окоченение может восстановиться и зафиксировать сустав в том новом положении, которое ему придали. Это следует иметь в виду, чтобы не допустить ошибку при суждении о первоначальной позе трупа, В частности, известны случаи, когда преступник, желая инсценировать самоубийство, вкладывал оружие в руку жертвы; наступающее затем окоченение фиксировало его в этом положении. Создавалось впечатление, что умерший держал оружие в момент смерти.
Существует определенная схема возникновения и развития трупного окоченения скелетной мускулатуры. Оно возникает сначала в мышцах головы, лица (в первую очередь в мышцах нижней челюсти) и шеи, затем последовательно спускается вниз на туловище и нижние конечности и, наконец, распространяется на верхние конечности. Однако эта схема не является неизменной, здесь возможны отклонения.
В нижней челюсти окоченение развивается обычно через два-четыре часа после смерти, а через шесть-восемь часов его можно констатировать во всем теле.
По истечении определенного времени трупное окоченение исчезает, наступает так называемое разрешение его. Обычно разрешение начинается на второй и завершается на третий-четвертый день после смерти. Оно происходит в обратном порядке по отношению к развитию окоченения, т. е. снизу вверх.
Судебно-медицинское значение трупного окоченения заключается также в том, что оно является вполне достоверным признаком действительно наступившей смерти и, кроме того, степень развития его может служить одним из критериев для определения времени наступления смерти, а иногда и ее причины. Однако быстрота и степень развития трупного окоченения не являются абсолютно стабильными, они зависят от ряда условий как внешнего, так и индивидуального порядка. Так, чем выше температура внешней среды, тем быстрее и интенсивнее развивается (и разрешается) окоченение. Известны случаи, когда оно бывает резко выражено во всех мышцах уже через два-три часа и разрешается через семь часов после смерти. При низкой окружающей температуре появление трупного окоченения и разрешение его задерживаются. Естественно, что при таких условиях все факторы, влияющие на охлаждение трупа, будут оказывать свое действие также на развитие и разрешение трупного окоченения.
Окоченение наступает быстрее и резче выражено при хорошо развитой мускулатуре и, наоборот, не резко выражено при недостаточном развитии мышц, например, у истощенных субъектов, у младенцев, стариков, при мышечных атрофиях. Большое значение имеет степень напряжения мышц в момент смерти. Так, если смерть наступила при явлениях судорог (например, при эпилептическом припадке, поражении электрическим током, отравлении стрихнином), быстро наступает очень резкое окоченение.
Таким образом, диагностическая ценность трупного окоченения как показателя времени наступления смерти имеет лишь относительное значение.
Следует сказать и о так называемом жировом окоченении, которое не имеет ничего общего с трупным. В результате понижения температуры тела подкожный жир застывает, становится более плотным; эластичность кожи и подкожной клетчатки уменьшается, имеющиеся на коже складки не расправляются и могут быть ошибочно приняты, например, на шее за след давления петли.
При прекращении деятельности сердца кровь, находящаяся в кровяном русле, под действием тяжести стекает в нижерасположенные части тела, вызывая переполнение и расширение соответствующих сосудов. Последние, просвечивая через кожу, образуют трупные пятна. Цвет их может быть различным — красноватым, багровым, синеватым или фиолетовым. Различают три стадии трупных пятен. Первая — гипостазы — представляет собой расширенные, переполненные кровью сосуды. Они появляются через 20 — 45 минут после наступления смерти на нижерасположенных частях трупа (при положении на спине обычно на заднебоковых поверхностях шеи). Через час-два они увеличиваются в размерах и становятся интенсивнее, кое-где даже сливаются и возникают в различных областях тела. На фоне их резко выделяются своей бледностью те места, где кожа оказалась прижата складками одежды или тяжестью тела к поверхности, на которой лежит труп (на ягодицах, лопатках, затылке) (рис. 34). Гипостазы легко исчезают при надавливании пальцем; при переворачивании трупа они исчезают и заново образуются в тех местах, которые оказались расположенными ниже.
По истечении двух-трех часов после смерти на смену гипостазам постепенно приходит вторая стадия пятен — трупные стазы. Они характеризуются еще большим переполнением сосудов, иногда мелкими разрывами их с образованием точечных кровоизлияний; кровь уже не удается полностью выдавить. Поэтому даже при сильном прижатии пальцем пятно лишь бледнеет, но не исчезает. При переворачивании трупа в этот период имеющиеся пятна не исчезают, а возникают новые гипостазы в тех частях трупа, которые оказались расположенными ниже.
Рис. 34. Трупные пятна. На фоне их видны отпечатки кроватной сетки, на которой лежал труп (Weimann)
Третья стадия пятен — трупное пропитывание (имбибиция) — наступает приблизительно через десять часов после смерти (иногда значительно позже). В это время кровяной пигмент (гемоглобин) выделяется из эритроцитов в кровяную плазму и вместе с ней, просачиваясь через стенки сосудов в окружающую ткань, пропитывает ее, окрашивая в красный цвет. Такое имбибированное пятно не бледнеет при надавливании и не исчезает при переворачивании трупа.
Трупные пятна имеют большое судебно-медицинское значение. Их цвет иногда указывает на причину смерти (при некоторых отравлениях и смерти от действия низкой температуры). Наличие стазов и трупного пропитывания на вышерасположенных частях может свидетельствовать о том, что труп переворачивали. И наконец, они позволяют делать выводы о давности наступления смерти, но при этом нужно быть очень осмотрительным, так как быстрота и степень развития трупных пятен зависят не только от фактора времени, но и от других причин. В теплой среде пятна образуются быстрее, на холоде возникновение их и переход от одной стадии к другой значительно задерживаются. Имеют значение свойства крови (жидкая, свернувшаяся). Трупные пятна могут быть очень слабо выражены или отсутствовать при значительном обескровливании трупа. Они могут быть особенно резкими в тех частях тела, где в момент смерти имелось большое полнокровие (например, на лице при повешении, удавлении).
Трупные пятна появляются не только на наружных покровах, но и на внутренних органах, где их ошибочно можно принять за болезненные изменения (например, за воспалительные явления). Особенно резко бывает выражено трупное пропитывание на внутренней поверхности сосудистых стенок и сердца.
С прекращением кровообращения прекращается поступление жидкости к тканям тела, а следовательно, и возмещение потери ее вследствие испарения. Кроме того, как указывалось, происходит отток жидкости от выше расположенных частей трупа. Следствием этого является обеднение жидкостью, высыхание тканей, особенно заметное на покровах тела и, в частности, там, где эпителиальный слой тонок или по каким-либо причинам поврежден (прижизненно или посмертно). Подсохшие участки приобретают сначала желтый, потом буроватый цвет, поверхность их плотноватая, напоминает пергамент. У трупов взрослых людей подсыхание проявляется на слизистой кайме губ, у мужчин — на мошонке, на крайней плоти.
Подсыхают также глазные яблоки; при открытых глазах подсохшая часть повторяет собой форму глазной щели, образуя на белочной оболочке, по обе стороны радужки, два буроватых треугольных участка, так называемые «пятна Лярше», которые обычно появляются к концу первого часа после наступления смерти. Приблизительно через 24 часа после смерти отмечается помутнение роговицы, она становится беловатой и непрозрачной. Дальнейшее высыхание глазных яблок приводит к потере ими упругости, сморщиванию и западению.
Вследствие подсыхания поврежденного поверхностного рогового покрова кожи (эпидермиса) имевшиеся при жизни ссадины, царапины, расчесы и т. п. становятся более четкими и как бы увеличиваются в размерах; то же происходит и с посмертными повреждениями, например, при транспортировке трупа. Приобретают вид ссадин участки опрелости кожи (в области половых органов или там, где имелась мокнущая экзема), что может привести к ошибочным выводам о причиненном насилии. Следы потеков рвотных масс в окружности рта вследствие наличия в них кислого содержимого желудка, разрыхляющего роговой покров кожи, при подсыхании могут имитировать результат действия едких жидкостей, что иногда приводит к ошибочному подозрению об отравлении. Особенно резко обнаруживается подсыхание на трупах новорожденных и младенцев. Это объясняется нежностью их эпителиального покрова, его малой резистентностью и легкой ранимостью.
Из изложенного следует, что ранние трупные изменения подвержены значительным колебаниям в каждом отдельном случае и решить вопрос о давности наступления смерти на основании одного какого-либо признака нельзя. Только тщательный анализ совокупности полученных данных с учетом особенностей всей конкретной обстановки позволяет делать более или менее достоверные выводы.