Исследование фонематического восприятия

(дифференциации фонем)

Определить способность дифференцировать зву­ки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.

И ЗАДАНИЯ

1. Повторение серий слогов.

  Серии из двух слогов  
бапа паба гака кага тада дата
заса саза саша шаса саца цаса
жаша шажа зажа жаза шаща щаша
чатя тяча щача чатя сяща щася
  Серии из трех слогов  
бапаба пабапа гакага кагака
датада тадата засаза сазаса


Исследование фонематического восприятия - student2.ru
Исследование фонематического восприятия - student2.ru

цасаца жашажа щачаща
сацаса шажаша чащача
шасаша тячатя шащап1а

сашаса чатяча щашаща

2. Показать картинки. Исследование проводит­
ся с использованием картинок на слова-квазиомо­
нимы (см. с. 39—59).

3. Придумать предложения со словами-квази­
омонимами.

Примерный речевой материал

П—Б, 1Г—Б': почка — бочка, палка — балка, пашня — башня, папочка — бабочка, папа — баба, пой — бой, пот — бот, полит — болит, порт — борт, запор — забор, пил — бил, пей —бей, запирает — забирает.

Т—Д, Т" — Д': трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, тушь — душь, там — дам, Толя — доля, уточки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — Дина, Тима — Дима.

К—Г, К'—Г': класс — глаз, кора — гора, кор­ка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, кость — гость, калька — галька, крот —грот, калина — Галина, шакал — шагал, икра — игра, кит — гид.

Ф—В, Ф'—В': фаза — ваза, Фаня — Ваня, фас — вас, сова — софа, финт — винт.

Л—В, Л'—В': лоск — воск, лодка — водка, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить —■ вить, Лена — вена, ленок — венок.

Л—Й, Л'—Й: галка — гайка, вол — вой, стол — стой, мал — май, галька — гайка.

Р—Л: рожки — ложки, рак — лак, роза — лоза, ров — лов, рука — Лука, ром — лом, гроза — гла­за, бурки — булки, болт — борт, храм — хлам, жарко — жалко, игра — игла, город — голод, пра­вить — плавить, терка — телка, укор — укол.

Собор — забор

Коса — коза




Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Усы —

ужи

Гроза — глаза



Исследование фонематического восприятия - student2.ru — жук


     

Мышка — мишка





Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru



Коса — касса

Лес — лещ



Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru



Вилы — вилла

Плюс — плющ





 
  Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

   
   
     

Почка — бочка

Челка — телка



       
  Исследование фонематического восприятия - student2.ru
 
    Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

л:.;" I



Башня — пашня

Толя — доля





Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Класс — глаз





Баран — баян



Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru



Исследование фонематического восприятия - student2.ru Икра — игра

Яма — рама






 


Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru



Софа — сова

Луша — лужа



Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru



Фаня — Ваня

Крыса — крыша






Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru


Уточка — удочка

Венок — ленок


Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru


Трава — дрова

Челка — щелка



Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru



Исследование фонематического восприятия - student2.ru Печка — Петька

Нос — ночь



 

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Полка — полька



Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

I.

Галка — гайка

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Речка — редька




Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru


Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Исследование фонематического восприятия - student2.ru

Сайка — чайка

Рожки — ложки



Р'—Л': репка — лепка, риза — Лиза, рейка — лейка, жарить — жалить, сорить — солить, ва­рить — валить, Марина — малина, Варя — Валя, жарь — жаль, угорь — уголь, мерь — мель.

Р—Л': шар — шаль, сор — соль, бор — боль.

Р, Р'—И: рама — яма, рано — Яна, марка — майка, борцы — бойцы, баран — баян, дар — дай, ларь — лай, рот — йод.

С—3: суп — зуб, сайка — зайка, собор — запор, суд — зуд, советы — заветы, сыпь — зыбь, слой — злой, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — злить, сев — зев.

С—Ц: свет — цвет, сорить — царить, светик — цветик, лиса — лица, сел — цел.

Ш—Ж: шар —■ жар, шаль — жаль, шутка — жут­ко, шить — жить, шесть — жесть, Саша — сажа, Луша — лужа, шито — жито.

Ч—Щ: читать — считать, челка — щелка, чет — счет, горячий — горящий, плач — плащ, лечь — лещ, дочь — дождь, точить — тащить.

Ч—Ш: чайка — шайка, чурка — Шурка, коч­ка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка — кашка, ночь — нож, чашки — шашки.

Ч—Т': челка — телка, чавкает — тявкает, чест­ный — тесный, чинный -— тинный, печка — Петька, вечер — ветер, качка — Катька, речка — редька, плечи — плети, мяч — мять, меч — медь, врач — врать, бич — бить.

С—Ш: сок — шок, сайка — шайка, миска — миш­ка, крыса — крыша, каска — кашка, касса — каша, посол — пошел, маска — Мишка, мыс — мышь, нас — наш, ус — уж, усы — ужи, басня — башня.

С—Ж: сук — жук, сыр — жир, ссора — Жора, усы — ужи, сила — жила, косы — кожи.

С—Щ: писать — пищать, лес — лещ, плюс — плющ, сели — щели, весь — вещь, лезь — лещ.

С—Ч: каска — качка, сайка — чайка, нос ночь, бис — бич, село — чело.

3—Ж: зал — жал, роза — рожа, разок — рожок, луза — лужа.

М—М': Мишка — мышка, мыло — Мила, мал — мял, мил — мыл.

Л—Л': ел — ель, Юля — юла, лук — люк, гал­ка — галька, угол — уголь, ложка — Лешка, мол — моль.

Исследование

Языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложения на слова.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дож­ди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые лис­тья падают на землю. Из леса вышел старик с боль­шой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Ш ЗАДАНИЯ

1. Определить количество слогов в слове, назван­
ном логопедом.

Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2. Отобрать картинки, в названии которых три
слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, вело­сипед.

 
  Исследование фонематического восприятия - student2.ru

3. Назвать слово, предложение, произнесенное по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

3. Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

А. Выделение звука на фоне слова.

Ш ЗАДАНИЯ

Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

Б. Выделение первого звука из слова.

Ш ЗАДАНИЕ

Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

В. Выделение последнего звука из слова.

Г. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

ЗАДАНИЯ

Где слышится звук Р в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

Где слышится звук Ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

Д. Определение количества звуков в словах.

II ЗАДАНИЕ

Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

Е. Определение места звука по отношению к дру­гим звукам слова.

\Ш ЗАДАНИЯ (позиционный анализ)

Какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Назови соседей звука Ш в словах (какой звук слышится перед, после звука III?):кошка, смеш­но, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Ш ЗАДАНИЕ

Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука.

Ч-а-с, п-ы-ль, т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д'-и, а-л-ф-а-в'-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и.

Исследование фонематического восприятия - student2.ru 5. Фонематические представления.

Определить способность осуществлять фонема­тический анализ слов в умственном плане, на ос­нове представлений.

ИР ЗАДАНИЯ '

Придумать слова, в которых есть звук Ш. Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. Отобрать картинки, в названии которых 5 зву­ков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Наши рекомендации