Здоровье детей и подростков,зависимость от соц и экологич факт-в

Здоровье- это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности. Для измерения физического состояния человека применяют различные критерии оценки его здоровья:

1. соматометрические показатели (антропометрические) - это весоростовой показатель, жизненный показатель, крепость телосложения, индекс массы тела.

2. физиометрические показатели: сила кисти, становая сила, жизненная емкость легких и др.

3. соматоскопические показатели: степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение, состояние позвоночника и сводов стопы и др.

4. психическое состояние - устойчивость нервной системы (сон, активность, работоспособность, взаимоотношения).

5. закаленность - способность сохранять постоянство температура тела (иммунные механизмы, устойчивость к инфекции, аллергическим заболеваниям).

6. адаптационные возможности - общая выносливость или аэробная производительность по тесту Купера, пробы с приседаниями, ЭГСТ, велоэргометр и др. По С.М. Громбаху, показателями здоровья детей служат:

* отсутствие заболеваний,

* нормальное состояние основных функций,

* своевременное и гармоничное развитие,

* высокая реактивность организма.

Физиологическое развитие детей, закаливание.Медицинские группы физической культуры.

Физи́ческое разви́тие — это совокупность морфофункциональных показателей, характеризующих состояние организма. ((динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. ))

Факторы влияющие на физическое развитие: К эндогенным факторам относят: генетические факторы, которые могут являться носителями наследственных заболеваний и иметь влияние на процесс роста, развития.

К экзогенным факторам относятся: климатические показатели, природные факторы, район проживания, водные ресурсы, экология.

К социальным факторам относят: факторы питания, уровень образования, положение ребёнка в семье, доступность медицинской помощи.

I группа – здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий, функциональных отклонений;

II группа –дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические отклонения;

III группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

IV группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

V группа – дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Закаливание в след вопросе:80

Закаливание

Закаливание -повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

Физиологические аспекты закаливания. Сущность закаливания к холоду состоит в том, что раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное сужение поверхностных сосудов, при этом кровь оттекает к внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, который приводит к выработке дополнительного тепла и расширению сосудов. По мере систематического повторения раздражающего воздействия создается тренированность саморегуляции вегетативных функций. Ребенок не чувствует охлаждения, а внешнее раздражающее холодовое воздействие ограничивается только «игрой сосудов» (сужением и расширением) на месте действия раздражителя. Сокращается время от первичного спазма сосудов до их расширения. У незакаленного ребенка сужение поверхностных сосудов происходит значительно медленней, что способствует потере тепла организма. Отсутствует «игра сосудов», наблюдается бледность кожных покровов. Действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма, и ребенок может заболеть.

Основные принципы проведения закаливания:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья, условий жизни и среды, индивидуальных свойств его нервной системы и организма в целом. Перед проведением закаливающих процедур детей необходимо распределить на группы по состоянию здоровья.

2. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия при проведении закаливающих процедур.

3. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерыва. При прекращении закаливания происходит быстрое угасание выработанных рефлексов, а перерыв в закаливании в 2-3 недели приводит к необходимости начинать процесс закаливания с первоначального этапа. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года можно только в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток.

4. Комплексное использование всех природных закаливающих факторов (воздух, вода, солнечные лучи) совместно с физическими упражнениями и правильное разнообразное их сочетание.

5. Проведение закаливающих мероприятий на положительно- эмоциональной основе детей. При положительном эмоциональном настроении легче вырабатываются положительные условные связи и в дальнейшем ребенок охотно принимает закаливающие процедуры, которые ассоциируются у него с хорошим настроением.

Водой комнатной температуры (18-20ºС) моют лицо, шею, руки утром и после школы, а вечером еще и ноги. Это необходимо как с гигиенической точки зрения, так и с целью закаливания.

Закаливание носоглотки. Носоглотка – одно из холодо уязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла водой с понижающейся температурой от 28º до 18 0 С, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). В

Местное влажное обтирание рекомендуется проводить во время утреннего умывания. Обтираются руки и туловище до пояса варежкой из мягкой ткани, смоченной в воде +34ºС. Температуру воды постепенно снижают на 1-2ºС в течение 5-6 дней и доводят до 28ºС для ослабленных детей и до 20ºС для здоровых.

Сухое обтирание кожи следует непосредственно за влажным, осуществляется мягким сухим полотенцем с применением легкого массажа кожи поглаживающими движениями в направлении от кисти к плечу и круговыми движениями по поверхности спины, груди, боков. Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул или табурет, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания – сек. Температура воды вначале 28-27ºС, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2ºС; конечная температура не должна быть ниже 10 о С. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура воды – С, конечная – 15-13ºС; она снижается через каждые 10 дней на 1-2ºС. Длительность первых ванн – не долее 1 мин, а в конце – до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна. Контрастные ножные ванны. В одно ведро (или таз) наливают горячую (38-40ºС), а в другое – холодную (30-32ºС) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 мин., а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5-10 сек. Такую смену произвести 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2ºС и к концу курса закаливания доводят до 15-12ºС. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 сек. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Обтирание. Оно проводится махровой рукавицей или махровым полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании – от периферии к центру. Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность процедуры от 1 до 2 мин. Температура воды снижается на 1-2 о С через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой о С, летом – о С; конечная температура соответственно о С и С. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой – в помещении, летом – на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища. Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды

для младших школьников зимой не ниже 30 0, летом не ниже 28, а конечная (предельная) соответственно 20 0 и 18 0 С. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней.

Купание в открытых водоемах очень эффективное средство закаливания, так как на организм одновременно воздействует солнце, воздух и вода. При купании надо соблюдать следующие правила: Купаться можно не раньше чем через 1-1,5 ч. после еды и не позже чем через 1 ч. до нее. Его лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успевает прогреться. В воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч и т.п. Во время купания необходим контроль над самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения - бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь - немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда. Нельзя разрешать детям входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только затем входить в воду. Если ребенок озяб,

то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду. После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени. Для ослабленных детей не рекомендуется купаться несколько раз в день. При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. После предварительного закаливания воздухом и водой начинать купания можно при температуре воды 20°С и воздуха 24°С, по мере привыкания можно купаться при температуре воды 17-18°С.

Солнечные ванны. (детям нельзя, так высокая чувствительность к УФ лучам) Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях целого ряда физиологических систем: улучшается работоспособность и состав крови, усиливается обмен веществ, повышается защитные силы организма, улучшается сон, усвояемость витаминов, вырабатывается витамин Д. Необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Однако нельзя злоупотреблять солнечными лучами. Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхних дыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, почках, желудочно-кишечном тракте, декомпенсированные пороки сердца, повышенная возбудимость центральной нервной системы, сильное истощение и малокровие, фотодерматозы, ревматизм, хронические болезни печени и желчных путей, крови, эндокринной системы и некоторые другие. При приеме солнечных ванн необходимо соблюдать следующие правила. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 ч. до еды и не раньше чем через 1,5 ч. после еды. Нельзя их принимать натощак. Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Солнечные ванны лучше принимать в движении – при ходьбе, работе в саду, огороде, гребле на лодках и т.д. Это облегчит работу механизмов терморегуляции. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20-25°С), а затем на мин перейти в тень и отдохнуть. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить. Необходим контроль над самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень, дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность солнечных ванн для них следует ограничивать. Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах – от 7 до 10, в средней полосе – от 8 до 11, в северных районах от 9 до 12 часов. Главным условием их эффективности является дозирование.

Наши рекомендации