Предотвращение неблагоприятных межличностных отношений
Христианство является религией связи. Основатель христианского вероучения — Бог любви, и любовь является самой характерной чертой христианства. Эта любовь не сентиментальное, слабое чувство. Речь идет о сильной, жертвенной, отдающей себя любви, отличительные особенности которой записаны в 13–й главе первого послания к коринфской церкви. Эта любовь отражает любовь Бога, Который послал Своего Сына умереть за людей в этом в греховном мире. Церковь не исполняет основного своего долга, если не проповедует и не проявляет любви, лежащей в основании христианского послания. Всякий раз, когда это послание проповедуют и выказывают, межличностная напряженность уменьшается.
Бог также дал несколько более конкретных правил проявления этой любви[823]. Хотя многие советы можно найти на страницах Библии, Бог позволил нам находить и дополнительные правила, чтобы уживаться друг с другом и эффективно общаться. Межличностные отношения можно улучшать и многих межличностных конфликтов можно избежать, если учить и поощрять людей всех возрастов:
• Соблюдать библейское учение о добрых отношениях (см. выше Библейские правила межличностных отношений на с. 319, 320).
• Жить по–христиански — то есть молиться, размышлять над Священным Писанием, исповедовать грехи и постоянно искать Божьего водительства.
• Заниматься самоанализом, ведущим к избавлению с Божьей помощью от горечи, цинизма и других личных установок или действий, которые могли бы стимулировать раздор, вражду, трения.
• Понимать существо конфликта и практиковать стратегии, ведущие к ослаблению межличностной напряженности.
• Соблюдать правила коммуникации (см. выше на с. 323)
• Ослаблять, избегать или устранять действие факторов окружающей обстановки, которые ведут к усилению межличностной напряженности.
Профилактика неблагоприятных межличностных отношений — великая задача, однако об этой великой задаче следует постоянно напоминать, особенно в церкви. Христианские руководители, включая душепопечителей, занимаясь профилактикой межличностных конфликтов, помогают людям жить в мире и согласии друг с другом, избегать губительных конфликтов и обретать мир, исходящий от Бога[824].
Заключительные замечания
Человеческие существа — создания сложные, обладающие неповторимыми личностными особенностями и волей. Нам тесно на планете, которая, похоже, населена людьми, чья грешная природа заставляет их враждовать с Богом и ссориться друг с другом. Многие из нас стремятся уживаться с ближними, но это непросто.
Апостол Павел, возможно, думал именно об этом, когда Дух вдохновлял его записать следующее указание: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»[825]. Этими словами заканчиваются несколько стихов, содержащих практические правила к примирению: «любовь да будет непритворна»; «будьте братолюбивы»; «в почтительности друг друга предупреждайте»; «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве»; «будьте единомысленны между собою… последуйте смиренным; не мечтайте о себе… не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками».
Конечно, интересно, что этому указанию жить в мире предшествуют два выражения: «если возможно» и «с вашей стороны». Первое из них подразумевает, что иногда жить в гармонии с ближними невозможно. Однако, несмотря на это обстоятельство, всякий человек несет ответственность за свои установки и поступки. Насколько это возможно с нашей стороны, мы должны жить в мире. С помощью Святого Духа христианские душепопечители стараются созидать такой мир и предупреждать психофизиологическое напряжение, столь характерное для многих межличностных отношений.
Библиография
Bolton, Robert. People Skills: How to Assert Yourself, Listen to Others, and Resolve Conflicts. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice–Hall, 1979.
Bramson, Robert M. Coping with Difficult People in Business and in Life. New York: Ballan–tine, 1981 ♦.
Diehm, William J. Criticizing. Minneapolis: Augsburg, 1986♦.
Egan, Gerard. You and Me: The Skills of Communicating and Relating to Others. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1977.
Fenton, Horace L., Jr. When Christians Clash: How to Prevent and Resolve the Pain of Conflict. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1987♦.
Fisher, Roger, and William Ury. Getting to Yes: Negotiating without Giving In. New York: Penguin, 1981.
Griffin, Em. Making Friends and Making Them Count. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1987♦.
Huggett, Joyce. Creative Conflict: How to Confront and Stay Friends. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1984♦.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 17.
Внебрачное половое общение
Свадьба Памелы оказалась вовсе не такой, как ей хотелось. Будучи молоденькой девушкой, она мечтала о венчании, о море свежесрезанных цветов, о подружках невесты, о множестве гостей, о впечатляющем обряде бракосочетания и большом приеме.
Пам и думать не думала, что бракосочетание ее окажется непродолжительным, произойдет в помещении суда и будет совершено судьей, при этом никого из ее настоящих друзей рядом с ней не окажется. И уж вовсе она не думала, что в день свадьбы будет на втором месяце беременности.
Пам выросла в христианской семье, регулярно посещала церковь и воспринимала возвышенные нравственные стандарты, которым ее учили родители. Пам никогда не одобряла добрачных половых отношений, полагая, что для людей, не вступивших в брак, это грех; она и до сих пор считает, что Бог сотворил секс только для брака.
Когда Пам зачислили на первый курс христианского колледжа, студенты и студентки полюбили ее за открытый, жизнерадостный характер. Похоже, знакомств в обществе ей всегда хватало, и она часто встречалась с парнями. Пам было приятно с ними, но в смысле физической связи она далеко не заходила.
Пам и Тодд начали встречаться на предпоследнем курсе; влюбившись друг в друга, они договорились вступить в брак по окончании колледжа. Вначале их физическое влечение было небольшим, но проходил месяц за месяцем и они все больше и больше увлекались друг другом. Крепкие объятия уступили место более тесному общению. И вскоре Пам и Тодд, «унесенные» страстью, вступили в половую связь.
Грех был велик, но они решили больше не заниматься сексом. Тодд был против презервативов, считая, что, «если будут презервативы, появится больше искушений пойти напролом». И все–таки они «пошли напролом». Вскоре Пам и Тодд очутились в порочном круге: секс, грех, решение покончить с этим и… еще больший секс. Беременность наступила за несколько месяцев до окончания колледжа.
Пам и Тодд живут в обществе, где добрачный секс обычен, где высок процент внебрачных зачатий и абортов. Молодожены Пам и Тодд происходят из семей, в которых внебрачный секс считается грехом и аборт исключен. Так что никому из двоих и в голову не приходило считать аборт средством выбора. Они решили, что супружество и воспитание ребенка — самый достойный и соответствующий Писанию способ совладать с трудной ситуацией, в которой они оказались.
Итак, Пам и Тодд — молодожены, которые в действительности не готовы стать родителями, не знают, как закончить колледж, и стараются преодолеть чувства стыда, вины и разочарования, которые навсегда изменили их жизнь.
***
«Сексуальность, подобно всему творению, оказалась в бедственном положении. Мы теперь более, чем когда–либо прежде, уязвимы, ибо живем в обществе, где сексуальные отношения выставляются напоказ на всяком месте: от щитов для афиш и объявлений до рабочих мест». Это обобщение из доклада Института современного христианства (Christianity Today Institute) касается важнейшей проблемы, интересующей не только душепопечителей. Согласно этому докладу, общество сходит с ума. Нас тяготят «разрушенные семьи, потрясают миллионы абортов и ужасают реалии сексуальной эпидемии. Теперь уже никого не прельстишь сексуальной революцией, говоря с серьезным видом, что все будет хорошо, лишь бы покончить с ханжеством». Многие уже не воспринимают секс как нечто, что может быть праведным или грешным; для двоих это всего лишь способ совместного времяпрепровождения. Вместо решительного и совершенно определенного обсуждения этих проблем, евангельские христиане склонны «говорить о вопросах половой этики в двусмысленном тоне»[826].
Внебрачный секс широко распространен в западном обществе; часто наблюдается терпимое отношение к нему и в церкви. Сожительство (совместное проживание неженатого мужчины с незамужней женщиной, интимные отношения между ними без стремления вступать в брак) стало общепринятой практикой, и почти никто в наше время подобную практику не осуждает. Философия гедонизма, которая целью жизни и высшим благом признает наслаждение, одобряет добрачные и внебрачные половые связи; эта философия поддерживается телевидением, практикуется миллионами и почти никем не осуждается. Профессор Аллан Блум опросил однажды группу студентов университета, отчего родители, некогда осуждавшие дочерей, живущих активной половой жизнью, теперь редко возражают даже в том случае, когда их друзья остаются ночевать у них дома. Одна «очень милая, самая нормальная молодая женщина» ответила, что добрачный секс не осуждают потому, что «в этом нет ничего страшного»[827].
Сегодня для многих людей «ничего страшного» нет не только во внебрачных половых связях. Например, такая сексуальная ориентация, как гомосексуализм, известна давно, но в последнее время внимание к ней стало усиливаться, набирает силу движение за предоставление гомосексуалистам больших гражданских прав, оно выступает против дискриминации гомосек♦ суалов при найме на работу. Спорный доклад правительственной комиссии о порнографии привлек внимание к опасности повсеместного распространения порнографической литературы и кинопродукции[828]. Мастурбация распространена настолько широко (по всей видимости, это наиболее распространенная форма сексуального поведения после половых сношений), что почти не тревожит сексологов и сексопатологов, хотя эта практика порождает чувства вины и тревоги среди мальчиков и молодых мужчин. Кроме того, есть и другие, более редкие патологические формы половой жизни (например, изнасилование, трансвестизм, содомия или скотоложство, половая эксплуатация детей и др.), которые периодически привлекают внимание репортеров и психиатров.
Не становится ли наше общество одержимым сексом? Секс является главной темой значительной части газет, журналов, телевидения, рекламы, музыки, литературы, театра, кино, искусства и обыденных разговоров. Секс часто проявляется в бизнесе, образовании, политике и даже в церкви. Надо быть отшельником, чтобы не попасть под воздействие сексуальной стимуляции, производимой средствами современной культуры. То, что Бог предназначил для отрады и близких отношений, извращается — вот уникальнейший пример греха и нравственной болезни, характерных для современного общества.
В этой главе мы сосредоточим внимание на обсуждении трех из четырех наиболее распространенных форм внебрачного секса: мастурбации, добрачного и внебрачного полового общения. Четвертая форма — гомосексуализм — рассматривается в главе 19.