Научиться избегать ситуаций и людей, которые вызывают гнев.

Невозможно решать проблемы, избегая их ради сомнительного мира. Порой долг или мудрость требуют открыто, недвусмысленно выступить против ситуаций или негативно настроенных людей. И все же наступит время, когда можно будет сознательно выйти из каких–то травмирующих ситуаций, из водоворота событий или уйти от людей, которые, возможно, возбуждают в нас излишний гнев[407].

3. Научиться рассматривать ситуацию с разных точек зрения.Спортивные тренеры призывают иногда своих питомцев к ярости, полагая, что это будет стимулировать выброс адреналина в их организме и приведет к победе над соперником. К сожалению, некоторые спортсмены не в силах контролировать проявления физической агрессии и вне спортивных арен[408], а другие понимают, что гнев не дает им сосредоточиться и мешает использовать спортивные навыки. Согласно научным исследованиям, выдающиеся спортсмены не теряют присутствия духа и миролюбия даже в том случае, когда соперники провоцируют их, пытаясь вывести из себя. Спортсмены сдержанные, наученные самообладанию, всегда готовы пережить горечь поражения. Внутренне готовясь к предстоящей игре, они предвосхищают нежеланные, но возможные огорчения и отрабатывают в уме возможные способы совладания с негативными чувствами. В результате подобные тревожные ожидания возбуждают большую концентрацию внимания на будущей игре, а не губительное бешенство[409].

Эмоции контролировать трудно, но можно контролировать помыслы, которые порождают чувства[410]. Дома, а также в церкви и школе, люди могут учиться по слову и образу давать оценку обстоятельствам и факторам, возбуждающим гневные реакции. Они могут научиться видеть, что гнев часто порождается обидой, крушением планов (состоянием фрустрации) и разочарованием. Они могут научиться реагировать спокойно, невозмутимо (возможно, с помощью я–формул), не обвиняя никого, не реагируя остро и не говоря то, за что потом придется краснеть. Подобные наставления могут принести пользу, однако многого, по всей вероятности, не достичь с помощью лекций и книг. Люди учатся воздержанию медленно, наблюдая за поведением ближних и приобретая собственный опыт, в том числе опыт неудач и поражений, который порой может научить быстрее, чем что–либо иное.

4. Сформировать чувство безусловного самоуважения.Говорят, что оградить себя от язвительных замечаний, плохих отношений и действий можно, но не более успешно, чем от болезнетворных микробов. Однако можно защититься, повышая уровень сопротивляемости, основанный на здравом чувстве собственного достоинства[411]. Гнев приносит меньше вреда и легче контролируется, если человек как личность чувствует безопасность, не мучится от ощущений неполноценности и от сомнений в себе. Глава 21 посвящена проблеме неполноценности, самоуважения, самопринятия, в том числе способам предупреждения негативной я–концепции. Когда христиане правильно судят о собственном достоинстве, не остается нужды впадать в ярость и гнев.

5. Прекратить предаваться неотступным негативным мыслям.Зачастую одна мысль не дает покоя сердитым людям на протяжении всего дня: они неотступно размышляют о причинах своего гнева. Если неотступные размышления не прекращаются, истинные причины гнева часто приобретают карикатурные очертания. Это само по себе может вызвать нарастание эмоций гнева, перерастание их в устойчивые негативные чувства, особенно когда одни критически настроенные люди встречаются с такими же другими и рассказывают друг другу о своих обидах. Так у некоторых люди возникает и укрепляется негативное мировосприятие и мировоззрение, которые со временем усугубляются.

Такое мировосприятие на первых порах может быть забавным, поскольку дает возможность такому человеку жить в воображаемом мире собственного превосходства. Подобное мышление губительно, поэтому с ним надо бороться путем замены на позитивное и менее критическое мышление[412]. Это учение следует преподавать и претворять в жизнь как в церкви, так и дома, в семье. Оно способно предупредить превращение эмоции гнева в стойкое чувство и негативное мироощущение.

6. Научиться бороться.Конфликты и споры составляют часть жизни, которой избежать невозможно. Тем не менее люди могут научиться говорить друг другу о том, что они переживают, что им хочется и что они думают по тому или иному поводу. Всего этого не следует делать посредством критической конфронтации, которая напоминает гнев. Ведь правду можно говорить с кротостью и любовью[413]. Научившись правильно общаться друг с другом, мы тем самым предупреждаем и ослабляем силу деструктивного гнева.

7. Установить духовный контроль.Если бесконтрольный гнев причисляется в Библии к делам плотским, то воздержание (самообладание, самоконтроль) является одним из плодов Духа. Если поклоняющиеся Иисусу Христу люди стремятся удалиться от греха и воистину желают быть водимыми Святым Духом, можно наблюдать медленное, но верное, предсказуемое укрепление такого свойства, как самообладание, и стойкое ослабление проявлений эмоций гнева и враждебных чувств. Жизнь под управлением Духа Святого может стать эффективным решением проблемы предупреждения губительного гнева.

Заключительные замечания

Невозможно до конца понять и как–то объяснить те обстоятельства и факторы, которые побудили ученика средней школы в припадке страшного гнева расправиться со своей семьей. Ярость, сильнейшая степень эмоции гнева, граничащая с помутнением рассудка и бурно выраженная, или сдерживаемое, менее интенсивное чувство гнева могут иметь самые разнообразные причины, и есть немало способов обуздания их. Как было показано в этой главе, библейский и психологический подходы можно сочетать, чтобы постичь феномен гнева и помочь душепопечителям приносить больше пользы в работе с людьми, пытающимися установить контроль над своим поведением и научиться воздержанию.

Библиография

Cosgrove, Mark. Counseling and Anger. Waco, Tex.: Word, 1988.

Hart, Archibald D. Feeling Free. Old Tappan, N.J.: Revell, 1979♦.

Tavris, Carol. Anger: The Misunderstood Emotion. New York: Simon & Schuster, 1982♦.

Warren, Neil Clark. Make Anger Your Ally. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1983♦.

Wilkes, Peter. Overcoming Anger and Other Dragons of the Soul. Downers Grove, 111.: Inter–Varsity, 1987 ♦.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Глава 10.

Вина

Элу двадцать один год, он обручен с молодой женщиной, которую очень сильно любит. Несмотря на свой относительно молодой возраст, он служит дьяконом в небольшой церкви, которую посещает также и его невеста.

Однако у Эла есть проблемы с мастурбацией. Он знает, что эта проблема стоит перед большинством холостых мужчин в его возрасте, но он чувствует себя виноватым и никак не может избавиться от этой привычки. Однажды, еще учась в колледже, Эл обратился к душепопечителю, но это был нехристианский душепопечитель, так что толку от него было не очень много.

«Все университетские студенты мастурбируют, — сказал этот душепопечитель. — Не волнуйся. Перестань беспокоиться и получай удовольствие».

Проблема как была, так и осталась; чувство вины у Эла не проходило. Он стал сомневаться, стоит ли впредь обсуждать эту проблему с кем–то еще. И вот он решил написать мне письмо, благо, мы с ним раньше никогда не были знакомы.

«Всегда ли причиной мастурбации являются физиологические или биохимические факторы?» — писал он, быть может, в надежде на то, что его проблема вызвана физическим расстройством и не зависит от него.

«Мне становится стыдно за мысли, которые возникают у меня в голове, когда я мастурбирую, — продолжал он в письме. — С одной стороны, мне бы не хотелось говорить об этом невесте, но я боюсь вступить с нею в брак, ведь у нас могут быть сексуальные проблемы, поскольку я мастурбировал, будучи холостяком. Верующие нашей церкви спрашивают, когда мы вступим в брак, но я все откладываю его, потому что чувствую себя виноватым.

И как быть с моей общиной? Надо ли мне отказаться от служения? Мне нравится служить в церкви, меня уважают, и люди говорят, что у меня получается. Если же я захочу оставить служение, они обязательно спросят меня почему, но я не знаю, что мне говорить им. И что скажут мои папа и мама? Они ведь ходят в ту же церковь».

В ответном письме я постарался успокоить его. Я настоятельно просил его поделиться проблемой с глазу на глаз с кем–то из старших братьев церкви. Со временем, быть может, ему захочется обсудить эту проблему с невестой — и, конечно же, ему следует говорить об этом с Господом.

Некоторые люди, подобно университетскому душепопечителю, сводят на нет как проблему мастурбации, так и связанного с ней чувства вины. Однако для Эла это были самые реальные проблемы, нуждающиеся в разрешении. В своем письме он употребил даже такое слово, как «муки». Речь шла не о физических страданиях; проблема мастурбации и осознание вины были причиной его интеллектуальных и духовных мук, из–за чего вся жизнь его становилась несчастной.

***

Веками богословы и философы бились над решением проблемы страданий. Отчего люди страдают? Служит ли страдание какой–либо полезной цели? Как можно ослабить или устранить человеческое страдание?

Ответы, как и сами вопросы, сложны[414]. Если большая часть творения вынуждена переносить муки физической боли, человеческие существа к тому же вынуждены терпеть и муки интеллектуальных страданий. Мы можем волноваться о грядущем, терзаться прошлым, сознательно вызывать физические или душевные муки у ближних и биться с проблемой внутренних страданий. Иногда страдание приходит независимо от наших поступков, но часто причиной наших страданий являются наши дела.

Осознание вины лежит в основе многих страданий человека. «Я так и не смог привыкнуть к этому, — признался один душепопечитель. — Не найти такого, достаточно большого места, чтобы собрать всех, кто чувствует свою вину. Они все уникальны и каждый из них требует особого, индивидуального подхода. А это совсем не просто»[415]. Нет, наверное, другой такой темы, которая включала бы в себя все проблемные сферы, дискутируемые в нашей книге. Поговорите с людьми, которые страдают от депрессии, одиночества, горечи; с членами семьи, где творят насилие; с гомосексуалистами, алкоголиками, со смертельно больными; с людьми, вовлеченными в супружеские неурядицы, или попытайтесь разобраться с любой другой проблемой, и вы увидите, что все они осознают и переживают вину как часть своих трудностей. Вина — это, как пишут, место, где религия и психология пересекаются чаще всего[416]. Вина названа важнейшим фактором, порождающим проблемы, с которыми люди обращаются к христианским душепопечителям[417]. Согласно психологу Брюсу Наррамору, необходимо осознать происхождение чувства вины, чтобы понять причину психологической дезадаптации[418].

Выделяют несколько типов вины. Их можно свести в два класса: объективная и субъективная. Объективная вина возникает в случае преступления человеком требований закона, причем преступник оказывается виновным, если даже не осознает своей вины. Субъективная вина имеет отношение к внутренним переживаниям раскаяния и самоосуждения, которое возникает вследствие наших действий. Процесс душепопечения будет протекать с большими затруднениями, если душепопечитель не поймет различий между этими классами вины[419].

1. Объективная вина.Данный класс можно разбить на четыре типа виновности. Эти типы пересекаются друг с другом, сливаются и часто не так четко видны, как, быть может, подразумевается в нижеследующих абзацах.

Во–первых, имеется виновность юридическая — в результате нарушения законов общества. Человек, проехавший на красный свет или совершивший кражу в универмаге, виновен перед законом, даже если его не задержали на месте преступления и он испытывает какие–то угрызения совести.

Виновность богословская, во–вторых, включает нарушение законов, установленных Богом. Библия описывает божественные стандарты человеческого поведения, стандарты, которые все мы нарушаем порой своими действиями и мыслями. Согласно Писанию, согрешили все —- мы все преступники[420]. Мы все виновны перед Богом, неважно, сожалеем мы об этом или нет.

Многие психиатры и психологи отрицают существование богословской виновности. Чтобы допустить это, следует признать существование абсолютных моральных стандартов. Если допустить существование абсолютных стандартов, то надо допустить и существование Того, Кто установил эти стандарты; а это может сделать только Бог. Для многих легче считать, что истина и ложь относительны, зависят от личного опыта, подготовки и субъективных ценностей. Как мы увидим, в этом заключается важнейший, практически значимый для душепопечения смысл.

В–третьих, существует и такой тип объективной виновности, как виновность личная. Человек испытывает вину, когда он не соответствует своим персональным стандартам или противится голосу совести. Никакие законы в этом случае не нарушаются и нельзя говорить о неповиновении Богу. Например, отец решает проводить каждое воскресенье с семьей, но вот его больше недели нет дома (уехал по делам), и тогда он чувствует вину. Женщина, страдающая лишним весом, может испытывать вину, когда уступает искушению съесть лишний кусочек сладкого.

Виновность социальная возникает в том случае, когда мы нарушаем неписанные, но социально обусловленные нормы поведения. Человек, ведущий себя грубо, злонамеренно наушничающий, зло критикующий или не обращающий внимания на тех, кто нуждается в помощи, никаких законов не нарушает и может не испытывать никаких угрызений совести. И все же, виновный человек нарушил социальные ожидания других людей по соседству, в церкви, на рабочем месте или в обществе.

Большинство людей чувствуют себя неудобно, когда нарушают гражданское право (юридическая виновность), намеренно противятся или не обращают внимания на Бога (богословская виновность), нарушают личные стандарты (личная виновность) и/или действуют вопреки общественным ожиданиям (социальная виновность). Однако можно совершать все вышеописанное и никогда не чувствовать себя виноватым. Закоренелый преступник может действовать жестоко и не чувствовать никакого сожаления или раскаяния. Миллионы людей, в том числе и мнимые христиане, забывают каждый день о Боге и таким образом грешат против Него. Эти люди виновны пред Богом, но не чувствуют виновности в отношении своих действий.

2. Субъективная виновность.Это неприятное чувство сожаления, раскаяния, стыда и самоосуждения, которое часто приходит, когда мы сделали или помыслили о чем–то, как нам кажется, неправильно или не сумели сделать чего–то, что должны были сделать. Часто при этом имеет место обескураженность, тревога, страх наказания, низкая самооценка, ощущение изолированности, и все это связывается в одно, как часть чувства вины. Эти эмоции бывают как сильными, так и слабыми. Они бывают неприятны, хотя и не всегда. Они могут стимулировать нас изменить свое поведение и искать прощения у Бога или других людей. Чувство вины, тем не менее, бывает также и разрушительным, сдерживающим, что делает жизнь несчастной.

Чувство субъективной виновности бывает уместным и неуместным[421]. Чувство уместной вины возникает в том случае, когда мы нарушаем закон, не подчиняемся библейскому учению или нарушаем законы собственной совести и чувствуем раскаяние, соответствующее тяжести наших проступков. Чувство неуместной вины не соответствует тяжести наших проступков. Некоторые люди, например, могут красть и убивать, не чувствуя при этом большой вины, в то время как другие цепенеют от чувства вины за совершение какого–то незначительного проступка или из–за недоброй мысли. Часто это чувство неуместной вины рождается внутри нас, но порой наши ближние делают замечания или судят, и все это «вгоняет» нас в подобное чувство вины. Иногда эти замечания делают беэжелания навредить нам, но, бывает, их произносят специально, чтобы вызвать у нас чувство вины.

Итак, вина представляет собой большую и сложную проблему. В душепопечении важно видеть разницу между объективной и субъективной виной, хотя подопечных беспокоит только субъективная вина. Важно понять также и библейское учение о вине.

Наши рекомендации