Социальной и коррекционной педагогики

социальной и коррекционной педагогики - student2.ru социальной и коррекционной педагогики - student2.ru

В.М. Башина

ДИАГНОСТИКА АУТИСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

В ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ1

В пособии приведен краткий анализ истории становления проблемы детского аутизма с середины XX до начала XXI столетия — его нозологии, клинической феноменологии, патогенеза. Впервые в хронобиологическом аспекте дано систе-матическое описание признаков семиотики детского врожденного (эволютивного) аутизма от его формирования у пациента с рождения до пубертата, по существу ни в нашей стране, ни за рубежом в таком ракурсе не представлявшееся.

Возрастающая потребность данного пособия не только для детских психиат-ров, но и педиатров, объясняется запоздалой диагностикой детского аутизма и от-сюда длительным отсутствием введения нейротропной и иной терапии для этих групп больных, что приводит к тяжелому дизонтогенезу с признаками филогенеза.

Учебное пособие предназначено для детских психиатров, педиатров, меди-цинских психологов, дефектологов, логопедов.

Рецензент: д.м.н., проф. И.А. Скворцов — руководитель Научно-терапевтического центра по профилактике и лечению психоневрологической ин-валидности.

Компьютерная верстка: Ю.С. Пронина

Введение

Более чем 10-летнее использование в практике детской психиатрии МКБ 10 пересмотра ВОЗ (1994, 1999) с введением в нее широкой группы аутистических расстройств (АР) на основе их психопатологической эквифинальности и допуще - ния гетерономности их почвы привело к отказу от версии детского аутизма (ДА) - только как расстройства эндогенного, «шизофренического спектра» (Leo Kanner, 1943). Возникли диагностические разногласия, особенно при дифференциации АР и ранней детской шизофрении (РДШ). По этой причине встала необходимость уточнения верификации классических видов аутистических расстройств у детей.

Настоящее сообщение посвящено клинике, диагностике детского аутизма эволютивного, врожденного, типа (ДА) и процессуального детского аутизма (ПДА) в хронобиологическом аспекте.

Поставлены задачи:

1. уточнить недостаточно изученные архаические признаки ДА и ПДА;

2.дать их клинические, психопатологические характеристики, используя в этих целях онтогенетические и филогенетические параметры.

Научная новизна На репрезентативном клиническом материале изучены 207 пациентов с раз-

ными типами аутистических проявлений в аспекте хронобиологического подхода. Впервые при оценке ДА и ПДА описан ряд архаических симптомов в филогенети-ческом и онтогенетическом ракурсе. Доказано влияние критических периодов он-тогенеза как пусковых патологических факторов в становлении ДА и ПДА. Уста-новлена ценность знания впервые охарактеризованных архаических признаков в диагностике ДА и ПДА и понимании их патогенетической сущности. Значение

социальной и коррекционной педагогики - student2.ru

1 М., 2009.

социальной и коррекционной педагогики - student2.ru

ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. - 2015 (15), № 3-4.

социальной и коррекционной педагогики - student2.ru

хронобиологического подхода в диагностике АР у детей становится яснее после краткого анализа истории вопроса.

Наши рекомендации