Предложения для практических

Занятий

Каждое из представленных измерений только выиграет в смысле значимости и пользы, если читатель дополнит чтение наблюдениями и практикой. Для большинства глав требуется сосредоточиться на двух задачах: на развитии чувствительности к присутствию и изменениям исследуемого процесса и на повышении мастерства при активном использовании этих параметров в общении. Усилия, направленные на развитие одного, неизбежно будут поддерживать рост другого, но обе задачи требуют особого внимания.

Предложения, сделанные на протяжении всей этой книги, направлены на то, чтобы помочь психотерапевту повысить сензитивность. Все, что психотерапевт может сделать помимо этого, в конечном счете опирается на способность ощутить, где, по субъективному ощущению клиента, он сейчас находится, каково основное направление его движения в каждый конкретный момент и что ему в данный момент необходимо. Именно эта существенно важная, тренированная способность и носит имя «интуиция».

Конечно, важным компонентом интуиции являются качества, свойственные некоторым людям от рождения (на этом особенно настаивают юнгианцы). Однако до некоторой степени они присутствуют в каждом из нас (Goldberg, 1983), и эти способности, безусловно, можно развить и заставить работать более точно (Vaughan, 1979).

Большинство параметров психотерапевтического искусства, описанных на этих страницах, зависит от способности психотерапевта сразу интуитивно распознавать паттерны поведения (и пациента, и свои собственные). Соответственно, наиболее фундаментальное практическое предложение — работать с этими параметрами так часто и с таким напряжением интеллекта и внимания, на какие вы способны. Таким и только таким путем психотерапевт достигает состояния, когда может подсознательно использовать возможности этих измерений, и не нарушать при этом беседы с пациентом.

Возможности для наблюдения и практики

Ниже описаны некоторые возможности для наблюдения и практики. Старайтесь использовать их чаще и ищите другие дополнительные возможности.

Целенаправленное подслушивание. Подслушивание чужих разговоров в лучшем случае является нарушением этикета, в худшем — откровенной грубостью. Тем не менее я предлагаю рискнуть, — конечно же, со всей ответственностью и осторожно-

Приложение 261

стью. Когда вы находитесь в ситуации, которая позволяет ненавязчиво слушать и наблюдать, возьмите в привычку обращать внимание на то, как люди разговаривают друг с другом. Ваша совесть — и моя — может быть, хоть немного успокоится, если вы примете это разрешение исключительно для наблюдения процесса взаимодействия, не обращая внимания на содержание.

В зале ожидания, в кафе, в салоне красоты и других подобных местах расположитесь так, чтобы слышать (и, если возможно, видеть) двух беседующих людей. Лучше не пытаться следить за этим процессом в больших группах, по крайней мере, в начале.

• Сначала отметьте свои непосредственные впечатления: Кто больше говорит?

Кто больше вкладывается в разговор?

• Теперь спросите себя, на какие признаки вы опирались, отвечая на эти вопросы?

• Затем, отмечайте язык тела собеседников, их жесты, выражения лиц и все невербальное. Что подтверждает или изменяет ваши впечатления?

• Наконец, попытайтесь предсказать, что будет делать дальше тот или иной участник (например, если они спорят, кто из них поменяет свою точку зрения; если они рассказывают анекдоты, кто сменит тему).

Практика с друзьями. Особенно полезна возможность попытаться применить эти параметры специально, вне профессиональной ответственности, которую мы чувствуем, когда работаем с клиентами. Лучше всего это получается, когда ваш друг или коллега с интересом участвует в тренировочном интервью, и вы ведете искренний разговор (не забывая, что это делается в учебных целях). Полезно также по очереди играть роли психотерапевта и клиента.

Большую помощь можно извлечь из записей таких разговоров, которые потом можно проанализировать и, если получится, обсудить с другом или инструктором (см. ниже).

Помните: человеческие взаимоотношения обладают большой силой, и эта сила может быть использована как во благо, так и во зло. Когда вы будете выполнять эти задания, более важно будет сохранить веру в ваши собственные ценности и доверие вашего друга к вам, чем навязывать неприемлемый уровень погружения только для того, чтобы попрактиковаться. Это значит, что если ваш друг увлечен разговором, по-настоящему раскрывается и действительно испытывает эмоциональную потребность, вам следует отвечать с профессиональной осторожностью, сохранять абсолютную конфиденциальность и оставаться с ней или с ним столько, сколько вам нужно, чтобы помочь справиться с любыми чувствами, которые могли возникнуть. Это не значит, что вы будете вести с вашим другом психотерапию, т. е. предпринимать нечто опасное и неблагоразумное. Если необходимость в такого рода помощи очевидна, помогите своему другу найти квалифицированного профессионала. Независимо от вашей умелости или опыта, вы не тот человек, который нужен вашему другу, если ваши отношения с ним действительно являются дружбой.

Накапливание записей разговоров. Чувствительность к какому-либо параметру приходит как результат наблюдения его проявлений в реальных беседах. Ситуации реальной жизни (в противоположность ролевой игре или другим видам тренировоч-

262 Приложение

ных упражнений) обладают неуловимой, но значимой целостностью, поэтому попытайтесь получить записи живых разговоров. Если позволяют средства — делайте и аудио- и видеозаписи. Их можно использовать многократно и, конечно, больше всего можно достичь, изучая одни и те же записи с разных точек зрения. Таким образом видение многогранности нашего материала серьезно обогащается. Естественно, полезно время от времени пополнять коллекцию свежими записями.

Далее перечислены некоторые виды разговоров, которые было бы полезно рассмотреть:

• Реальные, спонтанные, обычные разговоры, которые вы ведете с другими людьми. Приобретите привычку записывать ваши разговоры, как только для этого предоставляется случай. Так вы сможете постепенно накопить записи, достаточно продолжительные и серьезные, чтобы их можно было продуктивно использовать. Собирая эту коллекцию, меняйте собеседников, темы и обстоятельства разговоров.

• Заранее (как предлагалось выше) спланированные разговоры с партнером, который позволяет в общении с собой тренироваться в использовании различных параметров. Здесь также желательно разнообразие.

• Запись радио- или телеинтервью. Старайтесь зафиксировать продолжительный, развернутый разговор между двумя собеседниками. Шоу, в которых один собеседник более активен, а другой пассивен, не так полезны.

Использование записей. При работе с записями я предлагаю пользоваться несколькими схемами:

• Возьмите несколько отрывков из разных частей разговора. Каждый отрывок должен быть достаточно длинным (минимум 10 реплик того человека, чье поведение будет исследоваться в данный момент).

• Слушайте, пользуясь определенной системой. К некоторым главам прилагаются схемы наблюдений (см. ниже), которые облегчают этот процесс. Если есть схемы наблюдения, используйте их; если нет, постарайтесь сделать некоторые записи. Суть в том, чтобы сделать слушание активным, а не пассивным.

• Отвлекитесь от суждений типа хорошо/плохо. Задача в том, чтобы разобраться в происходящих в течение интервью процессах, а не в том, чтобы выставить оценки — вам, интервьюеру, или психотерапевту, которого вы слушаете. Исследование, свободное от такого рода давления, может быть приятным и стимулирующим и вылиться в приобретение сензитивности и умений. В атмосфере постоянного поиска виноватых этого не произойдет.

• Слушайте вместе с кем-нибудь, если сможете найти партнера, который так же'заин-тересован в этом, как и вы, который будет заниматься этим, сохраняя хорошее, но тем не менее рабочее настроение, и с которым вы сможете обсуждать ваши переживания и наблюдения.

Использование схем наблюдения. Некоторые главы содержат предложения, для реализации которых необходимо использовать схемы наблюдений. Все они помещены в конец этого приложения, с тем чтобы вы могли в любое время экспериментировать с ними.

Постарайтесь чередовать свободное ненаправленное наблюдение с использованием этих схем. Они особенно ценны тем, что обеспечивают определенную позицию для

Приложение 263

наблюдения взаимодействия в разговоре. Используя их, вы, скорее всего, увидите больше, чем без них.

Итак, будете ли вы их использовать? Возможно, нет.

Часто в отношении использования таких подсказок, как эти схемы, наблюдается некая инерция. Лишь наиболее преданные делу обладают достаточной дисциплиной, чтобы делать это больше нескольких раз и использовать схемы наблюдения систематически и в полной мере.

Вы правы: это вызов.

Так что же вы намерены с этим делать?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения для первых нескольких глав выписаны в деталях, тогда как для последующих глав они даны в виде кратких набросков. Как только вы утвердитесь в главном — в самой идее тренировки этих умений, — самое лучшее, что вы можете сделать — брать на себя все больше и больше ответственности за то, чтобы работать в своем собственном стиле.

Очень легко просмотреть все эти практические предложения и отложить их, сказав себе «Если у меня когда-нибудь будет время, я хотел бы попробовать некоторые из них». Но уж если вы добрались до этой части книги, дайте себе передышку и найдите время, чтобы разобраться в них и следовать им.

Глава 2: Уровень общения

Возьмите в привычку отмечать уровень вовлеченности, который ощущаете вы сами и который демонстрируют ваши партнеры. Конечно, это наверняка будет полезно в вашей психотерапевтической работе, но может еще и обеспечить вас навыками, которые можно применить в общении с продавцами или в дискуссиях с коллегами.

Целенаправленное подслушивание. Используйте общие рекомендации, данные выше, но в особенности задайте себе следующие вопросы о людях, которых вы наблюдаете:

• Какие изменения в уровне их вовлеченности вы заметили?

• Оставался ли один из них, или даже оба на формальном уровне или на уровне поддержания контакта?

• Кто-нибудь пошел дальше стандартного уровня? Если да, то какое действие это оказало на ее/его партнера?

• Осознавал ли, по вашему мнению, кто-нибудь из них какие-то различия в уровне погруженности?

Схема наблюдения 2.1 предлагает способы прослеживания невербальных аспектов разговоров. Иногда вы можете ненавязчиво их использовать.

Практика с друзьями. Начните важный для вас разговор с другом, с которым у вас уже сложились доверительные отношения. Если можно, запишите беседу. Темой мо-

Приложение

жет служить что-нибудь подходящее для ваших отношений, предпочтительнее более личное, требующее взаимного самораскрытия. В этом разговоре вам следует попытаться помочь достичь большего погружения вашему другу и себе самому, с тем чтобы достичь более глубокого уровня взаимодействия, чем обычно. Не раскрывайте этой цели до конца разговора (до тех пор пока инструкция, данная ниже, не потребует этого).

Когда обсуждение закончено и вы решили, что разговор был важен и для вас и для вашего партнера, обратитесь к этим вопросам (если ваш друг тоже профессионально заинтересован, возможно, вы решите, что вам будет полезно сделать это вместе):

• На каком уровне вовлеченности был ваш друг в начале разговора? На каком уровне были вы?

• Какие подвижки были в сторону углубления?

• Что облегчало движение?

• Были ли случаи, когда появлялось что-то, что ограничивало вовлеченность одного или обоих? Что это было? Как можно было бы избежать этого?

• Насколько вы чувствовали себя в силах искренне встретиться с вашим другом на действительно глубоком уровне? Способны ли вы идентифицировать свои внутренние колебания и неуверенность, которые большинство из нас испытывают при такой встрече?

• Расскажите своему другу, что вы делали, и попросите его или ее дать вам искреннюю обратную связь относительно того, каким был этот процесс для него или для нее.

• Используйте схему наблюдения 2.2 и пусть ваш друг тоже использует ее, чтобы сравнить ваши впечатления о климате и уровнях общения.

Использование записей. Предложенные выше вопросы могут быть полезны при прослушивании записей разговоров. Дополнительно имейте в виду следующее:

• Какие предпосылки того, что появилась отчетливая смена уровней присутствия, вы могли бы теперь назвать?

• Если изменения происходили в сторону уменьшения погруженности, могли бы вы сейчас определить моменты, где вмешательство могло бы предотвратить уменьшение глубины погруженности?

• Если у вас есть видеозапись, вы можете использовать схему наблюдения 2.1, чтобы изучать невербальные аспекты разговора.

Глава 3: Присутствие психотерапевта и альянс

Инструкции для главы 2 применимы и для следующей главы. Обратите особое внимание на сходства и различия между психотерапевтом и клиентом (или людьми, которые находятся в соответствующей роли). Если в каком-либо из этих интервью вы были психотерапевтом, можете ли вы обнаружить, когда и в результате чего вам хотелось выйти из ситуации?

Другие наблюдения. Чтобы помочь вам в практике достижения большей глубины и обнаружении тех непроизвольных паттернов поведения, которые могут помешать вам достичь желаемой глубины, можно применить несколько схем наблюдений. По-

Приложение 265

пробуйте использовать схемы наблюдения 3.1, 3.2 и 3.3 для анализа записей ваших собственных интервью.

Глава 4: Межличностное давление

Внимание к невербальному. В силу необходимости эти практические шаги сфокусированы на вербальных аспектах психотерапевтических бесед. В письменных руководствах, к которым принадлежит и эта книга, упор сделан на словах. Уже сам психотерапевт отвечает за то, чтобы использовать слова только как опору в общем взаимодействии с клиентом. Само по себе произнесение слов никогда не будет психотерапией.

Использование записей. Запишите разговор с другом на интересную для обоих тему (например, хобби, спорт, политика). Постарайтесь продлить разговор по крайней мере на 15-20 минут (так, чтобы избавиться от начального уровня самоконтроля). Используя схему наблюдения 4.1 «Межличностное давление», прослушайте три отрывка по десять реплик (десять раз, когда говорили вы), взяв один отрывок из начала, когда разговор шел уже около минуты, один из середины, и один незадолго до окончания. Во время прослушивания каждый раз, когда говорите вы, делайте отметку в соответствующей клеточке бланка, слева направо. Отделяйте один отрывок от другого вертикальной линией.

Когда вы смотрите на то, что получилось, что вы думаете о том, как вы используете давление?

• Не кажется ли вам, что у вас сложился устойчивый паттерн использования давления?

• Как, по вашему мнению, влияло погружение в тему (если оно было) на уровень вашего давления?

• Как вы думаете, был бы разговор принципиально другим, если бы вы использовали • другой паттерн давления? Как бы он изменился? Какой другой паттерн вы бы использовали?

Изучение профессиональных интервью. Вы можете сделать то же самое, записав теле- или радиоинтервью, типа «60 Минут» или «Вечернего шоу». Интересно сравнить разные интервью с точки зрения стиля межличностного давления.

Упражнения в использовании давления. Попробуйте попрактиковаться в изменении уровня межличностного давления, используя «Упражнения в межличностном давлении А и В» (ниже). Образцы ответов помещены в конце приложения. Но, прежде чем обращаться к ним, испытайте ваше умение. Потом сравните с ними свои ответы, чтобы посмотреть, можете ли вы регулировать свое движение по шкале, как это делал психотерапевт, чьи ответы там приведены.

Приложение

УПРАЖНЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ДАВЛЕНИИ А

П. О чем вы сейчас думаете?

К. Я думаю о том, что я должен сейчас сказать.

[Составьте 8 ответов психотерапевта между обозначенными ниже «1» и «10». Распределите их равномерно на шкале интенсивности межличностного давления.]

1. Мх-гмм. {Мягко, внимательно.)

2________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________'___

5._________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________________

8._________________________________________________________________________

9._________________________________________________________________________

10. Очень важно, что вы сказали, что с вами в данный момент происходит. Если бы вы этого не сделали, то в нашем разговоре не было бы никакого толка. Теперь перейдем к делу.

Ниже используйте римские цифры для обозначения октавы шкалы межличностного давления, которую представляет каждый ответ:

#2 #3 #4 #5 #6 #7_____#8______#9_______

Насколько хорошо вы рассчитали изменение давления? На каждую октаву пришлось по два ответа?

УПРАЖНЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ДАВЛЕНИИ В

П. Вы сейчас чувствуете сильную боль и гнев.

К. Да. Ощущение такое, будто это уже слишком, и я боюсь, что не смогу этого вынести.

[Составьте 9 возможных ответов психотерапевта, которые бы располагались на шкале межличностного давления между двумя ответами, помещенными ниже.] 1. Ммммм. (С симпатией.)

Приложение

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________________ 8._________________________________________________________________________

9._________________________________________________________________________

10._________________________________________________________________________

11. У вас действительно нет выбора. Это такая штука, с которой каждый из нас должен встретиться и вынужден что-то делать с ней. Если вы попытаетесь избежать этого, то будет только еще больше боли и надолго; так что, дерзайте. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы быть с вами.

Используйте римские цифры, чтобы обозначить октавы шкалы межличностного давления, которые представляет каждый ответ:

#2_____#3 #4 #5 #6 #7 #8 #9 #10

Наши рекомендации